Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2020 г. N Ф06-65686/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А12-1613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 06.07.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 08.07.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2020 года по делу N А12-1613/2020 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению Общества с ограниченной отнесенностью "Региональный торговый комплекс" (ИНН 3441043420, ОГРН 1123459003898; 400015 г. Волгоград, ул. им. Могилевича, д. 4 А)
к Администрации Тракторозаводского района Волгограда (ОГРН: 1023402456659, ИНН: 3441500556; 400006 г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 207)
заинтересованное лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда" (ОГРН: 1023402461675, ИНН: 3441017067, 400033 г. Волгоград, ул. им. Менжинского, д. 25А)
о признании недействительным распоряжения.
при участии в судебном заседании:
от Администрации Тракторозаводского района Волгограда - Иванова Е.Н., представитель по доверенности N 415 от 09.01.2020 (срок доверенности до 31.12.2020), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" (далее - ООО "РТК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Тракторозаводского района Волгограда (далее -Администрация) о признании недействительным распоряжения от 11.10.2019 N 326-р "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта".
К участию в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрацией Тракторозаводского района Волгограда в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители заявителя, МБУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района Волгограда" в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.06.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрацией Тракторозаводского района Волгограда совместно с Департаментом муниципального имущества Администрации Волгограда в ходе обследования земельного участка (кадастровый 34:34:0100058:467), расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Шурухина, 7, принадлежащего городскому округу города-героя Волгограда, установлено размещение на нем металлических конструкций, ориентировочной площадью 163 кв.м., что зафиксировано в акте обследования земельного участка от 26.09.2019 N 1/469-19-МЗК. К акту обследования Администрацией приобщена фототаблица и схема размещения земельного участка (л.д. 75-77).
В соответствии с Порядком демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденным постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 вопрос о демонтаже нестационарных торговых объектов, указанных выше, вынесен на рассмотрение Комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов при Администрации Тракторозаводского района Волгограда.
11.10.2019 состоялось заседание Комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Тракторозаводского района Волгограда.
На заседании Комиссии принято решение о подготовке распоряжения о демонтаже данного самовольно установленного объекта (протокол заседания комиссии от 11.10.2019 N 24 - л.д. 79-81).
11.10.2019 Главой Администрации вынесено распоряжение N 326-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (металлических конструкций), расположенного на обследованном земельном участке (л.д. 83).
Данное распоряжение опубликовано в газете "Городские вести" 12.10.2019 и на сайте Администрации в сети "Интернет" (л.д. 84-85).
11.10.2019 в отношении указанного нестационарного объекта Администрацией направлено уведомление о фиксации самовольно установленного объекта N 18/10, в котором предлагается в срок до 18.10.2019 в добровольном порядке освободить муниципальную (государственную, неразграниченную) землю от самовольно установленного нестационарного объекта, объект демонтировать и вывезти к месту его законного размещения или хранения. В случае неисполнения уведомления объект будет демонтирован и вывезен в принудительном порядке к месту ответственного хранения (л.д. 78).
Заявитель полагая, что указанное распоряжение от 11.10.2019 N 326-р является недействительным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своей позиции Общество указывает на то, что является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Шурухина, д. 7, следовательно, на законном основании пользуется земельным участком, на котором, в том числе расположен спорный объект.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения Администрации Порядку демонтажа в отношении нестационарного объекта. Более того, заявитель не доказал факт владения земельным участком, не представил доказательств принадлежности ему и самого спорного объекта.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 10 Закона N 381- ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381- ФЗ).
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
К нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества: нестационарные торговые объекты, в том числе киоски, павильоны, торговые галереи, лотки, палатки, тележки, а также нестационарные торговые объекты временного размещения: бахчевые развалы, елочные базары, площадки для продажи рассады и саженцев, автомагазины, автоцистерны, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества (далее - объект).
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда. Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрация соответствующего района Волгограда направляет в департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - ДМИ) запрос о проведении совместного обследования земельного участка (муниципального имущества), на котором расположен объект. ДМИ с привлечением специалистов администрации, управления экономического развития и инвестиций администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрацию.
