г. Хабаровск |
|
10 июля 2020 г. |
А73-2555/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная добывающая компания" на решение от 15.04.2020 по делу N А73-2555/2020 Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная добывающая компания" к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная добывающая компания" (ОГРН 1172724019357, ИНН 2724222770) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление) от 11.02.2020 N А2020-10-19-0007 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.04.2020 по делу N А73-2555/2020 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 15.04.2020 по делу N А73-2555/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией.
Согласно статье 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами относятся плановые осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 указанного Федерального закона.
Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В управление в электронном виде поступило обращение гражданина с требованием о проведении проверки по поводу законности проведения работ по добыче песка на берегу р. Амур в зоне отдыха населения.
Должностными лицами управления согласно заданию на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами от 15.11.2019 был осуществлен рейдовый осмотр поднадзорной территории. При проведении осмотра осуществлялась фотосъемка.
Управлением в ходе визуального осмотра участка недр "Виноградовское" обнаружена погрузка песка гусеничным экскаватором с государственным регистрационным знаком 3688ХР27 с площадки складирования в грузовые автомобили. На момент осмотра на участке находился металлический понтон для осуществления добычи песка намывным способом. Представители общества на участке отсутствовали, контроль за погрузкой не велся.
В точке наблюдения 105, в 10 м. на юго-запад от строительного вагона, на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0300202:546 располагаются отходы производства и потребления в виде металлических бочек, резиновых труб и других резинотехнических изделий, сброшенные на почву. Площадки для сбора отходов не оборудовано.
Вдоль границ площадки складирования песка, с координированием точек наблюдения, установлено, что точки наблюдения 82-86 и 93-97 выходят за границы участка недр и горноотводного акта на территорию земельного участка с кадастровым номером 27:17:0300202:501. Этот участок согласно письму администрации Хабаровского муниципального района принадлежит на праве собственности Хабаровскому муниципальному району, договор аренды на данный земельный участок не заключался.
Результаты проверки отражены в акте от 18.11.2019. После чего для рассмотрения дела управлением направлены запросы о документах в территориальные органы, общество. Технический проект на разработку Виноградовского месторождения песка не представлен обществом, отсутствует в государственных органах.
По выявленному нарушению должностным лицом управления в отношении общества в присутствии директора общества составлен протокол от 20.01.2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, который вручен ему под роспись.
Определением от 31.01.2020 общество было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 11.02.2020 в 15 часов 00 минут. Определение получено директором общества 31.01.2020.
Должностным лицом управления вынесено постановление от 11.02.2020 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде предупреждения с учетом положений ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ как субъекту малого предпринимательства.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
О незаконности постановления управления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования общества.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 4.2 соглашения об условиях пользования недрами, которое является приложением N 1 к лицензии от 09.06.2018, общество обязуется обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недр.
В соответствии пунктом 4.3 соглашения общество обязуется обеспечить соблюдение установленных требований по охране окружающей среды и недр.
По материалам дела, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действиями общества нарушены пункт 4.3 соглашения об условиях пользования недрами, являющегося неотъемлемой частью лицензии ХАБ 00625 ТЭ, пунктов 7, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, согласно которым пользователь недр обязан соблюдать требования по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, выполнять условия, установленные лицензией.
Согласно статье 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.1.2.1. Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр, определено, что главное управление осуществляет на территории края региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а именно региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Статьей 23.22 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в вышеуказанной статье, в пределах своих полномочий вправе государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Постановлением правительства Хабаровского края от 15.08.2019 N 326-пр утвержден перечень должностных лиц главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа (пункт 1 статьи 28.3 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении составлены и вынесены должностными лицами, входящими в перечень должностных лиц управления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предусмотренных статьей 23.22 КоАП РФ, утвержденный приказом главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края от 18.07.2019 N 155-П.
Отклоняется довод жалобы общества о том, что анонимное обращение не могло служить основанием для рейдового мероприятия управления, поскольку как установлено пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Обращение, поступившее в главное управление и послужившее основанием для осуществления мер надзора в отношении участка недр местного значения "Виноградовское месторождение песка", содержало имя, фамилию заявителя и адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, в связи с чем оснований признать обращение анонимным у управления не имелось. Кроме того, согласно ст.11 Закона N 59-ФЗ при отсутствии в обращении фамилии обратившегося лица, но указании о противоправном деянии, орган рассматривает такое обращение в соответствии с компетенцией или направляет в иной государственный орган.
Несостоятелен довод жалобы общества о том, что на территории участка находился не мусор и не отходы, а металлические бочки которые являются возвратной тарой и резиновые изделия, используемые в технологическом процессе по добыче песка, поскольку не подтвержден какими-либо соотносимыми и допустимыми доказательствами. Факт осуществления сброса отходов производства и потребления на участок недр местного значения доказан материалами дела.
Довод жалобы общества о том, что выход за границы участка составляет несколько метров и поэтому отсутствует правонарушение отклоняется. Выход за границы предоставленного участка в любом случае означает пользование частью чужого участка в отсутствие воли собственника и является нарушением законодательства.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав правонарушения общества подтвержден материалами дела.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности меры воздействия, применяемой к правонарушителю.
Должностным лицом управления обоснованно назначено административное наказание в виде предупреждения, с учетом положений ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, так как общество является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось.
Нарушений срока и порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю по правилам КоАП РФ. Апелляционный суд не находит оснований для применения в рассматриваемом деле положений о малозначительности нарушения.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.04.2020 по делу N А73-2555/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2555/2020
Истец: ООО "ДВДК"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края