Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2020 г. N Ф02-4601/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А10-2128/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 10.07.2020.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: Е.Н. Скажутиной, О.А. Куклиным
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелкановой А.С.
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2019 года по делу N А10-2128/2019 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" (ОГРН 1130327017853, ИНН 0326518180), Республике Бурятия в лице государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (ОГРН 1020300965630, ИНН 0323082240), Республике Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, ИНН 0326471904), Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892), Республики Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709) о взыскании 3 061 рубля 38 копеек - долга за поставленный коммунальный ресурс в виде отопления и горячей воды,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" в лице Теплоэнергосбыт Бурятии филиал ПАО ТГК 14 обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с уточненным иском к государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" о взыскании 3301 рублей 70 копеек задолженности за поставленный коммунальный ресурс в виде отопления и горячей воды.
Определением от 13.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия".
Определением от 08.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Республика Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Определением от 29.07.2019 государственное казенное учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и Республику Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Определением от 11.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Определением от 11.09.2019 судом принято уменьшение размера исковых требований истца до суммы 3 061 рубля 38 копеек - долга за поставленный коммунальный ресурс в виде отопления и горячей воды.
Определением от 09.12.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Республика Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
11.09.2019 от истца поступило ходатайство об отказе от исковых требований к ГБУ РБ "Республиканский центр "Семья".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2019 года принят отказ от исковых требований к государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья", производство по делу в указанной части прекращено. Исковые требования к Республике Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия удовлетворены путем взыскания суммы с Республики Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия. В удовлетворении исковых требований к Республике Бурятия в лице государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Республики Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.
Указывает, что квартира, приобретенная на основании контракта, поступила в оперативное управление ГКУ УКС с момента заключения этого контракта и подписания соответствующего акта приема-передачи квартиры от прежнего собственника к ГКУ УКС. Кроме того, распоряжением Минимущества РБ от 25.12.2018 N 04-01-04-749/18 на праве оперативного управления квартира была закреплена за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья". Этим же распоряжением было прекращено право оперативного управления ГКУ УКС в том числе на квартиру, в целях ее включения в специализированный жилищный фонд на основании отказа учреждения от указанного права (письмо от 07.12.2018 N 4022).
По мнению ответчика, отсутствие государственной регистрации права оперативного управления на квартиру ГКУ УКС не свидетельствует о том, что такое право не возникло, исходя из статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По мнению ответчика, из положения о Минимуществе РБ не следует, что оно уполномочивалось Республикой Бурятия (собственником имущества) на осуществление полномочий по возмещению затрат юридическим лицам от имени Республики Бурятия, выраженных в денежном выражении (содержание нежилых помещений и внесения платы за коммунальные услуги). Из условий контракта не следует, что Минимущество РБ несет какие-либо обязанности в отношении квартиры, кроме того, Минимущество РБ не является стороной контракта.
Указывает, что Минимуществом РБ не оспаривался определенный истцом период и сумма взыскания, поскольку никаких правоотношений между Минимуществом РБ и истцом не возникало, Минимущество РБ является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является ГКУ УКС.
Ссылается на то, что период взыскания задолженности находится за пределами возникновения права собственности Республики Бурятия.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу истец 07.07.2020 заявил частичный отказ от исковых требований, просит взыскать задолженность за поставленную тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде в размере 2 997,35 руб. за период с 06.11.2018 по 25.12.2018.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде по существу, отказаться от иска полностью или частично.
Поскольку заявленный истцом частичный отказ от иска подписан представителем истца З.Б. Пурбуевым по доверенности от 01.01.2020, содержащей полномочие на частичный отказ от иска, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, суд апелляционной инстанции принимает заявленный отказ.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "ТГК-14" в отсутствие договора на теплоснабжение за период с 06.11.2018 по 25.12.2018 поставил коммунальный ресурс (отопление и горячее водоснабжения) в жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Моцарта, дом 1, квартира 7.
Квартира приобретена по государственному контракту государственным казенным учреждением Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", на основании которого поступила во владение ГКУ РБ "УКС" на праве оперативного управления.
Неоплата задолженности за оказанные услуги послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском.
На основании пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" приведены разъяснения о том, что поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Учитывая приведенные нормы права, лицо, которому нежилое помещение передано в оперативное управление, обязано нести бремя содержания, в том числе оплачивать потребленные коммунальные ресурсы с момента государственной регистрации вещного права на нежилые помещения.