В случае если по результатам рассмотрения, комиссия придет к выводу о наличии оснований для демонтажа выявленного объекта, администрация в день заседания комиссии издает распоряжение о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (далее - распоряжение) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, которое должно содержать: наименование (тип (вид) самовольно установленного нестационарного объекта, его размеры, описание, местоположение; предложение собственнику объекта осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии; поручение конкретной организации в установленный срок (срок определяется распоряжением, начинает исчисляться со дня истечения срока на добровольный демонтаж и не может превышать пяти рабочих дней) осуществить выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению самовольно установленного нестационарного объекта по истечении срока на добровольный демонтаж объекта; состав исполнительной комиссии, контролирующей выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению самовольно установленного нестационарного объект (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка демонтажа нестационарных объектов в день издания распоряжения администрация размещает распоряжение на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения" в подразделе соответствующего территориального подразделения; направляет копию распоряжения в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования его в официальном средстве массовой информации Волгограда; размещает информацию о принятом распоряжении на объекте с фото- или видеофиксацией; в случае если известен собственник объекта, направляет копию распоряжения собственнику объекта (заказным письмом, телеграммой, иным способом, подтверждающим получение копии распоряжения).
Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда не позднее трех дней со дня получения копии распоряжения из администрации обеспечивает его опубликование в ближайшем выпуске официального средства массовой информации Волгограда.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о законности нахождения спорного нестационарного объекта на указанном земельном участке.
Ссылка заявителя на наличие у него права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. им. Шурухина, д. 7, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о законности размещения спорного нестационарного объекта.
В обоснование заявленных требований, Общество ссылается на то, что оспариваемое распоряжение вынесено в отсутствие решения Комиссии о демонтаже спорного объекта, что свидетельствует об отсутствии доказательств незаконности установления и эксплуатации нестационарного объекта на земельном участке.
Судом первой инстанции данный довод отклонен, как противоречащий фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Аналогичный довод содержится в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет данный довод Общества, поскольку из вводной части оспариваемого распоряжения от 11.10.2019 N 326-р следует, что данное распоряжение вынесено, в том числе, на основании протокола заседания комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Тракторозаводского района Волгограда от 11.10.2019 N 24 (л.д. 36-37).
Суд также правомерно отклонил ссылки заявителя на то, что спорный объект по своим физическим характеристикам подпадает под понятие недвижимого имущества, что исключает такой способ освобождения земельного участка как демонтаж, регламентированный Порядком.
Исходя из представленного в материалы дела акта обследования земельного участка от 26.09.2019 N 1/469-19-МЗК и приложений к нему (фототаблицы, схемы) спорный объект по своим характеристикам является нестационарным.
При этом, заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что данный объект является стационарным, капитальным, либо создавался как объект недвижимости.
Ссылка заявителя на необоснованное отклонение судом первой инстанции его ходатайства о проведении экспертизы признается несостоятельной, поскольку в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение и проведение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Суд счел, что в рассматриваемом случае для правильного разрешения спора не требуется специальных познаний.
В данном случае, с учетом предмета настоящего спора, доводов сторон и доказательств, представленных сторонами, суд первой инстанции обоснованно отказал в назначении экспертизы, поскольку процессуальная необходимость назначения экспертизы должна быть подтверждена не только устными предположениями, а надлежащими доказательствами, которые суду не представлены в данном конкретном случае.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого распоряжения Порядку демонтажа в отношении нестационарного объекта, принадлежащего Обществу.
При этом в рамках осуществления муниципального земельного контроля Администрация совершает действия по освобождению земельного участка от объекта, на который отсутствует правоустанавливающий документ.
Доказательств, подтверждающих легитимность размещения спорного нестационарного объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Шурухина, д. 7 (металлические конструкции ориентировочной площадью 163 кв.м.) в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание обстоятельства, установленные Арбитражным судом Волгоградской области при рассмотрении дела N А12-39305/2019, касающиеся правомерности направления уведомлений Администрации Тракторозаводского района Волгограда о фиксации самовольно установленных объектов и действий Администрации Тракторозаводского района Волгограда, направленных на демонтаж объектов.
В рамках дела N А12-39305/2019 и в рамках настоящего дела рассмотрены требования в отношении одних и тех же спорных нестационарных объектов.
На основании статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы заявителя связаны с несогласием с судебными актами по делу N А12-39305/2019, и по существу направлены на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта, что не допустимо путем предъявления заявления по другому делу.
В рамках рассмотрения дела N А12-39305/2019 установлено, что исходя из представленных в материалы дела актов обследования земельных участков от 26.09.2019 NN 1/470-19-МЗК, 1/469-19-МЗК, 1/471-19-МЗК, 1/467-19-МЗК, 1/468-19-МЗК, 1/466-19-МЗК и приложений к ним (фототаблицы, схемы) спорные объекты по своим характеристикам являются нестационарными.
С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах, при подаче апелляционной жалобы ООО "Региональный торговый комплекс" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 15.05.2020 N 101 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Региональный торговый комплекс" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2020 года по делу N А12-1613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Региональный торговый комплекс" (ОГРН: 1123459003898, ИНН: 3441043420) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., уплаченную платежным поручением от 15.05.2020 N 101. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1613/2020
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: МБУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда"