город Томск |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А27-22455/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2020.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сбитнева А.Ю.,
Сластиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-4531/2020) общества с ограниченной ответственностью "Культурно-развлекательный центр Цимус" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.03.2020 по делу N А27-22455/2019 (судья Шикин Г.М.)
по иску акционерного общества "Теплоэнерго" (ОГРН 1034205041375, ИНН 4205049011, 650044, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Шахтерская, 3а)
к обществу с ограниченной ответственностью "Культурно-развлекательный центр Цимус" (ОГРН 1044205025985, ИНН 4205067109, 650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Шахтеров, дом 48а, помещение 187)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Воронюк И.В., доверенность от 16.01.2020,
от ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - АО "Теплоэнерго") обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Культурно-развлекательный центр Цимус" (далее - ООО "КРЦ Цимус") с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 222 773 руб. 06 коп. долга за потребленную тепловую энергия за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 по договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.09.2017 N 584.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.03.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ООО "КРЦ Цимус" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указано следующее: судом применены нормы, действующие до 01.01.2019, не указаны нормы права, действующие после 01.01.2019; предъявление ресурсоснабжающей организацией к потребителю, а не к управляющей компании многоквартирного дома, платы за отопление помещений, входящих в состав общего имущества, противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статьи 10 и статьи 544 ГК РФ; проведенный истцом расчет платы за коммунальную услугу по отоплению, с учетом корректировок, на основании формул 3(1) и 3(7) в Правила предоставления коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 противоречит части 1 статьи 37, части 2 статьи 39 ЖК РФ, обязывающих собственников помещений в многоквартирного дома платить за расходы ресурсов на содержание общих помещений, включая отопление общих помещений, а также принятым Конституционным Судом РФ постановлениям N 30 от 10.07.2018 и N 46 от 20.12.2018 года, не позволяет определить объем потребленного тепла в необорудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Зависимость такого расчета от помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета (в том числе помещение ответчика) противоречит принципу справедливости; счет-фактура от 31.05.2019 (N 5/709 на сумму 89 837,36 рублей - потребление тепловой энергии в мае 2019 г.) не является корректировочной, оплачена ответчиком в полном объеме; в обжалуемом решении судом назван объект настоящего судебного дела: "многоквартирный дом N10 (расположенный в г. Березовский, по пр. Ленина), в котором располагаются спорные помещения NN 49,50,51", однако ответчик не является собственником или арендатором данного объекта, не потребляет в указанных помещениях тепловую энергию. Спорным объектом в соответствии с договором теплоснабжения и поставки горячей воды N 584 от 01.09.2017 г. является помещение ответчика, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, д. 48а.
Ответчик явку представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между АО "Теплоэнерго" (теплоснабжающая организация, ТСО) и ООО "КРЦ Цимус" (потребитель) подписан договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 584, в соответствии с условиями которого, ТСО через присоединенную сеть поставляет тепловую энергию в горячей воде (мощность), а в случае подключения потребителя к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) и теплоноситель, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель принял на себя обязательство принимать и оплачивать все количество приобретенной тепловой энергии, включая содержащееся в тепловую сеть теплоносителе.
В период 01.01.2019 по 30.04.2019 в пользу ООО "КРЦ Цимус" поставлена тепловая энергия.
Указывая, что Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 с 01.01.2019 изменен порядок расчета платы за коммунальную услугу отопления, утверждены новые формулы, ранее существовавший порядок начисления платы не предусматривал возможности учета показаний ИПУ тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в оснащенных ОДПУ тепловой энергии МКД, в которых не все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, письмом от 30.05.2019 (л.д. 11 т. 1) АО "Теплоэнерго" уведомило ООО "КРЦ Цимус" о перерасчете стоимости потребленного в период с 01.01.2019 по 30.04.2019, выставило корректировочные счета-фактуры от 11.02.2019 N 2/1753 (январь 2019 года), от 17.06.2019 N 6/3 (февраль 2019 года), от 17.06.2019 N 6/4 (март 2019 года), от 17.06.2019 N 6/5 (апрель 2019 года), содержащие сведения о количестве и цене поставленного ресурса после корректировки.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности задолженности во взыскиваемом истцом размере.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац четвертый).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 ЖК РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил N 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из названного Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно четвертому и пятому абзацах пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
С учетом изложенного поскольку с 01.01.2019 изменены правила начисления платы за коммунальную услуг по отоплению, а ТСО в период с 01.01.2019 по 30.04.2019 первоначально начислило плату по старым правилам, следовательно АО "Теплоэнерго" обоснованно произвело корректировки начисления за указанный период, выставив в адрес потребителя корректировочные счета-фактуры от 11.02.2019 N 2/1753 (январь 2019 года), от 17.06.2019 N 6/3 (февраль 2019 года), от 17.06.2019 N 6/4 (март 2019 года), от 17.06.2019 N 6/5 (апрель 2019 года) на общую сумму 222 773 руб. 06 коп.
Изложенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы судом отклоняются по следующим причинам.
В силу особых физических свойств тепла определен особый порядок расчета объема потребления теплоэнергии на отопление, отличный от других коммунальных услуг.
Жилищное законодательство РФ рассматривает МКД как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома - и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков или лежаков) системы отопления.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, обогревающие элементы (радиаторы) и трубопроводы (стояки) являются частями системы отопления, которая относится к общему имуществу. В силу прямого указания части 4 статьи 37 ЖК РФ выдел в натуре долей в праве собственности на общее имущество недопустим, а следовательно, недопустимо признавать исключительное право собственности собственников отдельных помещений на отдельные элементы внутридомовой системы отопления.
Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях МКД, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а вовсе не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.
Тепло не может не потребляться в отдельных, обособленных помещениях, оно потребляется абсолютно во всех без исключения помещениях, в том числе в помещениях, входящих в состав общего имущества - именно исходя из принципа обеспечения нормального температурного режима во всех без исключения помещениях МКД проектируются системы отопления таких домов.
Определить, сколько конкретно теплоэнергии потреблено в тех или иных жилых и нежилых помещениях, а сколько тепла потреблено в помещениях из состава общего имущества, с технической точки зрения практически невозможно. Именно поэтому абзац 2 пункта 40 Правил 354 устанавливает: "Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Таким образом, каждый потребитель отопления обязан оплачивать не только тот объем теплоэнергии, который потреблен непосредственно в его помещении, но и оплачивать теплоэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества. Жилищное законодательство не содержит формул, позволяющих отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в помещении потребителя, и отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества. Объем теплоэнергии на отопление, подлежащий оплате потребителем, рассчитывается совокупно, без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление.
Приведенную позицию подтверждает Верховный суд РФ в решении от 25.04.2018 N АКПИ18-146
Таким образом, примененный истцом порядок начислений за потребленную тепловую энергию правомерен ввиду его соответствия, как нормам действующего законодательства, так и сложившейся судебной практике.
Довод ответчика со ссылкой на письмо ФНС от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@ о неправомерности выставления корректировочных счетов-фактур, является несостоятельным. Во-первых, указанное письмо носит рекомендательный характер, а во-вторых, согласно тексту указанного письма, изменение общей стоимости поставки после факта отгрузки (при отсутствии ошибок в его оформлении) может быть обусловлено изменением цены (тарифа) и (или) изменением количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Учитывая, что в связи с произведенным перерасчетом изменился именно объем поставленной тепловой энергии, изменение корректировочным счетом-фактурой общей стоимости поставки тепловой энергии ответчику обосновано.
Кроме того, ошибочное выставление к оплате иного объема потребленного абонентом энергоресурса в соответствии с нормами действующего законодательства не лишает права кредитора требовать полного исполнения обязательства (статьи 309, 310 ГК РФ).
Из представленного в материалы дела акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 13.01.2020 следует, что истцом учтены все произведенные ответчиком платежи, спорная задолженность сложилась в связи с неоплатой корректировочных счетов-фактур за период потребления коммунального ресурса с 01.01.2019 по 30.04.2019, иные выставленные к оплате счета-фактуры, заканчивая счетом-фактурой от 31.12.2019, оплачены в полном объеме.
Подробные расчеты начисления отражены в ведомостях потребления тепла, а также в разъяснительных письмах ТСО. Данные расчеты ответчиком не оспорены.
Допущенные судом первой инстанции в решении опечатки в указании счетов-фактур, норм права, адреса объекта теплоснабжения - г. Березовский, по пр. Ленина, вместо г. Кемерово, пр. Шахтеров, д. 48а, не повлекли принятие неправильного решения по существу спора.
Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.03.2020 по делу N А27-22455/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Культурно-развлекательный центр Цимус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22455/2019
Истец: АО "Теплоэнерго"
Ответчик: ООО "Культурно-развлекательный центр Цимус"