г. Пермь |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А60-15713/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Азановой А.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Ривьера-трейд": Новиков Д.Р. (паспорт, доверенность отр 18.03.2020, диплом),
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2020 года
по делу N А60-15713/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ривьера-трейд" (ИНН 6671259475, ОГРН 1086671007500)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800),
третье лицо: Администрация Кировского района г. Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "Роскомплект - Инвест"
о признании незаконными действий, решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ривьера-трейд" (далее - заявитель, ООО "Ривьера-трейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в невключении места размещения нестационарного торгового объекта (павильона площадью 68 кв.м), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный д.13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района города Екатеринбурга, утверждённого постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 (исключении из нее указанного места размещения), а также о признании незаконным решения от 11.07.2018 об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кировского района г. Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "Роскомплект - Инвест".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2020 требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в невключении места размещения нестационарного торгового объекта (павильона, площадью 68 кв.м.), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный д.13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утверждённую постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092.
Признано незаконным решение Администрации города Екатеринбурга от 11.07.2018 об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Администрацию города Екатеринбурга обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ривьера-трейд" путем принятия решения о включении нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный д.13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Кроме того, в порядке распределения судебных расходов с Администрации города Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ривьера-трейд" взыскано 6000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Приводит доводы о том, что в действиях заинтересованного лица отсутствует нарушение действующих норм, регламентирующих процедуру разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в свою очередь, заявителем не обоснован, не доказан факт нарушения его прав и законных интересов. Отмечает, что отсутствие в Администрации города Екатеринбурга сведений об осуществлении заявителем торговой деятельности по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13 свидетельствуют о неосуществлении заявителем торговой деятельности (деятельности по оказанию услуг общественного питания) по указанному адресу, что свидетельствует в свою очередь об отсутствии нарушения прав. Полагает, что у органа местного самоуправления нет безусловной обязанности удовлетворять поступившие предложения о развитии сети нестационарных объектов, что при принятии решения орган местного самоуправления должен руководствоваться действующим нормативно-правовым механизмом, а именно Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области". Ссылается на то, что решение администрации от 11.07.2018 об отказе во включении места размещения сорного нестационарного торгового объекта (павильона) в схему размещения нестационарных торговых объектов, было обусловлено тем, что место размещения объекта не обеспечивает безопасность дорожного движения, так пути подъезда транспортных средств, осуществляющих доставку товара, оборудования и инвентаря в нестационарный торговый объект, не соответствуют требованиям пунктов 9.9 и 12.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с которыми запрещается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам; стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенным знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9. Полагает, что заинтересованное лицо правомерно пришло к выводу об отсутствии возможности в размещении нестационарного объекта, поскольку место его размещения перекрывает единственный возможный подъезд к домам N 3, 7, 9, 11, 13 по переулку Трамвайный на автотранспорте, поскольку заезд к домам по ул. Маяковского не предусмотрен; заезд с ул. Железнодорожников ограничен нестационарным объектом, установленным между проездом по ул. Железнодорожников и трамвайной линией, который перекрывает доступ любых транспортных средств и экстренных служб к указанным домам, следовательно, объехать данный объект на автотранспорте не представляется возможным.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Ривьера-трэйд" является собственником нестационарного торгового объекта - павильона, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13 (Кировский район г. Екатеринбурга), площадью 68 кв.м.
С 2013 по 2018 годы место размещения вышеуказанного павильона было включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Екатеринбурга (далее - "Схема"), что подтверждается следующими постановлениями Администрации г. Екатеринбурга от 15.02.2013 N 515 "Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2013 год" (пункт 1126 приложения N 1 к данному постановлению); от 29.11.2013 N 4014 "Об схемы размещения нестационарных объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2014 год" (пункт 1236 приложения N 1 к данному постановлению); от 26.11.2014 N 3574 "Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2015 -2016 годы" (пункт 1005 приложения N 1 к данному постановлению); от 29.11.2016 N 2366 "Об утверждении схем размещения нестационарных объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 -2018 годы" (пункт 383 приложения N 3 к данному постановлению).
21.12.2018 опубликовано Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которым утверждены схемы размещения нестационарных объектов, размещаемых в г. Екатеринбурге с 01.01.2019 г.
При этом в приложении N 3 к данному постановлению (схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района г. Екатеринбурга) место размещения вышеуказанного павильона, принадлежащего Заявителю, отсутствует.
28.04.2018 Администрацией г. Екатеринбурга принято решение о разработке новой Схемы, подлежащей утверждению до 30.11.2018. (постановление N 887), пунктом 1 которого комитету по товарному рынку Администрации постановлено осуществлять прием предложений от физических и юридических лиц о развитии сети нестационарных объектов в части включения в Схему мест их размещения в течение двух месяцев с даты опубликования постановления, а также организовать рассмотрение поступивших предложений на заседаниях комиссии по подготовке проекта Схемы с 01.05.2018 по 05.07.2018.
В соответствии с вышеуказанным решением директор ООО "Ривьера-трэйд" Бузилов А.Ю. 09.06.2018 обратился в Администрацию с предложением о включении в Схему места размещения принадлежащего ему нестационарного объекта.
Письмом от 25.07.2018 N 29.2-17/1704 Администрация сообщила заявителю, что протоколом заседания комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" от 11.07.2018 N 19/42/29.2-12 принято отрицательное решение по предложению о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" места размещения павильона "Услуги общественного питания" по адресу: город Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13, на основании подпункта 3 пункта 26 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП, в связи с расположением предложенного нестационарного объекта в месте размещения, не обеспечивающим безопасность дорожного движения, так как пути подъезда транспортных средств, осуществляющих доставку товаров, оборудования, инвентаря в нестационарный объект, не соответствует требованиям пунктов 9.9, 12.2 Правил дорожного движения в Российской Федерации (далее - "ПДД"), в соответствии с которыми запрещается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.
Полагая, что действия Администрации, выразившихся в невключении места размещения нестационарного торгового объекта (павильона площадью 68 кв.м), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный д.13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района города Екатеринбурга, а также решение Администрации от 11.07.2018 об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названной нормы, необходимым условием для удовлетворения требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному акту и нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов (далее также НТО), рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - федеральный закон N 381-ФЗ).
Указанным Федеральным законом предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
В соответствии со статьей 10 федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-1111 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области" (далее - порядок N 164-ПП).
Согласно пункта 6 порядка N 164- ПП, размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
Согласно пункта 7 порядка N 164-ПП, договор заключается в случаях, предусмотренных настоящим порядком, хозяйствующим субъектом по результатам проведения торгов или без проведения торгов с органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере управления земельными ресурсами, находящимися в собственности Свердловской области, на объектах, находящихся в государственной собственности Свердловской области; бюджетным учреждением, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, занятые лесными парками, исключительно для реализации бюджетным учреждением своих уставных целей.
Пунктом 13 порядка N 164- 1111 установлены случаи заключения договора без проведения торгов.
Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - порядок N 295-ПП).
Согласно пункта 3 Порядка N 295-ПП разработка схемы размещения осуществляется в следующих целях: 1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; 2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; 3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; 4) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; 5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке Схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов; 6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 18 порядка N 295-ПП схема размещения нестационарных торговых объектов основывается на: 1) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной нестационарной торговли, в том числе на результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения; 2) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга.
В соответствии с пунктом 31 порядка N 295-ПП внесение изменений и дополнений в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по мере необходимости по основаниям, указанным в пунктах 32 и 33 настоящего порядка, и в соответствии с требованиями, установленными главой 2 настоящего порядка.
В пункте 32 порядка N 295-ПП определено, что основаниями для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в Схему размещения являются: 1) реализация долгосрочных стратегических и целевых программ муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, повлекших изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 2) новая застройка отдельных элементов планировочной структуры населенных пунктов, районов, микрорайонов, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) заявление от жителей, субъектов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, иных заинтересованных лиц с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов.
В силу пункта 33 порядка N 295-ПП основаниями для принятия решения о внесении изменений (включение или исключение мест размещения нестационарных торговых объектов) в схему размещения являются:
1) реализация долгосрочных стратегических и целевых программ муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
2) необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) новая застройка отдельных элементов планировочной структуры населенных пунктов, районов, микрорайонов, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
4) ремонт и реконструкция автомобильных дорог, повлекшие необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
5) прекращение, перепрофилирование деятельности нестационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
6) заявления от населения, субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 26 порядка N 295-ПП основаниями для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения по заявлению субъектов предпринимательской деятельности являются: 1) наличие обстоятельств, указанных в п. 16 настоящего Порядка; 2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; 3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения. В пункте 16 Порядка N 295-ПП установлен запрет на включение мест размещения нестационарных объектов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 28.04.2018 N 887 "О разработке схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" комитету по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга поручено: 1) осуществлять прием предложений от физических и юридических лиц о развитии сети нестационарных объектов в части включения мест их размещения в схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - схема размещения нестационарных объектов) в течение двух месяцев с даты опубликования настоящего Постановления; 2) организовать рассмотрение поступивших предложений на заседаниях комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с 01.05.2018 до 05.07.2018; 3) сформировать перечень мест размещения нестационарных объектов, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург", на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности, и землях и земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено, и направить его до 15.07.2018 для согласования включения таких мест размещения нестационарных объектов в схему размещения нестационарных объектов.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2019 год.
