Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 октября 2020 г. N Ф10-4235/20 настоящее постановление оставлено без изменения
09 июля 2020 г. |
Дело N А84-4389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Дукат-С" - Иванчихина А.А. по доверенности от 24.08.2019,
в отсутствии Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 января 2020 года по делу N А84-4389/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дукат-С" об оспаривании предписания Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дукат-С" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее по тексту - Управление, Севгосстройнадзор) от 12.07.2019 N 92-03-0817-040201-242-69 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя 22 января 2020 года требования общества удовлетворены. Суд признал недействительным оспариваемое предписание Управления, а также взыскал с Управления в пользу общества 3000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 января 2020 года. Полагает, что оспариваемое предписание выдано законно поскольку действие декларации о начале выполнения строительных работ прекращено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения к нему, в судебном заседании его представитель возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании приказа от 24.05.2019 N 9203-0817-010201-242 в период с 08.07.2019 по 12.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка объекта: "Строительство и обслуживание базы отдыха на 150 мест, в районе с. Орловка, г. Севастополь. 1 очередь строительства. ПК 1", о чем составлен акт N 92-03-0817-030201-242-303 от 12.07.2019.
Из акта проверки следует, что должностными лицами Севгосстройнадзора выявлено, что застройщиком ООО "Дукат-С" по состоянию на 21.11.2016 (день вступления в силу постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1058-ПП), указанные в проектной документации "Конструктивные решения" (рабочий проект шифр 04-03 5-КР, лист 5), работы по возведению фундамента выполнены не в полном объеме, следовательно согласно постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1058-ПП, декларация о начале выполнения строительных работ N СТ 082132870457 от 02.10.2013, выданная Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины в г. Севастополе, прекратила свое действие и является недействительной.
По результатам проверки с целью пресечения правонарушения Севгосстройнадзор выдал ООО "Дукат-С" предписание N 92-03-0817-040201-242-69 от 12.07.2019, которым обязал прекратить строительные работ на объекте капитального строительства с 15.07.2019, в срок до 16.09.2019 уведомить Севгосстройнадзор о выполнении предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель в порядке главы 24 АПК РФ обратился в суд с настоящим заявление.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не принято мер к установлению окончания строительства фундаментов всех строений, входящих в состав объекта капитального строительства.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом перечисленных в данной части особенностей организации и проведения проверок.
Согласно ч. 1 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи (ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ).
В данном случае в Севгосстройнадзор из Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с сопроводительным письмом от 10.04.2019 N 4958/01-10-04-13/03/19 поступил акт обследования от 04.04.2019 N 26 в связи с чем должностным лицом Севгосстройнадзора был обследован указанный в акте земельный участок (информация должностного лица от 13.05.2019).
Таким образом, проверка проведена Севгосстройнадзором в соответствии с нормами градостроительного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункта 13 Положения об осуществлении Государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется: а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения; б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений; г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
Таким образом, в ходе проверки орган государственного строительного надзора осуществляет проверку всех этапов строительства на соответствие проектной документации и требованиям нормативных правовых актов в области строительства.
Основанием для вынесения оспариваемого предписания послужил вывод административного органа о том, что застройщиком ООО "Дукат-С", по состоянию на 21.11.2016 указанные в проектной документации "Конструктивные решения" (рабочий проект шифр 04-03 5-КР, лист 5), работы по возведению фундамента выполнены не в полном объеме, следовательно согласно постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1058-ПП, декларация о начале выполнения строительных работ N СТ 082132870457 от 02.10.2013 выданная Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины в г. Севастополе, прекратила свое действие и является недействительной.
В соответствии с п. 1 Постановления N 1058-ПП на территории города Севастополя разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале строительных работ, выданные до 18 марта 2014 г., прекращают свое действие со дня вступления в силу настоящего постановления, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящего постановления.
Пунктом 2 указанного Постановления определено, что правила, установленные в пункте 1 настоящего постановления, не применяются, если на момент вступления в силу настоящего постановления завершено возведение фундамента здания (секции, корпуса), строительство (реконструкция) которого осуществляется на основании разрешительных документов, выданных до 18 марта 2014 г.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на обследованном земельном участке расположены три фундамента зданий, предусмотренных первой очередью строительства согласно проектной документации "Строительство и обслуживание базы отдыха на 150 мест, в районе с. Орловка, г. Севастополь. 1 очередь строительства. ПК 1".
Так, из Технического заключения по результатам обследования строений расположенных на земельном участке, "Строительство и обслуживание базы отдыха на 150 мест в р-не с. Орловка, г. Севастополь, 1 очередь", следует, что на земельном участке, кадастровый номер 91:04:007001:41, находятся три фундамента разных типов, состоящих из монолитных железобетонных конструкций подлежащих освидетельствованию. Согласно компоновочных схем проектной документации фундаменты представлены как "тип А" 1 шт. и "тип В" 2 шт.
В процессе судебного разбирательства судом установлено, что при проведении проверки границы земельного участка на местности определялись визуально, определение координат как земельного участка, так и объектов, расположенных в его границах не осуществлялся; Управлением должным образом не исследовано, какие объекты входят в первую очередь строительства согласно проектной документации.
Из пояснений заявителя следует, что по указанию Севгосстройнадзора предоставлены документы лишь в отношении объекта незавершенного строительства, сведения о котором внесены в ЕГРН (объект В1).
Таким образом, административным органом не принято мер к установлению всех строений, входящих в состав объекта капитального строительства, не соотнесена техническая документация с фактически выполненным объемом работ.
При этом, пунктом 4 Постановления N 1058-ПП определено, что Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя в соответствии с возложенными полномочиями устанавливает факт (наличие) исключительного условия, предусмотренного пунктом 2 настоящего постановления.
Учитывая изложенное апелляционная коллегия пришла к выводу, что в нарушение пункта 4 Постановления N 1058-ПП Севгосстройнадзором должным образом не установлено имеется ли наличие исключительного условия, предусмотренного пунктом 2 настоящего постановления, в связи с чем вывод Управления о прекращении действия декларации о начале выполнения строительных работ N СТ 082132870457 от 02.10.2013 является преждевременным.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности предписания, в связи с чем удовлетворил требования общества в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции о количестве израсходованного бетона, о приобретении и поставки бетона в указанных объемах, о действительности разрешительного документа о начале строительства при наличии возведенного фундамента любого из трех зданий (В1, В2, А) суд апелляционной инстанции полагает необходимым исключить из мотивировочной части как избыточные.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 января 2020 года по делу N А84-4389/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4389/2019
Истец: ООО "Дукат-С"
Третье лицо: Управление Государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзор)
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4235/20
16.04.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-620/20
26.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4235/20
09.07.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-620/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4389/19