город Воронеж |
|
9 июля 2020 г. |
Дело N А36-1863/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
от территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от ООО "ФирмаФарм": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.04.2020 по делу N А36-1863/2020, по заявлению руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области Фролова А.С. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ заинтересованное лицо: Общество с ограниченной ответственностью "ФирмаФарм" (ИНН 4824057595, ОГРН 1124823007154),
УСТАНОВИЛ:
Руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области Фролов А.С. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ФирмаФарм" (ИНН 4824057595, ОГРН 1124823007154) (далее - Общество) к административной ответственности, на основании ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением от 22.04.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель, обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области по настоящему делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания вменяемого правонарушения малозначительным, сослался на то обстоятельство, что доказательства наличия исключительных обстоятельств, которые позволили бы признать вменяемое правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражало против доводов апелляционной жалобы Общество, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, заявителем в период с 06.02.2020 по 05.03.2020 была проведена плановая выездная проверка ООО "ФирмаФарм", на основании приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области N 3-ЛМ/ЛФ от 31.01.2020, соблюдения действующего законодательства при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.
В ходе проверки было установлено, что Общество осуществляет медицинскую деятельность на основании Устава в соответствии с лицензией от 03.04.2017 ЛО-48-01-001632, выданной Управлением здравоохранения Липецкой области.
Заявителем было установлено, что медицинской организацией:
- не представлены трудовые договоры со всеми специалистами, осуществляющими заявленные в лицензии работы (услуги) (в нарушение п/п "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности);
- нарушаются установленные законодательством порядки оказания медицинской помощи (в нарушение п/п "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности);
- не соблюдается установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в нарушение п/п "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности); правила предоставления платных медицинских услуг (в нарушение пп. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ), медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Медицинская деятельность подлежит лицензированию (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, установлены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (п. 4-5 указанного Положения).
В ходе плановой выездной проверки комиссией Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области выявлены следующие нарушения положений Постановления Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее Положение о лицензировании медицинской деятельности), а именно: согласно п/п. "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности обязательным требованием к лицензиату является наличие заключенных трудовых договоров с работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
В ходе проверки комиссии было представлено штатное расписание N 7 от 12.02.2020 ООО "ФирмаФарм".
При наличии в действующей лицензии от 03.04.2017 ЛО-48-01-001632 следующих работ (услуг): при оказании первичной доврачебной медикосанитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерскому делу, лечебному делу, медицинскому массажу, общей практике; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: детской эндокринологии, аллергологии и иммунологии; при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе временной нетрудоспособности; в ходе проверки не представлены трудовые договоры с работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование.
Согласно п/п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензиат обязан соблюдать установленные законодательством порядки оказания медицинской помощи.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Согласно ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские организации обязаны организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В ходе проведения плановой выездной проверки в ООО "ФирмаФарм" комиссией были установлены нарушения порядков оказания медицинской помощи в части невыполнения стандартов оснащения медицинской организации:
- приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", в оснащении кабинета врача-терапевта на момент проверки отсутствуют инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи, лупа ручная;
- приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 926н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы" в оснащении кабинета врача-невролога отсутствуют: персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, негатоскоп; - приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями" в оснащении кабинета врача-кардиолога отсутствуют: ширма, секундомер, аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный, экспресс анализатор кардиомаркеров портативный;
- приказа Минздрава России от 12.11.2012 N 908н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология" в части отсутствия в структуре медицинской организации кабинета врача - детского эндокринолога, оснащенного в соответствии с требованиями приложения N 3 к приказу Минздрава России от 12.11.2012 N908н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология";
- приказа Минздрава России от 07.11.2012 N 606н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология и иммунология" в части отсутствия в структуре медицинской организации кабинета врача-аллерголога-иммунолога, оснащенного в соответствии с требованиями приложения N 3 к приказу Минздрава России от 07.11.2012 N606н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология и иммунология".
Согласно пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензиаты при осуществлении медицинской деятельности обязаны соблюдать установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В качестве документов, подтверждающих наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, комиссии в ходе проверки представлены: приказ б/н от 07.06.2019 "О назначении уполномоченного лица по качеству и безопасности медицинской деятельности ООО "ФИРМАФАРМ""; приказ б/н от 07.06.2019 "Об утверждении положения о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"; приказ N 7 от 23.12.2018 "О создании врачебной комиссии"; приказ N4 от 23.01.2019 "О работе врачебной комиссии".
Порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности регламентирован приказом Минздрава России от 07.06.2019 N 381н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".
В нарушение требований приказа Минздрава России от 07.06.2019 N 381 н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" и установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не оцениваются следующие показатели: наличие изданных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления), регламентирующих вопросы организации медицинской деятельности, включая: организацию консультаций, дополнительных методов обследования в иных медицинских организациях; перевод пациента в другие медицинские организации, включая перечень показаний и медицинские организации для перевода. Обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом; стандартов помощи. Обеспечение получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Обеспечение своевременного оказания медицинской помощи при обращении пациента, а также на всех этапах ее оказания. Обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, включая организацию мест ожидания для пациентов, законных представителей и членов семей пациентов. Осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов, в том числе: обеспечение контроля сроков годности лекарственных препаратов; обеспечение контроля условий хранения лекарственных препаратов, требующих особых условий хранения; хранение лекарственных препаратов в специально оборудованных помещениях и (или) зонах для хранения; соблюдение требований к назначению лекарственных препаратов, а также учет рисков при применении лекарственных препаратов (в том числе аллергологического анамнеза, особенностей взаимодействия и совместимости лекарственных препаратов) с внесением соответствующих сведений в медицинскую документацию); осуществление контроля качества письменных назначений лекарственных препаратов. Профилактика инфекций, связанных с осуществлением медицинской деятельности, у неких работников (включая использование индивидуальных средств защиты); рациональное использование антибактериальных лекарственных препаратов для тактики и лечения заболеваний и (или) состояний; проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекции. Осуществление мероприятий по организации безопасной среды для пациентов и работников медицинской организации, в том числе: проведение мероприятий по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний; обеспечение защиты от травмирования элементами медицинских изделий; оснащение медицинской организации оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; соблюдение внутреннего распорядка медицинской организации; обеспечение охраны и безопасности в медицинской организации (включая организацию в медицинскую организацию и ее структурные подразделения), предотвращение и принятие случаях нападения на медицинских работников, угрозах со стороны пациентов /или посетителей, соблюдение мероприятий по обеспечению безопасности при угрозе чрезвычайных ситуаций; сбор и анализ информации обо всех случаях нарушения безопасности пациентов в медицинской организации.
При выборочном контроле медицинских карт амбулаторных больных установлено отсутствие в них оформленного бланка информированного добровольного согласия в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Б. В. В., 1954 г. р., О. В. П., 1939 г. р., С. Ф. И, 2015 г. р., Ш. Н. В., 1959 г. р., П. М. П., 2010 г. р., С. А. Г., 2015 г. р., Л. А. Е., 2016 г. р., Ф. Э. Д., 2018 г. р., Ж. О. Ю., 1975 г. р., А. Т. Г., 1948 г. р., Ч. М. А., 1931 г. р., К. К. Н., 1971 г. р., А. М. М., 1956 г. р.); установлены факты одновременного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному пациенту без решения врачебной комиссии в нарушение требований приказа Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (П. М. П., 2010 г. р., Ф. Э.Д., 2018 г. р.); отсутствия записей о проведении первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза; плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента в нарушение требований приказа Минздрава России от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (К. К. Н., 1971 г. р., А. М. М., 1956 г. р., А. Т. Г., 1948 г. р., Ч. М. А., 1931 г. р.); в нарушение п. 5 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеет место установление диагноза, не основанного на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (А. Л. М., 1956 г. р.).
При анализе Журнала учёта процедур установлен факт проведения пациентам длительных внутривенных вливаний и процедуры аутогемотерапии при отсутствии в штате штатной единицы и работника, имеющего среднее и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование (медицинская сестра процедурная).
В нарушение требований приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" в ходе проверки не представлен план-график заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии); письменный отчет председателя врачебной комиссии о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий; протокол заседания врачебной комиссии не содержит следующие сведения: перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.03.2020, N 3/20, подтверждаются материалами административного дела (л.д. 25-123). Акт проверки подписан заместителем генерального директора ООО "ФирмаФарм" Борзенковым И.С., который признал выявленные нарушения полностью.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для составления 11 марта 2020 года руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области Фроловым А.С. протокола N 8 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 13-24).
Апелляционный суд полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение обществом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (по ч. 4 - грубое нарушение).
Субъектом правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушениями грубым нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Состав указанных правонарушений является формальным, объективную сторону образует осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий (часть 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности (пункт 46 части 1 статьи 12 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В пункте 4 Положения перечислены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию; либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности (подпункт "е").
В соответствии с подпунктом "а" и "б" пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи и соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что вменяемые Обществу нарушения подпадают под нормы п/п. "а", "б", "в" п. 5. п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности_.", что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Как верно указал суд области, допущенные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований, так как представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Вместе с тем, апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возможности квалификации допущенного Обществом административного правонарушения, как малозначительного, при этом исходит из следующего.
В числе основных принципов охраны здоровья Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" называет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи (пункты 1, 6 статьи 4).
Согласно разъяснения, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушение заинтересованным лицом лицензионных требований в сфере осуществления медицинской деятельности представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам как в сфере охраны жизни и здоровья человека, так и в сфере регулирования предпринимательской деятельности, поскольку государственный орган, выдавая лицензию на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности, тем самым гарантирует гражданам соблюдение лицензиатом действующего законодательства при осуществлении такой деятельности.
В данном случае допущенные Обществом нарушения лицензионных требований создают непосредственную и реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, которым оказываются медицинские услуги без обеспечения надлежащего внутреннего контроля качества и безопасности оказываемым медицинских услуг.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, а также пренебрежительного отношения заинтересованного лица к исполнению обязательных для него требований и условий осуществления медицинской деятельности, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, апелляционная коллегия полагает необходимым указать на следующее обстоятельство.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, если иное не предусмотрено данной нормой, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Положения части 4 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в связи с чем, в рассматриваемом случае для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 11.03.2020 N 8 датой совершения административного правонарушения является 05.03.2020.
С заявлением о привлечении к административной ответственности административный орган обратился в суд первой инстанции 13.03.2020.
Таким образом, к дате вынесения постановления судом апелляционной инстанции трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.04.2020 по делу N А36-1863/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.3 ст.288.2 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1863/2020
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области
Ответчик: ООО "ФираФарм"