г. Санкт-Петербург |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А56-123984/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Лебедева Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нетрусовой Е.А.,
при участии:
от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" Воробьева Д.В. (доверенность от 28.12.2019 N 2020/017),
от общества с ограниченной ответственностью "ЛПК" Бабаева Р.М. (доверенность от 20.04.2018 N 1),
рассмотрев 03.07.2020 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛПК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 по делу N А56-123984/2019,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", адрес: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1084703000656, ИНН 4703102356 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЛПК", адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 1/8, лит. А, пом. 24-Н, ОГРН 1117847518579, ИНН 7841455390 (далее - Общество), об обязании в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке арендуемых земель лесного фонда от захламления путем вывоза незаконно размещенных на территории 41 выдела 95 квартала Дивенского участкового лесничества Гатчинского лесничества коммунально-бытовых отходов (далее - КБО), на предназначенный для этого лицензированный полигон.
Решением от 02.03.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило отменить обжалуемый судебный акт и принять новый - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Как указывает податель жалобы, поскольку настоящий иск подан не в рамках осуществления государственного лесного надзора, а в рамках гражданско-правовых отношений, возникших из договора аренды лесного участка, который, в свою очередь, заключен с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (арендодателем, далее - Комитет), Учреждение является ненадлежащим истцом, так как никогда не выступало стороной этого договора; очевидно, что в данном случае Учреждение обратилось в арбитражный суд за защитой интересов Комитета, однако его устав не содержит каких-либо положений, позволяющих подавать такого рода исковые заявления; упомянутым договором не предусмотрена обязанность Общества по принятию мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами арендуемой им территории; подпунктом "з" пункта 18 договора установлено, что Общество обязано осуществлять только санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов, который, в свою очередь, не предусматривает проведение каких-либо мероприятий по очистке земель; в связи с изменениями в законодательстве очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям; в силу пункта 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на соответствующих объектах, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; Общество лишь поддерживает, как того требует пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), арендованный лесной участок в надлежащем состоянии в пределах взятых им на себя договорных обязательств; Комитет не возлагал на Общество исполнение каких-либо обязанностей по периодическому проведению мероприятий по очистке арендуемых земель в квартале 95 (выдел 41) Дивенского участкового лесничества; осуществление государственных полномочий по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на указанном лесном участке, Обществу также не передавалось.
В судебном заседании представитель ответчика ходатайствовал о приобщении к материалам настоящего дела акта осмотра лесного участка, который подтверждает тот факт, что в настоящий момент свалка ликвидирована. На вопрос суда, каким числом датирован данный акт, представитель указал, что он был составлен еще в январе 2020 года, тогда как резолютивная часть по настоящему делу была объявлена в феврале, пояснить, почему данный акт не был представлен им в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, не смог. Представитель истца возражал против приобщения данного документа к делу, указал, что информацией о ликвидации спорной свалки он не располагает. Апелляционный суд, посовещавшись на месте, отклонил данное ходатайство ввиду того, что ответчик не привел каких-либо уважительных причин, препятствовавших ему представить данный документ в суд первой инстанции, к отзыву на исковое заявление данный документ не прикладывал, ходатайства об отложении судебного заседания в целях проведения совместного обследования в суде первой инстанции ответчик не заявлял.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и ООО "Демо Плэнери" (арендатор) в целях приведения договора от 19.12.2006, заключенного между тем же арендатором и федеральным государственным учреждением "ОЛХ "Сиверский лес", в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 10.12.2008 заключили сроком до 31.12.2054 договор N 2-2008-12-83-3 аренды лесного участка площадью 11 800,5 га (118 005 000 кв. м), находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Гатчинское лесничество, участковые лесничества: Карташевское (кварталы N 1-6, 13-15, 18, 19, 23-28, 32-34, 40), Дружносельское (кварталы N 1-21, 25-60, 69-72, 81, 84), Дивенское (кварталы N 46-113).
Дополнительным соглашением от 16.02.2012 к договору его стороны изложили преамбулу в новой редакции, согласно которой все права и обязанности арендатора лесного участка перешли к Обществу.
В сентябре 2019 года в ходе осуществления мероприятий по контролю за лесами, а именно патрулирования Дивенского участкового лесничества, его лесничим выявлено захламление лесов КБ и промышленными отходами объемом 10 куб. м в виде размещения несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора от ремонтных и строительных работ в границах 41 выдела 95 квартала (географические координаты местонахождения свалки 59°13.19.0, Е 030°01.11.5, территория Дружногорского поселения), о чем 30.09.2019 данным должностным лицом были составлены акт осмотра спорной территории и акт о лесонарушении с фотоматериалами, в которых в качестве периода совершения данного нарушения указан временной промежуток с 27.09.2019 по 30.09.2019.
В связи с этим должностным лицом Учреждения в тот же день было составлено и впоследствии направлено (02.10.2019) в адрес Общества как арендатора спорной территории требование N 16 об устранении выявленного нарушения лесного законодательства посредством проведения уборки несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора до 14.10.2019 с указанием на то, что в противном случае Учреждение будет вынуждено рассмотреть вопрос о досрочном расторжении упомянутого договора аренды.
В октябре того же года был проведен повторный осмотр территории лесного участка, на котором ранее была зафиксирована несанкционированная свалка. По результатам данного обследования вновь составлен акт от 14.10.2019 N 30, в котором указано, что данная свалка по состоянию на указанную дату так и не была ликвидирована, что подтверждается приложенной к акту фототаблицей.
Учреждение, ссылаясь на изложенные обстоятельства, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что условиями договора предусмотрена обязанность арендатора в целях охраны земель проводить мероприятия по их защите от захламления отходами производства и потребления, а также приняв во внимание то обстоятельство, что ненадлежащее выполнение Обществом возложенных на него обязанностей по очистке лесов от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность с точки зрения правил пожарной безопасности в лесах, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы и представленные в материалы настоящего дела доказательства, полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в пункте 1 статьи 22 определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно положениям статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 3).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же Кодекса).
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась в границах арендуемой Обществом части лесного участка, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, вывод суда первой инстанции об обязанности арендатора ликвидировать выявленную лесничим в сентябре 2019 года свалку является правильным.
Арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.
Доказательств того, что арендуемое имущество было передано Обществу в указанном состоянии (отходы находились на территории лесного участка еще на момент его передачи в аренду Обществу), в материалы дела не представлено. Более того, в самом акте о лесонарушении от 30.09.2019 N 10/67 указано, что оно предположительно совершено в период с 27.09.2019 по 30.09.2019, тогда как договор был заключен еще в 2008 году (в целях приведения в соответствие с действующим законодательством предыдущего договора от 2006 года). Изложенные в акте обстоятельства Общество надлежащим образом не опровергло.
Довод Общества о том, что Учреждение не является надлежащим истцом по настоящему делу, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен с учетом положений части 1, пункта 12 части 3 статьи 96, части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункта 23.15 Устава Учреждения, утвержденного распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 27.05.2016 N 443.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 по делу N А56-123984/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-123984/2019
Истец: ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "ЛПК"