Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2020 г. N Ф04-4569/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А70-15157/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Краецкой Е.Б., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3440/2020) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2020 по делу N А70-15157/2019, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) к обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" (ОГРН 1117232018199, ИНН 7207012573), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия Заводоуковского городского округа "Заводоуковское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МП "Заводоуковское ЖКХ"), о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Денищенко Д.Д. (по доверенности от 03.12.2019),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, ООО "ТЭО") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Очаг" (далее - ответчик, ООО "Очаг") о взыскании долга в размере 80 758 руб. 59 коп. за период с января по май 2019 года, неустойки в сумме 6 598 руб. 26 коп. за период с 12.02.2019 по 22.08.2019 с продолжением взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Определением суда от 29.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие Заводоуковского городского округа "Заводоуковское жилищно-коммунальное хозяйство".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2020 по делу N А70-15157/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: факт наличия у ответчика с третьим лицом договора, не присваивает третьему лицу (МП "Заводоуковское ЖКХ") статуса регионального оператора, и не дает ему право на оказание потребителям услуг по обращению с ТКО; после начала деятельности на территории Тюменской области регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "ТЭО", иные лица прекратили оказывать услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов; представленные ответчиком и третьи лицом документы свидетельствуют лишь о том, что третье лицо оказывало ответчику услуги по захоронению (утилизации) отходов, не относящихся к ТКО; отсутствие в материалах дела предусмотренных действующим законодательством актов о нарушении региональным оператором обязанностей в рамках договора, подтверждают факт надлежащего оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО; ответчик при отсутствии специально установленных контейнеров для сбора ТКО, складировал отходы в близлежащие контейнеры общего доступа, предусмотренные для этих целей, и услуга по обращению с ТКО оказывалась ответчику в любом случае.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Очаг" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "ТЭО" поступили дополнения к жалобе, которые приобщены к материалам дела.
ООО "Очаг" и третье лицо, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
ООО "Очаг" до начала судебного заседания заявило ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель ООО "ТЭО" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, возражения на жалобу, заслушав пояснения представителя истца, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
На основании пункта 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На основании подписанного ООО "ТЭО" и Департаментом недропользования и экологии Тюменской области соглашения с 01.01.2019 ООО "ТЭО" является региональным оператором по обращению с ТКО, зона деятельности - Тюменская область в соответствии с территориальной схемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Распоряжениями Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 N 08/01-21, от 27.06.2019 N 133/01-21 утверждены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ТЭО", а также нормативы твердых коммунальных отходов.
Истцом в адрес ответчика направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом - собственником/владельцем нежилого помещения/объекта от 01.01.2019 N ТО02КО0302000250 между ООО "ТЭО" и ООО "Очаг" (т.1 л.д. 11-14).
Приложением N 1 к договору определены объемы накопления коммунальных отходов, место сбора отходов и периодичность вывоза. Способ расчета объема ТКО: по количеству и объему контейнеров и периодичности вывоза.
Данное Приложение в качестве мест (площадок) накопления ТКО ответчика содержит указание на контейнерные площадки, расположенные по адресам: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. 8-е Марта, д. 7 и Тюменская область, г. Заводоуковск, Ермака пер., д. 4 б.
Периодичность вывоза ТКО определена Приложением N 1 как "По заявке. Не менее 1 раз в месяц".
В соответствии с пунктом 8 (12) Правил, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пунктом 8(18) Правил предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники ТКО. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте регионального оператора.
В соответствии с Правилами N 1156, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг с ТКО считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
С учетом изложенного, являются состоятельными утверждения истца о том, что договор между ООО "ТЭО" и ООО "Очаг" считается заключенным на условиях типового договора, направленного в адрес ответчика, по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на то, что фактически вывоз твердых коммунальных отходов истцом не производился, соответствующие услуги в спорный период оказывались ответчику Муниципальным предприятием Заводоуковского городского округа "Заводоуковское жилищно-коммунальное хозяйство", что подтверждается договором от 09.01.2019 N 312, на захоронение (утилизацию) бытовых отходов в соответствии с лицензией N (72)-848-СТР от 26.07.2016, действующей на момент заключения договора, актами, счетами и платежными поручениями об оплате ответчиком третьему лицу оказанных услуг (т. 1 л.д. 70-96).
