г. Тула |
|
8 июля 2020 г. |
Дело N А62-11416/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.03.2020 по делу N А62-11416/2019 (судья Ерохин А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" (г. Москва, ОГРН 1117746089845, ИНН 7728763032) к Смоленской таможне (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) о признании недействительными решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.08.2019 N РКТ-10113110-19/000584 и о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 10.09.2019;
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" - Михайловская Н.Б. (доверенность от 21.11.2019 N мтк-46-19, решение 14.11.2019, копия паспорта, копия диплома о высшем юридическом образовании);
представители Смоленской таможни в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Смоленской таможне (далее - таможня) с заявлением о признании недействительными решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.08.2019 N РКТ-10113110-19/000584 и решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 10.09.2019.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.03.2020 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, настаивая, что ввезенный товар является продуктом, используемым для кормления животных, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела обществом на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) в подсубпозиции 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС по ДТ N 10113110/220719/0106913 продекларирован товар "кормовая добавка в виде порошка "ТОКСАУТ SP+" для адсорбции афлатоксина В1 в кормах сельскохозяйственных животных, в том числе птицы: "TOXOUT SP+" (ТОКСАУТ СП+). Кормовая добавка, представляет собой порошок светло-коричневого цвета с нейтральным запахом, плохо растворим в воде, содержит в своем составе: алюмосиликатов - 95,5 %, сухого экстракта дрожжевой культуры SACCHAROMYCES CEREVISIAE - 3,5 % и ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫХ ФЕРМЕНТОВ Е-1607-1,0 %. не содержит генно-инженерно-модифицированных продуктов, расфас. по 25 кг в прошитые бумажные многослойные мешки с полиэтиленовым вкладышем. Производитель DAAVISION B.V. Тов.знак DAAVISION. Кол-во 20000.00 кг (166)".
В комплекте ДТ обществом представлена этикетка товара "ТОКСАУТ SP+", в соответствии с которой товар служит для адсорбции афлатоксина В1 в кормах для сельскохозяйственных животных, в том числе птицы и имеет следующий состав: гидратированные - натрий-кальций - алюмосиликаты, инактивированные клеточные стенки дрожжей, ксиланаза, фитаза, бетаин, экстракт артишока.
Таможней на основании заключения таможенного эксперта, а также по результатам проведенного контроля Смоленским таможенным постом (ЦЭД) приняты решения об изменении решения по классификации товара от 15.08.2019 и 30.08.2019 N РКТ-10113110-19/000584 и о классификации товара в товарной подсубпозиции 3808 99 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а также решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 10.09.2019, в соответствии с которым декларанту в срок не позднее 24.09.2019 необходимо представить корректировку декларации на товары и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости товаров - также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Общество, не согласившись с указанными решениями таможни, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 258, п. 4 ст. 272 и п. 2 ст. 281 данного Кодекса.
Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС.
Так, в декларации на товары подлежат указанию сведения, в том числе о товарах: наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и т.д.; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Согласно п. 5 ст. 310 ТК ЕАЭС формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.
В силу ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции) (п. 5 и 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522).
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться ОПИ ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании п. 6, 7 ст. 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со ст. 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Пояснения - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В рамках настоящего дела для целей классификации подлежат сравнению следующие товарные позиции: 2309 - заявленная обществом, 3808 - определенная таможней.
Согласно тексту товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются продукты, используемые для кормления животных.
Согласно Примечанию 1 к группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС "Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных", "в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки".
Таким образом, исходя из примечания к группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС, а также текста товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС, для классификации товара в данной товарной позиции должны выполняться условия:
- товар должен применяться для кормления животных (продукты, используемые для кормления животных);
- товар не должен быть включен в более специфическую товарную позицию (в другом месте не поименованные и не включенные);
- товар, используемый для кормления животных, должен быть получен в результате переработки растительного или животного сырья.
В пояснениях к позиции 2309 определены продукты, которые не включаются в товарную позицию 2309 ТН ВЭД ТС, среди которых указаны препараты, являющиеся по своей природе антимикробными дезинфицирующими средствами, используемые при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами (товарная позиция 3808).
В соответствии с текстом товарной позиции 3808, определенной таможней, в нее включаются инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух).
Согласно Пояснениям к товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС, "в данную товарную позицию включается ряд продуктов (кроме продуктов, имеющих характер лекарственных средств, включая ветеринарные лекарственные средства, товарная позиция 3003 или 3004), предназначенных для уничтожения патогенных микробов, насекомых (москитов, моли, колорадских жуков, тараканов и т.д.), мхов и плесени, сорняков, грызунов, диких птиц и т.д. Эти инсектициды, дезинфицирующие средства, гербициды, фунгициды и т.д. применяются путем разбрызгивания, опыления, присыпания, покрытия, пропитывания и т.д. или может потребоваться их сжигание. У вредителей они могут вызывать нейротоксические явления, желудочное отравление, удушье, непереносимость запаха и т.д.".
В отношении дезинфицирующих средств товарной позиции 3808 ТН ВЭД в Пояснениях указано, что они "представляют собой вещества, которые уничтожают или необратимо дезактивируют вредные бактерии, вирусы или другие микроорганизмы обычно на неживых объектах. Дезинфицирующие средства используются, например, в больницах для мытья стен и т.д. или для стерилизации инструментов. Также применяются они в сельском хозяйстве для дезинфекции семян и при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами. Сюда включаются средства гигиены, бактериостатические средства и средства стерилизации".
Исходя из текста Пояснений обязательными критериями для классификации в товарной позиции 3808 в качестве дезинфицирующих и аналогичных им средств, для товаров, применяемых при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами, являются следующие характеристики товара:
- средство должно обладать дезинфицирующими либо аналогичными свойствами: фунгицидными, бактерицидными, бактериостатическими;
- средство должно оказывать воздействие на нежелательные микроорганизмы: уничтожать либо необратимо дезактивировать вредные бактерии, вирусы, патогенные микробы или другие микроорганизмы.
Из названия товарной позиции 3808 ТН ВЭД следует, что перечень препаратов, равно как и способ применения таких препаратов, является открытым, в нее могут быть включены аналогичные по свойствам и назначению препараты, в связи с чем в указанную товарную позицию включаются не только инсектициды, гербициды, фунгициды, действующие целенаправленно на конкретную группу нежелательных организмов, но и ряд других продуктов, обеспечивающих уничтожение патогенных микробов. Микотоксины относятся к патогенным микробам.
На основании сведений, содержащихся в свидетельстве о государственной регистрации кормовой добавки для животных от 15.11.2013, декларации о соответствии, "Токсаут SP+" в виде порошка применяется для адсорбции афлатоксина В1 в кормах для сельскохозяйственных животных, в том числе птицы (свидетельство о государственной регистрации кормовой добавки для животных от 15.11.2013.
"Токсаут SP+" оказывает действие в пищеварительном тракте, препятствует всасыванию афлатоксина В1 из пищеварительного тракта, таким образом, повышая сохранность и темпы роста сельскохозяйственных животных, в том числе птиц, при использовании загрязненных афлатоксинами кормов.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте общества, "Токсаут SP+" относится к "комплексному адсорбенту - дитоксификатору микотоксинов".
Товар "Токсаут SP+" по компонентному составу состоит из растительного сырья (экстракт артишока, бетоин - в целом менее 1,8 % общей массы), микробиологического сырья (фитаза, ксиланаза, инактивированные клеточные стенки дрожжей - в целом 4.8 - 7,25 % общей массы) и минерального сырья (91,2 - 94,2 % общей массы).
Таким образом, растительное сырье составляет минимальную долю в составе продукта, а животное сырье отсутствует.
С целью идентификации товара в соответствии с п. 5 ст. 389 ТК ЕАЭС Смоленским таможенным постом было принято решение о назначении таможенной экспертизы и произведен отбор проб и образцов с целью проведения экспертизы.
Из представленного заключения таможенного эксперта от 31.07.2019 N 12403020/0028381 следует, что товар "Токсаут SP+" является добавкой в корма, представляющей собой сложную смесь из алюмосиликатов натрия и кальция, клеточных стенок дрожжей, экстракта артишока, бетаина, ферментов, предназначенную для адсорбции микотоксинов, подавления роста и снижения токсического воздействия плесневых грибов и бактерий, оптимизации пищеварения.
В состав сухого остатка входят органические компоненты (ферменты, клеточные стенки дрожжей, бетаин, экстракт артишока) и минеральные вещества (алюмосиликаты). Исследуемая проба не является продуктом, полученным исключительно переработкой продуктов животного и (или) растительного происхождения, до такой степени, что утратила основное свойство основного материала. Компоненты, входящие в состав пробы, не обладают пищевой ценностью. Вследствие инактивации дрожжевые клетки потеряли свою питательную ценность и стали способны выполнять только адсорбирующую функцию.
Проба не является полноценным кормом, готовым продуктом, используемыми для кормления животных, предназначенными для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных в питательных веществах и энергии. Продукт вводят в комбикорма и кормосмеси, используя рекомендуемую производителем дозировку и технологию ввода, с целью адсорбции микотоксинов, подавления роста и снижения токсического воздействия грибов и бактерий оптимизации пищеварения. Представленная на исследование проба не обладает дезинфицирующим, фунгицидным, бактериостатическим свойствами.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что представленное обществом заключение специалиста по результатам комплексного ветеринарного, биологического исследования N 106/19 от 30.12.2019, подготовленное АНО "Судебный Эксперт", не опровергает значимые для классификации характеристики товара, установленные таможенным экспертом, такие как функциональное назначение, состав, механизм действия.
Спорный товар не является продуктом растительного происхождения, не обладает питательными веществами. По своему функциональному назначению он, прежде всего, предназначен для адсорбции микотоксинов в кормах для сельскохозяйственных животных. И проводя аналогию между дезинфицирующими, бактерицидными, фунгицидными и другими вышеназванными средствами необходимо, прежде всего, учитывать результат, получаемый при использовании спорного товара, так как введение адсорбентов микотоксинов в корма направлено на то, чтобы исключить в кормах наличие ядов, негативно влияющих на организм сельскохозяйственных животных, в том числе птиц.
То есть имеет место именно то назначение, которое позволяет относить товары, являющиеся "адсорбентами микотоксинов", к товарной позиции 3808.
Следовательно, "Токсаут SP+" не может быть классифицирован в товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.08.2019 N РКТ-10113110-19/000584 и о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 10.09.2019 не противоречат нормам действующего таможенного законодательства и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.03.2020 по делу N А62-11416/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-11416/2019
Истец: ООО "МУСТАНГ ТЕХНОЛОГИИ КОРМЛЕНИЯ"
Ответчик: Смоленская таможня, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА В ЛИЦЕ СМОЛЕНСКОЙ ТАМОЖНИ