Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2020 г. N Ф04-4778/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А27-17922/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д., |
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Казакова Е.Н., представитель по доверенности N 11 от 22.05.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьих лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Согласие в Киселевске") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ КО) о признании недействительными предписаний N 78-1/2019/ЛК/П/ЖКУ-311 от 24.05.2019, N 79-1/2019/ЛК/П/ЖКУ-311 от 08.05.2019, N 80-1/2019/ЛК/П/ЖКУ-311 от 03.06.2019, N 783-1/2019/ЛК/П/ЖКУ-286 от 11.06.2019.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения дела N А27- 17922/2019 и дело N А27-18271/2019 с присвоением объединенному производству номера - N А27-17922/2019.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены собственники жилых помещений по адресам: г. Киселевск, ул. Большая Дачная, д. 64 и д. 69, ул. Томская, д. 25, ул. Тайбинцев, д. 36, ул. Московская, д. 16, ул. Багратиона, д. 23.
Решением суда от 28.02.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы общество указывает на то, что управляющей компанией была доначислена плата за поставленный коммунальный ресурс - отопление, в связи с продлением отопительного сезона 2017-2018 до 27.05.2018, ссылается на нарушения установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 30.06.2020 на 07.07.2020.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного и третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 29.04.2015 N 233, договоров управления общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: г. Киселевск, ул. Большая Дачная, д. 69, д.64. ул. Томская, д. 25, ул. Московская, 16, ул. Тайбинцев, 36, ул. Багратиона, 23.
На основании распоряжение заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кемеровской области Полтавской Н.Ю. от 13.05.2019 N 78/2019/ЛК/Р/ЖКУ 311 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", о чем составлен акт проверки N 78/2019/ЛК/А/ЖКУ-311 от 24 мая 2019.
По результатам проверки заинтересованным лицом выдано предписание N 78- 1/2019/ЛК/П/ЖКУ-311 от 24 мая 2019 ООО "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", ответственному за соблюдение лицензионных требований по адресу: г. Киселевск, ул. Большая Дачная, д. 69, которым заявителю в срок до 01 августа 2019 предписано "произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по услуге отопление за 13 дней продления отопительного периода 2017-2018".
На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кемеровской области Полтавской Н.Ю. от 25.04.2019 N 79/2019/ЛК/Р/ЖКУ 311 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", о чем составлен акт проверки N 79/2019/ЛК/А/ЖКУ-311 от 08 мая 2019.
По результатам проверки заинтересованным лицом выдано предписание N 79- 1/2019/ЛК/П/ЖКУ-311 от 08 мая 2019 ООО "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", ответственному за соблюдение лицензионных требований по адресу: г. Киселевск, ул. Томская, 25, которым заявителю в срок до 01 августа 2019 предписано "произвести жителям МКДN 25 по ул. Томская возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по услуге отопление за 13 дней продления отопительного периода 2017-2018".
На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кемеровской области Полтавской Н.Ю. от 03.06.2019 N /2019/ЛК/Р/ЖКУ-311 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", о чем составлен акт проверки N 80/2019/ЛК/А/ЖКУ-311 от 03 июня 2019.
По результатам проверки заинтересованным лицом выдано предписание N 80- 1/2019/ЛК/П/ЖКУ-311 от 03 июня 2019 ООО "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", ответственному за соблюдение лицензионных требований по адресу: г. Киселевск, ул. Тайбиниев. 36. которым заявителю в срок до 16 августа 2019 предписано "произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по услуге отопление за 13 дней продления отопительного периода 2017-2018".
На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кемеровской области Полтавской Н.Ю. от 14.05.2019 N 4783/2019/ЛК/Р/ЖКУ 286 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", о чем составлен акт проверки N 4783/2019/ЛК/А/ЖКУ-286 от 11 июня 2019.
По результатам проверки заинтересованным лицом выдано предписание N 783- 1/2019/ЛК/П/ЖКУ-286 от 11 июня 2019 ООО "Управляющая компания "Согласие в Киселевске", ответственному за соблюдение лицензионных требований по адресам: г. Киселевск. ул. Большая Дачная, д.64, ул. Московская. 16. УЛ. Тайбиннев. 36. ул. Багратиона, 23, которым заявителю в срок до 16 августа 2019 предписано "произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по услуге отопление за 13 дней продления отопительного периода 2017-2018".
Не согласившись с вынесенными предписаниями, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с требованиями о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности факта нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации и наличии оснований для выдачи оспариваемых предписаний. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно положениям главы 24 АПК РФ, оспариваемые заявителем предписания административного органа, относится к решениям органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), поскольку является актом принятым единолично, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, то есть обладает признаками ненормативного правового акта.
Под ненормативным актом государственного органа понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, который выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Согласно статье 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Как установлено пунктами 5, 6, 8 статьи 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор. В части 1 статьи 20 ЖК РФ определено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235 (далее - Положение N 235), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Кемеровской области.
Основной задачей деятельности инспекции является соблюдение законодательства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Кемеровской области (раздел II Положения N 235).
В силу пункта 3.1 Положения N 235 Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (за исключением управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление) и гражданами обязательных требований, в том числе, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 3.18 данного Положения в пределах своей компетенции должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право среди прочего выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Следовательно, оспариваемые предписания обществу выдано уполномоченным на то органом.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании статьи 193 ЖК РФ и Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), к лицензиату установлены лицензионные требования.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионным требованиям к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно п.п. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, включая организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальные услуги, в том числе по начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки по информации, поступившей в Государственную жилищную инспекцию Кемеровской области от собственников жилых помещений по адресам: г. Киселевск, ул. Большая Дачная, д.64 и д.69, ул. Томская, д. 25, ул. Тайбинцев, д. 36, ул. Московская, д. 16, ул. Багратиона, д. 23 выявлены нарушения действующего законодательства РФ.
В ходе проверки установлено следующее: Многоквартирный дом (далее - МКД) N 25, не оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии. Начисление платы жителям данного МКД осуществляется исходя из норматива потребления, утвержденного Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N 121 и по размеру платы, установленному решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа.
Распоряжением администрации Киселевского городского округа от 14.05.2018 N 171-р, отопительный сезон 2017-2018 г.г. был продлен и завершен 27.05.2018.
Между ООО "ГТП" (РСО) и ООО "УК "Управдом" (с 18.07.2018 ООО "Управление Многоквартирными домами", с 25.09.2018 ООО "Управляющая компания "Согласие") (Абонент) заключен договор поставки коммунальных ресурсов N 4 от 15.08.2015, согласно условиям, которого Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать (отпускать) Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель с целью обеспечения горячим водоснабжением и отоплением установленного качества, а Абонент обязуется оплачивать принятые ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления ресурсов, обеспечивать исправность и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением ресурсов (пункт 1.1 договора).
Оплата по договору производится Абонентом до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема отведенного ресурса, определенного в соответствии с разделом 2 настоящего договора, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (пункт 5.5 договора).
Потребление абонентом тепловой энергии в период с 15 по 27 мая 2018 года подтверждается актом выполненных работ и счетом-фактурой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Г ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Действующим законодательством предусмотрен механизм регулирования правовых отношений, связанных с поставкой ресурсоснабжающими организациями указанных ресурсов в многоквартирные жилые дома и их оплатой.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями - или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пункту 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, то исполнитель коммунальных услуг начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Норматив потребления отопления рассчитывался по формулам, указанным в приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). В пункте 5 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно пунктам 18-19 Приложения к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле, с учетом количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), которое, в свою очередь, определяется в том числе, с учетом продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °С и ниже.
Уполномоченным органом, устанавливающим начало и окончание отопительного периода на территории Киселевского городского округа является Администрация Киселевского городского округа.
Распоряжения о продлении отопительного периода Администрацией выносятся в случае, когда среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.
Учитывая вышеизложенное, распоряжения Администрации Киселевского городского округа о продлении отопительного периода 2017 - 2018 гг приняты в рамках требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, в связи с чем, является законным и обоснованным взимание платы за поставленный коммунальный ресурс на отопление при продлении отопительного периода.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон об энергосбережении) учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, безусловно, является приоритетным.
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам, приведенным в приложении N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, если величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду или нет, то оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Также, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04 было разъяснено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
С учетом изложенного, оспариваемые предписания являются законными, а доводы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Относительно доводов заявителя о неправомерности выдачи двух предписаний по ул. Тайбинцева, д. 36 судом первой инстанции правомерно учтены пояснения ГЖИ КО изложенные в отзыве на заявление, что по вопросу выдачи двух предписаний по ул. Тайбинцева, д. 36 - административным органом была допущена техническая ошибка, что видно из обращения граждан (лист дела 15), где указано лишь три адреса и отсутствует ул. Тайбинцева, 36. Ввиду формирования предписания в программном продукте, вышеуказанный адрес был случайно добавлен программой.
В обоснование жалобы ссылается на нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки в отношении общества.
Указанные доводы приводились заявителем в суде первой инстанции, были оценены и исследованы и получили надлежащую правовую оценку.
Статья 14 Закона N 294-ФЗ регламентирует порядок организации проверки. Часть 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ предусматривает, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Часть 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ содержит требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Согласно статье 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, в целях проведения проверок по данным обращениям были изданы распоряжение, которые были направлены посредством почтового направления.
Кроме того, распоряжение на проведение проверки было издано в соответствии с действующим законодательством РФ, а также размещено на сайте Генпрокуратуры РФ в едином реестре проверок, который находится в открытом доступе.
Таким образом, при проведении проверки не были допущены грубые нарушения, в результате которых ее результаты можно признать недействительными, при этом как верно указал суд отсутствие должного подтверждения направления ООО "УК Согласие в Киселевске" распоряжения о проведении проверки не является грубым нарушением требований в порядке проведения проверки, а также не свидетельствует о ее недействительности.
Оценивая доводы заявителя, апелляционный суд отклоняет их, так как они не обоснованы заявителем со ссылками на конкретные обстоятельства, требующие проверки и оценки, не подтверждены соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем данные утверждения апеллянта сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов. Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых предписаний вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у заинтересованного лица имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых предписаний и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, повторяют позицию по делу и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17922/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17922/2019
Истец: ООО УК Согласие в Киселевске ", ООО "Управляющая компания "Согласие в Киселевске"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области
Третье лицо: Абашкин В М, Агапонова Людмила Н, Агафонцева Юлия, Агеева Т В, Агейкин Евгений Андреевич, Адамян Р С, Алейченко Нина Дмитриевна, Алешин Павел, Алпанов Мухамадали, Амарян М Г, Аникиев Алексей, Анкудинова Людмила, Антонюк З Ф, Антропов В. И., Арасланов С. А., Арестов В И, Арзютова ., Асанов Фидаил, Астомирова Любовь И, Афанасьев Александр, Ачимова Евгения Фед, Ащеулов Николай А, Бабанакова Евгения, Бабина Алла, Бадаев Александр, Бадин Владимир Константинович, Балакина Алла А, Банк Левобережный, Баринова Валентина, Басалаева И А, Бастрыгина Анастасия, Бастрыгина И. А., Батырев ., Бахтина Л А, Бачков Артем Андреевич, Башков Валерий Степанович, Башкова Галина Николаевна, Бедарева Наталья, Бедарькова Н И, Бедова З Ф, Беккер Н Д, Белова Ольга Аркадье, Беляев Владимир А, Беляева Татьяна Ивановна, Белякова О А, Бензелюк Галина Кир, Бердникова Н В, Беркутова Валентина, Берлякова Светлана, Беседина Раиса Алекс, Бисангалиев А, Блинова Яна, Бобровский Андрей, Бобрышева Оксана, Богатырев С М, Богатырева Н Л, Богданова Л И, Бойченко Марина, Бондаренко Е А, Борисова Н А, Боровикова М Г, Браништи Александр, Бровенко Н М, Бубликова З. А., Бузмакова Наталья С, Буйнов С А, Букин А Ю, Бурдыгина Анастасия, Бухарева Л Д, Варенков Евгений, Варенкова Г А, Васильева Александра, Васильева Галина А, Васильева Людмила В, Вдовенко Татьяна, Вербецова М Д, Верховцев В Н, Винокурова Нина Васильевна, Вихровская Юлия, Владимиров С В, Власенко В И, Водянко Игорь Викторович, Волбина Оксана А, Волков Данил Михайлович, Волкова Наталья Васильевна, Волкова Светлана Олеговна, Вопилина И В, Вотинцев Артем Евгеньевич, Галкин Евгений Викто, Гарифуллин Рамиль Р, Гаркунов Е М, Герасимов Евгений, Герасимчук З В, Герман Т В, Гильфантдинова ., Гладких Татьяна Петровна, Глазырина Наталья Вл, Глебова Анна, Глуздова Юлия Сергеевна, Голешова С С, Гончаров Михаил, Гордиенко Олег, Горелов Сергей, Горшков Сергей Яковлевич, Гребенщикова Надежда, Григорьева Наталья, Губанов В А, Губарева Гульнара, Губко Альбина А, Гудкова Татьяна Алек, Гулевская О. В., Гулевская Татьяна А, Гурецкая Ирина, Гуськов В Ф, Давтян З Ю, Демченко Г Ф, Дмитриев Максим Васи, Дмитрик Любовь Федоровна, Долгая З Е, Долгина Жанна Валерьевна, Долгих Е В, Долматова Светлана М, Дорохина М С, Дронкина Кристина Ан, Дутова Маргарита Ал, Дюткина Л Н, Евдокимова Наталья, Евдокимова Наталья Г, Евриян С Ю, Евсеева Т. А., Егорова Оксана Дмитриевна, Елауркин В. Г., Елисейкина Раиса Ива, Еременко Андрей, Ермоленко Максим, Ермошина Нина Никол, Ермышкина Надежда, Ерохова Маргарита, Еськова Р В, Етко Надежда Михайл, Ефимов А А, Ефремов Денис, Ефтеев А В, Жеребцова Елизавета, Жеребятьев Виталий Н, Жилин Владимир А, Жуков Владимир, Жукова Т А, Журбенко Т Г, Заварзин С А, Заводиленко Мария, Задачина Ирина Николаевна, Зацепило Геннадий, Зизевская Л. С., Зорина Татьяна Викторовна, Иванова И К, Ильиных И И, Иншина Наталья, Исаев Николай, Кабина Надежда Иван, Казакевич И А, Казанцева А Н, Казначеева Н И, Калинин А Г, Камынин Анатолий, Караваев Василий А, Касьянова Валентина, Квасков Вячеслав, Киреев А И, Клементьев Виктор, Климова А М, Ковалева Е. В., Ковалева Нина, Коваленко Елена, Коваль Анна, Кожевникова Галина, Кожемяко Светлана Вл, Козлобаев Николай, Козлова А И, Козлова Марина, Койнов А. В., Кокорин Сергей, Колмогорова Наталья, Колокольцова Елена, Кольман Владимир А, Кольман Галина Сергеевна, Коновалов Н. В., Коноплева Галина, Корнеева Екатерина Р, Короткова В В, Корякина Инна Анатольевна, Кочергин Олег Николаевич, Кривченко Станислав, Крикунова Надежда Пе, Крикунова Райса, Крючков Петр Федорович, Крючков Эдуард Петрович, Кудельницкий Александр, Кузина А В, Кузмицкий Виктор, Кузнецова Раиса, Куклина В И, Кулакова Н Н, Кустов А А, Кутузова Ольга, Куц Дмитрий Васильевич, Лазарева Галина, Лазебная Е. А., Левина Е Н, Левченко Сергей Николаевич, Лемайкин А Н, Лизунова Екатерина, Листаров В. В., Лобов Василий Владимирович, Логинова Тамара Ник, Лосева М В, Лошкарев Алексей Иванович, Лошкарев Иван, Лошкарев Сергей, Лошковец Ю Н, Лузянин Павел, Лунев Александр Михайлович, Лунин Андрей Генадьевич, Лунина Наталья Викторовна, Лыченкова Юлия Евгеньевна, Люкс Наталья Василье, Люсева Марина Владим, Лютова Нина, Макашова Г Я, Малахова З И, Малетин Андрей, Маликова Г. Я., Мальцева Т Н, Мамаева В Н, Маркова Валентина Н, Марковская Наталья, Марковский Александр, Мартиросян Г И, Мартюшова Татьяна М, Маслов Юрий Павлович, Маховиков О М, Медведев Константин, Медведева И. А., Мелконян Арарат, Меринов Игорь Игоревич, Меркулов В М, Метелева О. П., Мещеряков Александр, Миназова Ф З, Минакова Валентина Ф, Митрошкина Л М, Михеева Людмила, Мишина Елена Викторовна, Моисеев Геннадий Юр, Моисеева Наталья Вла, Моногошева Анастасия, Мусин Риф Идиятулов, Мусин Руслан Рифомович, Мусина Ольга Сергеев, Назарова Галина Петровна, Насифуллина И Ф, Натахина О М, Незнамова С Л, Низамутдинова Т, Никитин С С, Нкиитин Сергей Серге, Новичков Виктор, Норец Иван, Обух Денис, Овсянников К, Овчинников Александр, Овчинников Виктор, Оленикова С А, Онюшева Нина Андреевна, Отрубенников Иван, Офицеров Юрий, Охотникова Т А, Парфенов Илья, Парфенов Сергей А, Паршиков А В, Перепечаева А, Перцева Т В, Петровых Игорь, Печенкин Анатолий, Пилюгина С М, Поддубный Владислав, Позднякова Светлана, Покарев А Н, Покидько А В, Полосухин С Г, Помыткин Владимир, Попелев А А, Похоров Василий Вла, Прокопцева Валентина, Прохоров А А, Путров Виталий Юрьев, Пьянзин Валерий А, Ракомин Максим Николаевич, Ращук Алла Владимировна, Решнева Л П, Роженцова М Е, Романенко Андрей, Романенко О В, Романовская Оксана, Ромахин Дмитрий Анат, Роменских Н Н, Рубцов Александр, Русанова Л. А., Русских В С, Рыбин С Ю, Рыбникова Галина Кар, Рыгалов Л И, Рыжиков Николай Борисович, Рябченков Юрий, Ряпусов А В, Савельева Н С, Савченко Т А, Садырина Алена Васильевна, Сайджанова Ф А, Самарина А. В., Самарина Нелли Юрьевна, Самохина Надежда А, Саргаутас Артурас Б, Свиридов Константин, Сеитов Д С, Селиванова Е А, Селюков Сергей Иванович, Селюнина Инна Васильевна, Сенькевич Демъян В, Сербина В П, Сергеев Олег, Сергеева Зоя Васильевна, Серебренникова Татьяна, Середкина Елизавета, Сибова Н В, Сивохин В Д, Сидорова Галина Яковлевна, Силакова Н В, Синдиряков З Ф, Ситова Екатерина Вас, Скоробогатова Лариса, Скоробогатова Наталья, Смагина Ирина Викторовна, Смагина Нина, Смирнова Е В, Смолькин Вадим Васильевич, Снытников Владимир, Соколова Н Я, Староверова Людмила, Староснвильская Римма, Старцева Вера Андре, Сторожева Анастасия, Стрига И. В., Струкевич А Ю, Суворов Алексей Андреевич, Сумцова Т. Н., Сурков С В, Суслов Алексей Николавевич, Суслов Николай Иванович, Сутулов Сергей Васи, Сутулова Наталья Ген, Сухоруков Александр, Сучков Е А, Танцерева Вера, Терлецкий Л Н, Тимуршина К Ф, Тимчук Н Г, Токарев Е А, Токарев Олег Сергеевич, Токарь Татьяна Филиповна, Трифонова Ольга Мика, Трофимова С В, Турлин Евгений Алек, Тышенко П Н, Тыщенко Павел Николаевич, Удовиченко Г Н, Уколова Н В, Ушаков Виталий, Ушакова Анна, Фролова Н В, Хакимзянова Ирина, Халилов Эдуард Ф, Хижняк Татьяна, Цвяхов Владимир, Цуприков Вадим Афанасьевич, Чаркина Н Ю, Черданцева Л П, Черепанов Юрий Николаевич, Черепанова А Н, Черкашин Сергей Вале, Черных Евдокия Семеновна, Черпакова Лидия Н, Чичендаев Александр, Чичкин Вячеслав Петрович, Чуплыгина Таисия А, Чурин Сергей Владимирович, Чучумашева Светлана, Шакиро О А, Шалыгина Г И, Шардаков С Н, Шатов Александр Васильевич, Шахназарян Т Г, Шелепова Галина, Шершнев Максим, Шилин Виталий, Шилин Геннадий, Ширяева Зоя Николаевна, Шишкина Е И, Шлейхер Виктор, Шнайдер Галина, Шокальский Александр, Шпади Екатерина, Шпади Татьяна, Шулаева Любовь, Шумная ., Шурпелев А Н, Щедловская Л. П., Щербак А И, Щетинина Г С, Эпова А М, Юдаева Алла Ивановна, Юдин Андрей Михайлович, Юрьев А В, Ядыкина Людмила Дмитриевна, Ямкина И В, Янков А А
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4778/20
10.07.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3663/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17922/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17922/19