г. Чита |
|
09 июля 2020 г. |
дело N А19-23028/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Куклина О.А., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу истца на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.03.2020 по делу N А19-23028/2019 по иску государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697; 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Декабрьских Событий, дом 88) к обществу с ограниченной ответственностью "Кентавр - Байкал" (ОГРН 1033801430541, ИНН 3810026387, адрес: 664003, Иркутска область, г. Иркутск, ул. Киевская, д. 9) о взыскании 9 499,24 руб., при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Ивайловского Игоря Алексеевича,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска (далее - Пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кентавр - Байкал" (далее - общество, ответчик) с требованием о взыскании 9 499,24 руб. ущерба в виде излишне выплаченной Ивайловскому И.А. страховой пенсии по инвалидности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Ивайловский Игорь Алексеевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.03.2020 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1 349,89 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просил отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что причиной выплаты Ивайловскому И.А. пенсии по инвалидности в завышенном размере в период с 01.04.2018 по 31.01.2019 явилось несвоевременное представление обществом в ПФР сведений по форме СЗВ-М.
От истца и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Участвующие в деле лица извещены о возбуждении судебного производства по делу, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, третье лицо не прибыло.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей сторон и третьего лица, самого третьего лица не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска от 12.07.2010 Ивайловскому И.А. назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска от 03.10.2018 Ивайловскому И.А. прекращена выплата пенсии в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска осуществлена высылка пенсионного дела в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска в связи с переездом Ивайловского И.А., по месту жительства. Распоряжением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска от 09.10.2018 N 180000102942 выплатное дело поставлено на учет и продлена выплата пенсии по инвалидности.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Ивайловский И.А. является работником общества, которое в порядке статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) представляет в УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
Актом от 04.03.2019 Пенсионного фонда установлено, что Ивайловский И.А. в апреле 2018 года являлся работающим пенсионером общества, однако исходную форму сведений о застрахованных лицах за апрель 2018 года предоставил в Пенсионный фонд 14.12.2018, при том срок представления сведений был 15.05.2018.
Вместе с тем, сведения о застрахованных лицах, работающих в обществе, включая Ивайловского И.А., за период с мая по декабрь 2018 года общество представило своевременно. Впервые сведения в отношении третьего лица поступили в территориальный орган Пенсионного фонда 15.06.2018 посредством представления ответчиком формы СЗВ-М (исходная) за май 2018 года, и за последующие периоды - в установленные сроки (том 1 л.д. 74-94, 104-111).
Пенсионный фонд выявил факт излишне выплаченной пенсионеру суммы страховой пенсии, о чем составил протокол от 21.03.2019 N 773.
Согласно решению Пенсионного фонда от 21.03.2019 N 774, по вине общества Ивалойловскому И.А. размер пенсии рассчитан как неработающему застрахованному лицу с 01.07.2018 по 31.01.2019, сумма переплаты составила 9 449,24 руб.
Ссылаясь на то, что связи с отсутствием сведений об Ивайловском И.А. как работающем пенсионере за апрель 2018 года, ему была начислена фиксированная выплата к пенсии за период с 01.07.2018 по 31.01.2019 в сумме 9 499,24 руб. истец обратился в арбитражный суд с иском. Предметом иска в деле стало взыскание истцом с ответчик 9 499,24 руб. убытков.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 26.1, части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Закона N 250-ФЗ от 03.07.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пункта 24 инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, пунктов 84, 85, 86, 88, 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила выплаты пенсий N 885н). Суд учел правовые позиции, сформулированные в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2018 по делу N 307-ЭС18-22271, от 29.11.2019 по делу N 302-ЭС19-21901.
Суд исходил из обоснованности исковых требований по праву в удовлетворенном размере и отсутствия оснований для взыскания убытков за период с 01.07.2018 по 31.01.2019, поскольку истец не доказал причинно-следственной связи между действиями ответчика по не предоставлению сведений за апрель 2018 года по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, полагал решение суда правильным.
Обязательственные правоотношения, связанные с незаконными денежными выплатами из Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу граждан, квалифицируются по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, как обязательства вследствие причинения вреда.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что применение меры ответственности, предусмотренной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий, а именно: несения истцом убытков и их размера; неправомерности действий (бездействия) органов публичной власти; причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию Федерального закона N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно части 2 указанной статьи пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии. В соответствии с частью 3 пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом о страховых пенсиях, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Факт излишней выплаты Пенсионным фондом третьему лицу в период с 01.07.2018 по 31.01.2019 пенсии в размере 9 449,24 руб. доказан и ответчиком не оспаривался. Материалами дела подтвержден и не оспорен ответчиком факт несвоевременного представления обществом сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года, указанные сведения за апрель 2018 года были представлены 14.12.2018.
Суд первой инстанции установил вину ответчика в виде необоснованной выплаты индексации пенсии за период в сумме 1 349,89 руб. В указанной части выводы суда первой инстанции не обжалуются в апелляционном порядке.
Сведения по форме СЗВ-М за период с мая 2018 года по декабрь 2018 года ответчик своевременно передал в Пенсионный фонд.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений пунктов 88 и 90 Правил выплаты пенсий N 885н суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года, полученных 15.06.2018, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии и с 01.07.2018 фактически прекратить выплату индексации.
В связи с изложенным отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению Пенсионному фонду сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года и выплаченной Ивайловскому И.А. индексации к пенсии по инвалидности как не работающему пенсионеру в размере 8 099,35 руб.
Стало быть, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении части иска.
Выводы арбитражного суда, на которых основано решение в обжалованной части, сделаны в результате надлежащей оценки доказательств в деле с соблюдением требований, установленных статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними. По существу они направлены на переоценку исследованных судом доказательств и сами по себе не могли явиться основанием к отмене или изменению решения. Доводы жалобы не содержали сведений о фактах, которые могли повлиять принятый по делу судебный акт.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы, как государственный орган, выступающий в деле в качестве истца, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2020 года по делу N А19-23028/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Куклин О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23028/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска
Ответчик: ООО "Кентавр-Байкал"
Третье лицо: Ивайловский Игорь Алексеевич