Согласно приложению N 3 к указанному постановлению в схему нестационарный торговый объект - павильон, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13 (Кировский район г. Екатеринбурга), площадью 68 кв.м., не включен.
Суд обращает особое внимание на то, что каких-либо оснований для невключения места размещения в схему Администрацией не было приведено.
При этом при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61).
11.07.2018 Комиссией по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории МО "город Екатеринбург" было принято решение об отказе во включении в схему размещения объекта - павильона "Услуги общественного питания" по адресу: город Екатеринбург, пер. Трамвайный, 13, на основании подпункта 3 пункта 26 Порядка N 295-ПП, в связи с расположением предложенного нестационарного объекта в месте размещения, не обеспечивающим безопасность дорожного движения, так как пути подъезда транспортных средств, осуществляющих доставку товаров, оборудования, инвентаря в нестационарный объект, не соответствует требованиям пунктов 9.9, 12.2 Правил дорожного движения в Российской Федерации (далее - "ПДД"), в соответствии с которыми запрещается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.
Однако, при невключении спорного объекта в новую схему размещения указанные обстоятельства Администрацией не устанавливались.
Более того, как установил суд, ранее спорный павильон был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в границах муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013-2018 годы, то есть ранее у Администрации не вызывал сомнений факт его отнесения к объектам, подлежащим включению в схему.
При этом в рассматриваемом конкретном случае, в решении от 11.07.2018 сведения о нарушениях пунктов 9.9 и 12.2 ПДД, в соответствии с которыми запрещается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам, не соответствуют действительности, поскольку спорный нестационарный объект не расположен ни на тротуаре, ни на пешеходной дорожке, ни в каком-либо ином месте, вынуждающем совершать стоянку транспортных средств на краю тротуара, граничащего с проезжей частью.
Также само по себе расположение спорного нестационарного объекта на пути возможного проезда к жилым домам не свидетельствует о том, что место размещения объекта не соответствует требованиям законодательства, доказательства невозможности организации проезда отсутствуют.
При этом какое-либо решение об организации проезда, в рамках исполнения которого размещение нестационарного объекта могло бы нарушить права третьих лиц, в связи с чем появились бы основания для отказа во включении в схему, администрацией не принималось.
Таким образом, установив совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых действий и решения Администрации города Екатеринбурга от 11.07.2018 незаконными, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что восстановление нарушенных прав в данном случае возможно лишь путем обязания Администрации принять решение о включении нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Трамвайный д.13, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", поскольку в силу прямого указания, содержащегося в части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии парковки или иного места для разгрузки транспортных средств судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку администрацией не приведены ссылки на нормативные документы, устанавливающие обязательные требования к наличию места для остановки и стоянки транспортных средств непосредственно в месте размещения нестационарного объекта, а равно устанавливающие предельные (максимальные) расстояния от нестационарного объекта до места остановки (стоянки).
Ссылки заинтересованного лица на технический паспорт автодороги по пер. Трамвайный признаются апелляционной коллегией несостоятельными, поскольку не опровергают обоснованность выводов суда. Кроме того, данный документ не подтверждает расположение объекта на тротуаре или пешеходной дорожке, а равно наличие иных обстоятельств, вынуждающих водителей транспортных средств нарушать требования пунктов 9.9 и 12.2 ПДД. При этом сведения, указанные в данном техническом паспорте, не были положены Администрацией в основу оспариваемого отказа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное место "перекрывает" проезд к жилым домам в пер. Трамвайный со стороны ул. Железнодорожников, апелляционной коллегией отклоняются как противоречивые, поскольку как следует из указанных выше документов, представленных в дело заявителем (в т.ч. актов осмотра), возможность проезда отсутствует в связи с тем, что указанные жилые дома ограждены забором. Вместе с тем, надлежащими доказательствами данные обстоятельства Администрацией не опровергнуты. Решение об организации проезда у помянутом месте уполномоченными органами не принималось.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на иную судебную практику по аналогичным спорам не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае суд первой инстанции оценил обстоятельства конкретного дела и сделал соответствующие выводы. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная коллегия отмечает, что доводы в апелляционной жалобе повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены. В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Следовательно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2020 года по делу N А60-15713/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15713/2019
Истец: ООО РИВЬЕРА-ТРЭЙД
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, ООО "Роскомплект-Инвест"