г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А56-101448/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Щекина А.С. по доверенности от 02.04.2020,
от ответчика: Проскурина М.Г. по доверенности от 28.01.2020,
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10983/2020) ООО "Красносельский Квартал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2020 по делу N А56-101448/2019, принятое
по иску ГУП "ТЭК СПб"
к ООО " Красносельский Квартал"
3-е лицо: 1. Жилищный Комитет
2. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
3. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
4. Министерство Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства Российской Федерации
5. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Красносельский Квартал" (ранее - "КомСевис") о взыскании 1 113 829,45 рублей задолженности по оплате поставленного в марте 2019 года коммунального ресурса в размере, неустойки в размере 146 689,48 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных судом, фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что при расчете истцом применены тарифы, не подлежащие применению. Жилые дома, которыми управляет ответчик, оснащены закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения. Следовательно, предметом спора является объем тепловой энергии, подаваемой истцом для приготовления в тепловых пунктах жилых домов горячей воды. Как отмечает Общество, оно приобретает у Предприятия только тепловую энергию для приготовления горячей воды, а потому в составе тарифа на тепловую энергию не должно оплачивать стоимость теплоносителя.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, полагая решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Определением суда апелляционной инстанции от 09.06.2020 истцу было предложено представить справочный расчет задолженности в опровержение доводов ответчика.
30.06.2020 поступили письменные пояснения, в которых Предприятие, указывая на исследование аналогичных обстоятельств, заявленных ответчиком в рамках дел N А56-66850/2019, А56-63200/2019, по которым взыскивалась задолженность за иные периоды по спорному договору, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции, представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.09.2015 между ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "КомСервис" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 2668.34.040.1 (далее - договор), согласно которому ресурсоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде объектам, список которых содержится в приложении N 10, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
По условиям Договора коммунальный ресурс подается в многоквартирные жилые дома по адресам: Ленинский пр., д. 53, корп. 3, лит А.; Ленинский пр., д. 53, корп. 4, лит. А; пр. Героев, д. 24, корп. 3, лит. А.
Согласно приложению к Договору "Характеристики объектов теплоснабжения" указанные многоквартирные жилые дома имеют независимую схему присоединения радиаторного отопления и закрытую систему горячего водоснабжения, оснащены общим узлом учета (на отопление и горячее водоснабжение).
В приложении N 1 определены нагрузки по договору теплоснабжения в горячей воде, в том числе нагрузки на горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктом 6.8 Договора оплата платежного документа производится Обществом до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 6.1 договора, расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
При этом количество тепловой энергии, потребленное абонентом за расчетный период, определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии (пункт 5.1 договора).
Ссылаясь на то, что поставленная в марте 2019 года тепловая энергия в установленном порядке оплачена не была, ввиду чего образовалась задолженность в размере 1 113 829,45 рублей, ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском о взыскании основного долга и неустойки по пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении".
Суд первой инстанции, установив факт наличия задолженности, учитывая, что спор относительно объема потребленного ресурса между сторонами отсутствует, проверив расчеты истца, признал их обоснованными, иск - подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в связи со следующим.
Предметом спора являются примененные истцом тарифы для расчета размера платы.
Согласно объяснениям сторон и заключению специалиста Евдокимова Д.Г., представленного ответчиком в материалы дела, многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, не используют воду на нужды ГВС, поскольку подключены по закрытой системе водозабора, предусматривающей ее самостоятельную подготовку путем нагрева холодной воды в теплообменниках, находящихся в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) многоквартирных домов; отбор горячей воды из тепловой сети ГУП "ТЭК СПб" отсутствует.
Таким образом, сторонами признается, что истцом осуществляется поставка только тепловой энергии, которая подлежит учету в Гкал. И поскольку горячая вода из системы водозабора ответчиком не забирается, ее объем в куб. м в любом случае не подлежит определению для целей определения стоимости поставленного ресурса.
В Правилах технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации N 115), указано, что закрытая система теплоснабжения представляет собой водную систему теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети.
Согласно пункту 60 Методических указаний N 20-э/2 расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
В пункте 110 Правил N 1034 установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному, подпиточному).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил N 1034).
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Договор ресурсоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичным договорам.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору ресурсоснабжения ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона о водоснабжении нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Понятие теплового пункта определено в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, под которым понимается комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя. Центральный тепловой пункт (ЦТП) - это тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий. Тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части, является индивидуальным тепловым пунктом (ИТП).
Применительно к обстоятельствам данного дела установлено, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствует отбор горячей воды из тепловой сети истца, горячая вода приготавливается ответчиком самостоятельно путем нагрева холодной воды в теплообменниках, находящихся в индивидуальных тепловых пунктах многоквартирных домов. Таким образом, приготовление горячей воды осуществляется не индивидуально каждым потребителем и не с помощью ЦТП, а с помощью общедомового имущества за счет использования подаваемой в дом тепловой энергии истца, относящегося к ИТП.
Таким образом, в рассматриваемом случае, с учетом установленного факта оборудования находящихся в управлении ответчика МКД индивидуальными тепловыми пунктами для подогрева воды, что свидетельствует о наличии в многоквартирных домах нецентрализованной системы горячего водоснабжения, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что стоимость поставленной истцом тепловой энергии подлежит определению исходя из тарифа для населения в размере 1 479,54 руб. /Гкал (без НДС), установленного для истца на период с 01.01.2019 по 01.07.2019 распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 229-р от 20.12.2017. Именно такой тариф применяется истцом при расчетах с ответчиком.
Данный тариф, вопреки позиции ответчика, учитывает возврат теплоносителя в систему истца.
Утверждение ответчика о необходимости применения самостоятельно рассчитанного тарифа в размере 1 265,45 руб. /Гкал в 1 полугодии и в размере 1 244,36 руб. /Гкал во 2 полугодии 2018 года, который исчислен ответчиком, исходя из допущения о необходимости исключения из тарифа компонента на холодную воду, использованную для ее подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, является ошибочным и противоречит вышеуказанным нормам права.
Коммунальной услугой по горячему водоснабжению в данном случае обеспечивалось население многоквартирных жилых домов, а потому к правоотношениям между Предприятием и Обществом применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Как видно из пункта 2 Правил N354, горячая вода является одним из видов коммунального ресурса, который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и передается конечным потребителям.
Общество указывает, что приобретает у Предприятия только тепловую энергию, которая используется на нужды отопления многоквартирных жилых домов и для приготовления горячей воды на индивидуальных тепловых пунктах (ИТП), входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, тогда как холодная вода для приготовления горячей воды приобретается Обществом не у Предприятия, а у иной ресурсоснабжающей организации.
В то же время Общество не представило договор с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, из которого было бы видно, что ответчиком приобретается холодная вода для приготовления горячей. Также Общество не представило каких-либо документов о том, какой объем горячей воды (в куб. м) в спорный период оно приготовило.
В заключении специалиста Евдокимова Д.Г., представленного ответчиком, не содержится выводов о системе горячего водоснабжения многоквартирных домов по адресам: Ленинский пр., д. 53, корп. 3, лит А.; пр. Героев, д. 24, корп. 3, лит. А, а потому утверждение Общества о том, что эти дома не используют воду на нужды горячего водоснабжения из тепловой сети Предприятия, и не имеют централизованной системы горячего водоснабжения, нельзя признать обоснованным.
В заключении специалист не ссылается на паспорта узлов присоединения, не исследует характеристики объектов теплоснабжения (жилых домов), приведенные в Договоре.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р и от 19.12.2018 N 252-р на 2018, 2019 годы для Предприятия установлены льготные тарифы на тепловую энергию, по которым осуществляется расчет стоимости тепловой энергии, поставленной группе лиц, определенной Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 111-17), к которой относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, иные юридические лица, предоставляющие тепловую энергию на нужды отопления и (или) горячего водоснабжения лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме и потребляющим коммунальные услуги.
Указанные льготные тарифы на тепловую энергию (воду), поставляемую Предприятием потребителям, определенным Законом N 111-17, представляют собой одноставочный тариф в руб./Гкал, который включает в себя стоимость теплоносителя.
В настоящем случае Предприятие в первоначальной редакции исковых требований взыскивало задолженность за всю поставленную в многоквартирные жилые дома тепловую энергию исходя из показаний общедомовых приборов учета. Поскольку бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на отопление и на горячее водоснабжение лежало на Обществе, как лице, в управлении которого находятся спорные многоквартирные дома, и такие доказательства ответчик не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск Предприятия о взыскании задолженности за март 2019 года, исходя из объема поставленной тепловой энергии, определенного по показаниям приборов учета.
В связи с просрочкой оплаты оказанных услуг истцом на основании пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении начислены пени с учетом поступивших от ответчика оплат в сумме 146 689,48 рублей.
Произведенный истцом расчет неустойки за период с 26.04.2019 по 31.12.2019 соответствует требованиям статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также учитывает величину учетной ставки ЦБ РФ на дату погашения основного долга, проверен апелляционным судом и признан верным.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств оплаты ответчиком как задолженности за март 2019 года, так и начисленной истцом неустойки, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
С учетом изложенного, поскольку судом первой инстанции установлены все имеющие значение для рассмотрения дела фактические обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, суд апелляционной инстанции, не установив оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает решение правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2020 по делу N А56-101448/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-101448/2019
Истец: ГУП "Тэк СПб"
Ответчик: ООО "КомСервис"
Третье лицо: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Министерство Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства Российской Федерации, ООО "К КВАРТАЛ"