г. Тула |
|
9 июля 2020 г. |
Дело N А09-8587/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Панасенко Наталии Юрьевны (ОГРНИП 316325600072422, ИНН 323400314897), заинтересованного лица - Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Цацурина Аркадия Владимировича (ОГРНИП 304325507700143, ИНН 323200212030), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Панасенко Наталии Юрьевны на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2019 по делу N А09-8587/2019 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Панасенко Наталия Юрьевна (далее - ИП Панасенко Н.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области к Брянской городской администрации (далее - администрация) с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным пункта 1 Перечня незаконно размещенных нестационарных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Советского района г. Брянска, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, - приложения 1 к постановлению Брянской городской администрации от 30.07.2019 N 2400-п.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Цацурин Аркадий Владимирович (далее - ИП Цацурин А.В.).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ИП Панасенко Н.Ю. обжаловала его в апелляционном порядке. Полагает, что суд первой инстанции безосновательно отклонил ее довод о незаконности вышеуказанного Перечня в оспариваемой части по причине неверного указания адресного ориентира торгового киоска: вместо ул. Авиационная, 13А указано: ул. Авиационная, 13. Также ссылается на то, что в оспариваемом Перечне незаконно размещенных нестационарных объектов пункты 1-8 идентичны друг другу, в связи с чем не представляется возможным определить, какой конкретно пункт относится к принадлежащему ей павильону "Цветы любимым". Отмечает, что по причине неверного указания адресного ориентира и отсутствия конкретизации объектов, подлежащих демонтажу, не знала, что именно павильон "Цветы любимым" подлежит демонтажу, была лишена возможности демонтировать торговый павильон самостоятельно в добровольном порядке, что повлекло за собой уничтожение павильона как объекта торговли.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ИП Цацуриным А.В. (арендатор) и ИП Панасенко Н.Ю. (субарендатор) заключен договор субаренды от 15.01.2019 N 142/3 части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 32:28:030503:29, общей площадью 31,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, д. 13А, для размещения торгового киоска. Срок субаренды участка установлен на 11 месяцев.
На указанной части земельного участка размещен торговый объект (павильон) "Цветы любимым", принадлежащий ИП Панасенко Н.Ю.
Членами рабочей группы администрации 04.07.2019 установлен факт размещения объекта (павильон "Цветы любимым"), не являющегося объектом капитального строительства, по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, 13, при отсутствии правовых оснований для его размещения, а именно: место отсутствует в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405.
По данному факту составлен акт от 04.07.2019 N 60, а также вынесено требование от 04.07.2019 N 60 о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства. Срок исполнения требования установлен до 12.07.2019.
В связи с неисполнением предпринимателем названного требования Брянской городской администрацией 30.07.2019 принято постановление N 2400-п о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Советского, Бежицкого и Володарского районов города Брянска.
Указанным постановлением утвержден перечень незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории, в том числе, Советского района города Брянска, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, согласно приложению N 1.
В пункте 1 приложения N 1 к постановлению от 30.07.2019 N 2400-п указан нестационарный торговый объект (павильон), расположенный по адресному ориентиру: Брянск, ул. Авиационная, 13, на земельном участке с кадастровым номером 32:28:030503:29, находящемся в собственности публично-правовых образований.
ИП Панасенко Н.Ю., полагая, что пункт 1 приложения 1 к постановлению Брянской городской администрации от 30.07.2019 N 2400-п не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Законом N 381-ФЗ.
С учетом порядка (с 01.03.2015) землепользования, установленного статьями 39.33, 39.34, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, правовые основания для предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, в аренду под размещение нестационарного торгового объекта отсутствуют, поскольку в силу статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение такого объекта осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.
На территории города Брянска размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405 (далее - Схема размещения нестационарных торговых объектов).
В соответствии с пунктом 4 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 предприниматели и юридические лица осуществляют размещение и эксплуатацию торговых объектов после утверждения Брянским городским Советом народных депутатов Схемы размещения нестационарных торговых объектов на основании паспортов временных объектов.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона.
Лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии (пункт 3.1 вышеуказанного Положения).
Таким образом, основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска является паспорт временного объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1.3.1 Положения о взаимодействии органов муниципальной власти города Брянска при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 N 2218-п (далее - Положение N 2218-п), незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (далее - объекты), - это размещенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (объекты, используемые под шиномонтаж, гараж, автосервис, моечный комплекс для автотранспорта, изотермические емкости и цистерны, выносное холодильное оборудование, мобильные пункты быстрого питания, торговые автоматы, летние кафе, другие нестационарные торговые объекты, а также иные аналогичные объекты) без документов, являющихся основанием для их размещения в силу действующего законодательства, либо если срок их действия истек.
Пунктом 2.1.3 Положения N 2218-п предусмотрено, что в случае выявления незаконно размещенных объектов (пункт 2.1.1) или подтверждения информации о незаконном размещении объекта (пункт 2.1.2) в течение 3 рабочих дней рабочей группой составляется акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства (приложение N 2 к настоящему Положению), который вместе с заверенными копиями документов (обращений, заявлений, иной информации) направляется в течение 3 рабочих дней в отдел муниципального контроля.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отдел муниципального контроля проводит проверку в соответствии с требованиями административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 02.12.2013 N 3062-п.
