г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А21-6638/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.,
при участии:
от истца: Югай Ю.И., по доверенности от 19.12.2023 (онлайн);
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36149/2023) общества с ограниченной ответственностью "Автопарт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2023 по делу N А21-6638/2022, принятое
по иску Калининградской областной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "Автопарт"
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТП Зеленый коридор"
общество с ограниченной ответственностью "Брокер - авто"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня (далее - истец, Таможня) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автопарт" (далее - ответчик, Общество) о взыскании утилизационного сбора в сумме 2 035 500 руб., а также пени за просрочку уплаты (на 17.02.2022), в сумме 220 682, 15 руб., а также сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споры, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Брокер-Авто" и общество с ограниченной ответственностью "ТП Зеленый коридор".
Решением суда первой инстанции от 04.09.2023 с ООО "Автопарт" в пользу Калининградской областной таможни взыскан утилизационный сбор в сумме 2 035 500 руб., пени за просрочку уплаты в сумме 220 682,15 руб., всего 2 256 182,15 руб., а также сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Не согласившись с решением суда, ООО "Автопарт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общества настаивает на том, что спорный грузовой автомобиль ввезен иными лицами и не в интересах заявителя. Документами, представленными таможенными представителями, не подтверждено, что ввоз транспортного средства осуществляется именно Обществом.
Податель жалобы ссылается на то, что Декларация N 10012210/250620/0001123 подана лицом, не уполномоченным действовать от его имени.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "Автопарт", ООО "Брокер-Авто", ООО "ТП Зеленый коридор", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "Автопарт" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало на Калининградском акцизном таможенном посту Калининградской областной таможни по декларации на товары N 10012210/250620/0001123 (далее - ДТ) а/м грузовой (контейнеровоз), 2006 года выпуска, б/у, марка "MAN", модель "TGA26.390", VTN: WMAH18ZZX6W065995, полная масса 26 000 кг. В графе 33 ДТ декларантом заявлен код товара 8704239904.
В графе 31 ДТ указано "А/м предназначен для разборки на запасные части, узлы и агрегаты. Не предназначен для эксплуатации по дорогам общего пользования/на разборку".
Названный товар выпущен 25.06.2020 таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой свободной таможенной зоны.
Поскольку документы, подтверждающие правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренные п.п. 11 и 14 Правил, ООО "АВТОПАРТ" в Калининградскую областную таможню не представлены, в адрес Общества 17.02.2022 направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 2 035 500 рублей, а также пени за просрочку уплаты в размере 220 682,15 рублей (по состоянию на 17.02.2022).
Указанное уведомление возвращено в Калининградскую областную таможню в связи с истечением срока хранения.
Поскольку в установленный срок обязанность по уплате утилизационного сбора ООО "Автопарт" не исполнена, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство) ввозимые в Российскую Федерацию уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств. Исключения составляют транспортные средства, указанные в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу п.4 ст.24.1 Федерального закона N 89-ФЗ взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 (далее - Правила), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены, в том числе лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (абзац 2).
В силу п. 11(2) Правил установлена обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил.
Согласно п. 11 Правил к таким документам отнесены:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанные в абзаце втором п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, приведенный в приложении N 1 к Правилам;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2 к Правилам, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного
(взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
На основании п. 14 Правил на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
В силу п. 11(2) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных п.п. 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных п.п. 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Согласно п. 15(1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки, либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
08.02.2022 Калининградской областной таможней установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении спорного транспортного средства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее -Перечень).
Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий Nb N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указаны в п. 13 Перечня. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150 000 рублей, коэффициент - 13,57.
В силу требований п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2014, регистрационный N 31465) "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля" (далее - Порядок) взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме (так называемые электронные документы в формализованном виде), в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, факт декларирования товара в электронной форме подтверждается отметкой "ЭД" в графе 1 ДТN 10012210/250620/0001123.
Согласно сведениям графы 8 "Получатель", графы 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование", графы 14 "Декларант" декларации на товары N 10012210/250620/0001123 является ООО "Автопарт".
Кроме того, таможенному органу представлен контракт от 23.06.2020 N 102, товаросопроводительные документы (CMR от 23.06.2020, инвойс от 23.06.2020 N 5995/20) в которых указанные сведения корреспондируются между собой.
Таможенный осмотр товара, задекларированного по ДТN 10012210/250620/0001123 проводился в присутствии декларанта ООО "Автопарт", что подтверждается актом таможенного осмотра N 10012210/250620/000166.
В заключении об идентификации транспортного средства от 25.06.2020 N 193, выданное оценочно- экспертной компанией ООО "Центр экспертиз, сертификации и испытаний" в качестве заявителя выступает ООО "Автопарт".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "АВТОПАРТ" в разделе "Сведениях о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица" указан директор и учредитель Общества - Ткач Сергей Михайлович.
Таким образом, доводы Общества относительно непричастности к ввозу спорного товара, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельны и опровергаются материалами настоящего дела.
