г. Самара |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А72-17375/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Засыпкиной Т.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.05.2020 по делу N А72-17375/2019 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ИНН 7325153348, ОГРН 1177325006231), г.Ульяновск, к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Ульяновский техникум железнодорожного транспорта" (ИНН 7326017080, ОГРН 1027301410949), г.Ульяновск, о взыскании убытков в размере 11545 руб. 88 коп.,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Ульяновский техникум железнодорожного транспорта" (далее - Учреждение) о взыскании убытков в размере 11545 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.05.2020 по делу N А72-17375/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Пенсионного фонда, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на то, что выплата пенсии с учетом индексации производится не сразу после представления страхователями отчетности, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии. С учетом соблюдения Пенсионным фондом процедурных сроков обработки отчетности статус пенсионера как неработающего на дату вынесения решения об индексации был определен правомерно. Поскольку в установленный законодательством срок отчетность за апрель 2018 года представлена не была, у Пенсионного фонда имелись правовые основания для вывода о прекращении Кибиревой Т.Н. работы и соответственно для вынесения решений об индексации и корректировке страховой пенсии, как неработающему пенсионеру. По мнению Пенсионного фонда, наличие сведений о трудоустройстве за последующие периоды при отсутствии сведений за предыдущие периоды не является основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом индексации.
Учреждение в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
Учреждение в апреле 2018 года предоставило отчетность по форме СЗВ-М за март 2018 года, в соответствии с которой в марте 2018 года осуществляли работу 98 человек, в том числе Кибирева Т.Н.
Страхователем 04.05.2018 подан отчет по форме СЗВ-М (тип формы - ИСХД) за апрель 2018 года, в соответствии с которым в апреле 2018 года осуществляли работу 102 человека.
29.05.2018 Учреждением ошибочно подан отчет СЗВ-М (тип формы - ОТМН (отменяющий), за апрель 2018 года на 100 человек, в том числе и на Кибиреву Т.Н.
05.06.2018 Учреждение представило отчет по форме СЗВ-М (тип формы - ИСХД) за май 2018 года, в соответствии с которым осуществляли работу 100 человек, в том числе Кибирева Т.Н.
Все остальные отчеты, которые Учреждение представляло в ПФР (за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и т.д.) содержали сведения о наличии трудовых отношений с Кибиревой Т.Н.
При формировании итоговой (годовой отчетности) Учреждение самостоятельно выявило ошибку в сдаче отчетности за апрель, а именно: подача формы СЗВ-М (тип формы- ОТМН) на 100 застрахованных лиц, вместо типа формы ОТМН на двух человек, которые фактически не работали с апреля 2018 года. Данная ошибка была устранена страхователем путем подачи формы СЗВ-М (тип формы - ДОП) за апрель 2018 года 28.02.2019.
В июле 2018 года Пенсионный фонд в отношении Кибиревой Т.Н. принял решение об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающего пенсионера с 01.04.2018.
Пенсионный фонд просит взыскать с Учреждения излишне выплаченную сумму пенсии за период с 01.04.2018 по 31.03.2019 в отношении застрахованного лица - Кибиревой Т.Н. в размере 11545 руб. 88 коп.
В силу ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно ст.14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п.п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.
В соответствии со ст.15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 данного Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п.3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Исходя из части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 84 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил N 885н следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Пунктом 86 Правил N 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил N 885н, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации, наступает, если представлены недостоверные сведения и эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, а также имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.
Под достоверностью сведений понимается соответствие указанных сведений действительности, без искажения информации, то есть соответствие информации, содержащейся в представленных органам Пенсионного фонда Российской Федерации документах (справках, выписках, приказах и пр.), фактическим данным и обстоятельствам.
Согласно п.1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Учреждением в нарушение требований подпункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в отношении Кибиревой Т.Н. представлены только 28.02.2019, тогда как срок их представления 15.05.2018.
Пенсионным фондом произведен Кибиревой Т.Н., работающей в Учреждении, как пенсионеру, прекратившему работу, перерасчет пенсии с 01.04.2018 в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру. Размер излишне выплаченной пенсии составил 11545 руб. 88 коп.
Между тем материалами дела подтверждается, что Учреждение своевременно представило в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и т.д., в которых содержалась информация о Кибиревой Т.Н., как о работающем пенсионере.
Таким образом, на момент принятия Пенсионным фондом в июле 2018 года решения об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающего пенсионера с 01.04.2018 (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Пенсионный фонд располагал сведениями о том, что Кибирева Т.Н. является работником Учреждения, между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил. В основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2018 года.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Учреждения по представлению сведений за апрель 2018 года по форме СЗВ-М и возникновением у Пенсионного фонда убытков.
Кроме того, за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством, в частности п. 4 ст. 28 Закона N 400-ФЗ, установлены меры ответственности.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции обоснованно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата пенсии с учетом индексации производится не сразу после представления страхователями отчетности, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, судом апелляционной инстанции отклоняются. Само по себе установление процедурных сроков для обработки поступившей отчетности и принятия решения о выплате сумм пенсии не исключает возможности учитывать имеющиеся у Пенсионного фонда сведения, поступившие от страхователей в рамках отчетности, предусмотренной законодательства о персонифицированном учете застрахованных лиц.
Ссылка Пенсионного фонда на то, что наличие сведений о трудоустройстве за последующие периоды при отсутствии сведений за предыдущие периоды не является основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом индексации, судом апелляционной инстанции признается несостоятельной. Пенсионный фонд имел возможность обнаружить в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, и предпринять меры, установленные Инструкцией, для их устранения, путем направления страхователю соответствующего уведомления. Пенсионным фондом указанные действия не произведены. Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.
Приведенная в апелляционной жалобе судебная практика не имеет отношения к рассматриваемому в рамках настоящего дела спору и преюдициального значения для его разрешения.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу N А72-17375/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17375/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА", ОГБПОУ "Ульяновский техникум железнодорожного такрнспорта"