В рассматриваемом случае доказательств регистрации права оперативного управления государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" на спорное жилое помещение в спорный период (с 06.11.2018 по 25.12.2018) в установленном порядке в дело не представлено.
Согласно выписке из ЕГРН (т. 1, л.д. 40) право оперативного управления зарегистрировано за ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" 26.12.2018.
В этой связи ссылка ответчика на закрепление права оперативного управления за учреждением на основании иных приведенных в жалобе документов подлежит отклонению как не имеющая правового значения.
Довод о том, что отсутствие государственной регистрации права оперативного управления на квартиру ГКУ УКС не свидетельствует о том, что такое право не возникло, подлежит отклонению в связи с неверным толкованием вышеприведенным норм права.
С учетом анализа государственного контракта от 20.08.2018, согласно которому жилое помещение приобреталось в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, суд пришел к правомерному выводу о том, что правомочия собственника недвижимого имущества исходя из Положения (пункт 2.3) от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, в связи с чем с чем на него возложены полномочия по содержанию нежилых помещений и внесению платы за коммунальные услуги.
По мнению ответчика, из положения о Минимуществе РБ не следует, что оно уполномочивалось Республикой Бурятия (собственником имущества) на осуществление полномочий по возмещению затрат юридическим лицам от имени Республики Бурятия, выраженных в денежном выражении (содержание нежилых помещений и внесения платы за коммунальные услуги). Указанный довод подлежит отклонению, поскольку исходя из положения оно осуществляет полномочия собственника.
Доводы о том, что из условий контракта не следует, что Минимущество РБ несет какие-либо обязанности в отношении квартиры, кроме того, Минимущество РБ не является стороной контракта, также подлежат отклонению как не имеющие правового значения.
Таким образом, доводы о том, что Минимущество РБ является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является ГКУ УКС, не нашли своего подтверждения.
Довод о том, что период взыскания задолженности находится за пределами возникновения права собственности Республики Бурятия, проверен апелляционным судом.
Из пояснений истца, направленных апелляционному суду 03.07.2020 во исполнение определения от 10.06.2020, следует, что период взыскания (с учетом уточнения) определен с 06.11.2018 по 25.12.2018. С учетом подписания акта о приеме-передаче спорного помещения ГКУ РБ "УКС ПРБ" 06.11.2018 (т. 1, л.д. 71), а также того, что согласно выписке из ЕГРН (т. 1, л.д. 40) право оперативного управления зарегистрировано за ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" 26.12.2018, заявленный период является правильным.
Проверив расчет задолженности в сумме 2997,35 руб. (с учетом заявленного отказа от иска), апелляционный суд признает его правильным, соответствующим пункту 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исходя из площади помещения с применением установленных норматива и тарифа. Ответчик не опроверг представленный расчет истца соответствующими доказательствами, не представил свой контррасчет.
В отсутствие доказательств оплаты задолженности исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 2997,35 руб. путем взыскания с Республики Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия за счет ее казны.
Установив факт обязанности Минимущества РБ по оплате спорного долга, оснований для взыскания его с иных ответчиков у суда первой инстанции отсутствовали.
Учитывая принятие апелляционным судом частичного отказа от иска, обжалуемое решение подлежит отмене в части, производство по делу в данной части - прекращению на основании части 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Вопрос о возврате госпошлины не решался, поскольку по оставшимся требованиям госпошлина составляет 2000 руб. Поскольку истцом при подаче иска оплачена госпошлина в указанном размере, то расходы по ее уплате на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика. При подаче апелляционной жалобы ответчик был освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2019 года по делу N А10-2128/2019 отменить в части, изложить его резолютивную часть в следующей редакции.
Принять отказ публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" от исковых требований к государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья".
Прекратить производство по делу в части требований к государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья".
Принять частичный отказ публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" от иска к Республики Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в части взыскания основного долга в размере 64,03 руб., производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с Республики Бурятия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, ИНН 0326471904) за счет казны Республики Бурятия в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) 2997 руб. 35 коп.- долг за поставленный коммунальный ресурс в виде отопления и горячей воды, потребленный за период с 06.11.2018 по 25.12.2018, 2 000 рублей - судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска, всего: 4 997 рубль 35 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Республике Бурятия в лице государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Республики Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2128/2019
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14 в лице Теплоэнергосбыт Бурятии филиал ТГК-14
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР СЕМЬЯ, Государственное казенное учреждение Республики Бурятия Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений РБ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ, Министерство финансов РБ
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4601/20
10.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1178/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2128/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2128/19