Проанализировав отношения сторон, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения являются обязательствами возмездного оказания услуг и подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Как указано в части 1 статьи 9 АПК РФ, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, истец должен доказать фактическое оказание ответчику услуг за спорный период по вышеуказанному договору, либо невозможность исполнение этого договора со стороны истца по вине ответчика.
Истец в подтверждение исполнения своих обязательств по оказанию услуг по обращению с ТКО в спорный период надлежащим образом, представил в материалы дела выписки из системы ГЛОНАСС за март, апрель, май 2019 года, путевые листы за январь, февраль 2019 года, договор от 14.12.2018 N 130/2018 на оказание услуг по транспортированию ТКО, а также ссылкой на Территориальную схему обращения с отходами в Тюменской области.
Между тем, из представленных истцом документов следует, что показаниями системы ГЛОНАСС, подтверждается вывоз мусора истцом в спорный период с контейнерных площадок, расположенных по адресу: город Заводоуковск, улица Лесная, 2, Ермака д.5, Глазуновская д.5, Сибирская д. 2, а не с принадлежащих ответчику контейнерных площадок по адресу: г. Заводоуковск ул. 8 марта д. 7 и пер. Ермака д. 4 "б", при этом, каких-либо доказательств того, что ответчик препятствовал истцу вывозить твердые коммунальные отходы, истец не представил.
Ссылки истца на то, что организация мест (площадок) накопления ТКО в обязанности регионального оператора не входит (пункт 3, 4 Главы 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039), отклоняется, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что у ответчика в спорный период контейнерные площадки накопления ТКО имелись.
Более того, как отмечено выше, представленный истцом в материалы дела в качестве действующего договор с ответчиком в Приложении N 1 к нему содержит ссылки на объемы накопления коммунальных отходов, места сбора отходов и периодичность вывоза. Способ расчета объема ТКО: по количеству и объему контейнеров и периодичности вывоза. При этом Приложение в качестве мест (площадок) накопления ТКО ответчика содержит указание на контейнерные площадки, расположенные по адресам: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. 8-е Марта, д. 7 и Тюменская область, г. Заводоуковск, Ермака пер., д. 4 б. Периодичность вывода ТКО определена данным приложением как "По заявке. Не менее 1 раз в месяц".
Возражения истца относительно того, что обязанности по вывозу ТКО с указанных в договоре контейнерных площадок ответчика у истца не имелось, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и ведут их реестр, а контейнерные площадки ответчика, указанные в качестве таковых в договоре, в данном реестре отсутствуют, являются несостоятельными, как и утверждение истца о том, что внесение сведений о местах накопления ТКО в реестр является обязанностью собственника земельного участка, правообладатель которого обращается в орган МСУ с заявкой установленного образца о согласовании либо создании места размещения площадки.
Так, согласно пункту 9 Правил, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, Правилами именно в обязанность регионального оператора, а не потребителя вменено направление информации о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что занятая истцом обозначенная выше позиция, является противоречивой, поскольку, как следует из пояснений представителей сторон, с июля 2019 года вывоз ТКО с контейнерных площадок ответчика, определенных в договоре, истцом осуществляется, при том, что в реестр о местах накопления ТКО спорный площадки внесены так и не были.
Утверждение истца о том, что, имея собственные места складирования ТКО и действующий, реально исполняемый контрагентами договор на вывоз ТКО с указанных контейнерных площадок с третьим лицом, ответчик, тем не менее, складировал свои ТКО на ближайших контейнерных площадках, принадлежащих иным лицам либо в контейнеры общего пользования, и эти ТКО вывозились региональным оператором, поскольку услуга по обращению с ними оказывается региональным оператором вне зависимости от места их складирования, противоречит фактическим обстоятельств дела.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в спорный период истец не оказывал ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, данные услуги были оказаны ответчику иным лицом.
Учитывая изложенное выше в совокупности, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами доказательствам, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2020 по делу N А70-15157/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15157/2019
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: ООО "Очаг"
Третье лицо: МП Заводоуковское ГО "Заводоуковское ЖКХ", Муниципальное предприятие Заводоуковское городского округа "Заводоуковское Жилищно-коммунальное хозяйство, 8 ААС