В течение 3 рабочих дней со дня составления акта отделом муниципального контроля составляется и вручается собственнику объекта лично под расписку требование о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства (далее - требование) (приложение N 2 к названному Положению).
В случае невозможности вручения требования собственнику объекта по причине его уклонения от вручения или иной причине требование направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.
Если собственник неправомерно размещенного и (или) эксплуатируемого на территории города Брянска объекта не установлен, на объект в течение 3 рабочих дней с даты составления акта о выявлении незаконно размещенного объекта (приложение N 1) размещается требование с указанием срока демонтажа и (или) перемещения, о чем уполномоченным лицом Брянской городской администрации делается отметка на бланке требования (пункт 2.1.4 Положения N 2218-п).
Согласно пункту 2.2 Положения N 2218-п учет выявленных незаконно размещенных объектов осуществляется отделом муниципального контроля посредством ведения реестра незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Брянска (далее - Реестр).
Реестр ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Брянской городской администрации www.bga32.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикуется в муниципальной газете "Брянск" по состоянию на десятое число каждого месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 2218-п срок для добровольного демонтажа и (или) перемещения объекта должен составлять не более 10 рабочих дней с даты вручения требования.
В случаях, предусмотренных пунктом 2.1.4, демонтаж и (или) перемещение объекта производится в течение 10 рабочих дней с даты получения собственником (законным представителем собственника, владельцем) извещения о вручении требования о демонтаже и (или) перемещении объекта или по истечении 10 рабочих дней с даты возврата почтового уведомления о невозможности вручения.
Если собственник (законный представитель собственника, владелец) не установлен, то демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, производится по истечении 10 дней с даты размещения на объекте требования о добровольном демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
По письменному заявлению собственника объекта в случае невозможности осуществления его демонтажа и (или) перемещения срок, установленный требованием, продлевается не более чем на 5 рабочих дней.
На основании пункта 3.2 Положения N 2218-п в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа и (или) перемещения указанного в требовании и его неисполнении отдел муниципального контроля подготавливает проект постановления Брянской городской администрации о демонтаже объекта, который в течение 10 рабочих дней подписывается Главой городской администрации.
Основанием для демонтажа и (или) перемещения объектов является постановление Брянской городской администрации, которое содержит сведения, приведенные в пункте 3.3 Положения N 2218-п.
В рассматриваемом случае место размещения спорного нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска не включено, паспорт временного объекта предпринимателю не выдавался, что, по справедливому суждению суда первой инстанции, свидетельствует об отсутствии правовых оснований размещения предпринимателем нестационарного объекта торговли (павильон "Цветы любимым") по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, д. 13, и соответствии указанного объекта понятию незаконно размещенного объекта в значении, придаваемом ему пунктом 1.3.1 Положения N 2218-п.
Уполномоченным органом по факту установления нахождения незаконно размещенного объекта составлен акт от 04.07.2019 N 60, который ввиду отсутствия информации о собственнике (правообладателе) выявленного нестационарного объекта послужил основанием для оформления требования от 04.07.2019 N 60.
Материалы дела свидетельствуют о соблюдении органом местного самоуправления установленных пунктами 2.1.4, 2.2 Положения N 2218-п правил доведения до сведения ИП Панасенко Н.Ю. информации о незаконном размещении объекта. Так, требование от 04.07.2019 N 60 размещено непосредственно на поверхности нестационарного торгового объекта, что подтверждается представленными администрацией фотоматериалами. Спорный объект включен в Реестр незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Брянска и опубликован в разделе "муниципальный контроль" на сайте www.bga32.ru в сети Интернет.
Доказательств наличия у администрации, как органа уполномоченного на проведение муниципального контроля за незаконно размещенными объектами, информации о принадлежности спорного нестационарного объекта ИП Панасенко Н.Ю. материалы дела не содержат.
Налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход, представленные ИП Панасенко Н.Ю. в 2019 году в налоговый орган, не содержат в себе сведений о принадлежности и факте размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 32:28:030503:29.
Довод о неверном указании в оспариваемом Перечне незаконно размещенных нестационарных объектов адресного ориентира торгового киоска предпринимателя (вместо ул. Авиационная 13А указано: ул. Авиационная, 13) обоснованно отклонен судом ввиду следующего.
Самовольно размещенный нестационарный торговый объект ИП Панасенко Н.Ю. расположен отдельно от какого-либо объекта капитального строительства, которому присвоен адрес, фактически вблизи как строения N 13, так и строения N 13А по ул. Авиационной в г. Брянске.
Кадастровый номер земельного участка, на котором размещен торговый киоск, указан в Реестре незаконно размещенных объектов и спорном Перечне правильно, в связи с чем нестационарный торговый объект ИП Панасенко Н.Ю., по справедливому суждению суда, мог быть идентифицирован предпринимателем для целей демонтажа с предшествующим предложением переместить его добровольно.
По тем же основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что в оспариваемом Перечне пункты 1-8 идентичны друг другу.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого пункта 1 Перечня незаконно размещенных нестационарных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Советского района г. Брянска, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, - приложения 1 к постановлению Брянской городской администрации от 30.07.2019 N 2400-п, и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы права, подлежащие применению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2019 по делу N А09-8587/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8587/2019
Истец: Азаренко М.В., ИП Панасенко Н.Ю., ИП Представитель Панасенко Н.Ю. Азаренко М.В.
Ответчик: Брянская городская администрация
Третье лицо: Цацурин А.В.