Приказом ФТС России от 29.04.2019 N 727 утвержден Порядок ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на принятие и рассмотрение заявления о представлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (Зарегистрирован в Минюсте России 24.06.2019 N 55014), (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что формирование лицевого счета плательщика осуществляется Федеральной таможенной службой путем присвоения уникального номера лицевому счету (далее - идентификатор лицевого счета).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, идентификатором лицевого счета российского юридического лица, состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации, является идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), присвоенный лицу налоговым органом.
В силу пункта 12 Порядка, лицевые счета российских юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, формируется посредством Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов) без участия должностных лиц таможенных органов.
Автоматическое формирование лицевого счета на основании сведений из расчетного (платежного) документа или договора осуществляется при условии прохождения форматно-логического контроля (ФЛК) сведений об ИНН лица, указанного в данном документе в качестве плательщика, на основании алгоритмов формирования ИНН, определяемого налоговыми органами.
Сведения о реквизитах плательщика - российского юридического лица при формировании лицевого счета актуализируются на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и поступивших в ЕАИС таможенных органов при формировании лицевого счета (пункт 13 Порядка).
Пунктом 24 Порядка определено, что учет остатков денежных средств на лицевом счете осуществляется в объеме общего остатка денежных средств по КБК без детализации по расчетным (платежным) документам.
Операции на лицевом счете отражаются на основании информации из документов, в которых указаны сведения об исчислении (начислении) таможенных и иных платежей и (или) их уплате (в том числе при изменении таких сведений), таможенных расписок, заявлений о возврате денежных средств, решений о возврате денежных средств, расчётных (платежных) документов, подтверждающих внесение денежных средств лицом на лицевой счет, иных документов, используемых таможенными органами при учете операций с денежными средствами, в том числе при возврате (зачете) денежных средств (пункт 25 Порядка).
На основании подпункта 1 части 3 статьи 35 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается, в том числе подача лицом, внесшим авансовые платежи, или таможенным представителем от имени и по поручению этого лица таможенной декларации или корректировки декларации на товары.
Согласно информации, содержащейся в базе данных КПС "Лицевые счета -ЕЛС", по состоянию на 16.11.2022 плательщиком ООО "Автопарт" ИНН 3906389720 по декларации на товары N 10012210/250620/0001123 уплачены 25.06.2020 следующие виды платежей: сборы за таможенные операции (код вида платежа 1010) - 4 125,00 руб. (подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов из КПС "Лицевые счета-ЕЛС").
Доводы Общества о то, что декларация и другие документы, были подписаны лицами, не уполномоченными ООО "Автопарт" действовать от его имени, либо не были подписаны законным представителем Общества рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Суд правомерно указал, что Общество, указывая о противоправных действиях совершенных без ведома ООО "Автопарт" не обращалось в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Доказательств обратного суду не представлено.
Предположения Общества о том, что договор N 35-06/20 (ЗК), равно как и агентский договор N 35-06/20 от 19.06.2020 года с ООО "Брокер-Авто", подписанные от имени ООО "Автопарт" неуполномоченным лицом, были созданы и представлены в таможенный орган с целью создания видимости того, что ввоз спорного транспортного средства осуществляется ООО "Автопарт" опровергаются представленными третьим лицом (ООО "Брокер Авто") в материалы дела документами.
Утверждение о том, что представленная истцом автоматизированная копия договора таможенного представителя N 35-08/20(ЗК) от 19.06.2020 не тождественна копии этого же договора, представленного ООО "ТП Зеленый коридор", в частности, в ней отсутствуют сведения о том, что от имени ООО "Автопарт" его заключило ООО "Брокер - Авто" в лице Михайлова О.В. так же признан судом голословным.
Доводы Общества о непричастности к ввозу спорного транспортного средства опровергаются также представленными таможней CMR, в графе 2 которой в качестве получателя указано ООО "Автопарт", контрактом N 102 от 23.06.20г., подписанным директором Общества Ткач С.М., инвойсом, выставленным в адрес ООО "Автопарт", ценовой информацией N 3 от 25.06.20г., калькуляцией транспортных расходов N 3 от 25.06.2020.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, обязанность по уплате утилизационного сбора правомерно возложена на Общество.
Расчет суммы утилизационного сбора, предъявленный Таможней ко взысканию, а так же пени за его неуплату проверены судами и признаны правильными.
В соответствии с положениями пункта 11.1 раздела II Правил пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Удовлетворяя требования Таможни в части пени по день исполнения обязанности по его уплате, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание положения постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Таможни о взыскании с ООО "Автопарт" утилизационного сбора в сумме 2 035 500 руб., пени за просрочку уплаты в сумме 220 682,15 руб., а также сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497
При указанных выше обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Общества отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2023 по делу N А21-6638/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6638/2022
Истец: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "АВТОПАРТ"
Третье лицо: ООО "БРОКЕР-АВТО", ООО "ТП "ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР"