Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2020 г. N Ф08-7451/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2020 г. |
дело N А32-6220/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шимбаревой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шахбазова Алексея Прокопьевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.05.2020 по делу N А32-6220/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Шахбазова Алексея Прокопьевича (ИНН 232008684022)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 09.12.2019 по делу N 122,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шахбазов Алексей Прокопьевич (далее - заявитель, ИП Шахбазов А.П.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании постановления о назначении административного наказания от 09.12.2019 по делу N 122 незаконным.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствием оснований для применении положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель Шахбазов Алексей Прокопьевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что соседними к спорному земельному участку являются земельные участки, принадлежащие Шахбазову А.П., и строения, о которых заявляет управление, находятся на земельных участках, принадлежащих Шахбазову. По мнению заявителя, чертежи и схемы не позволяют соотнести земельные участки с фактически занимаемыми территориями, в связи с чем и возникает противоречие в позиции управления и предпринимателя.
Согласно п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Росреестра по Краснодарскому краю 14.08.2019 поступили из администрации Краснодарского края письма от 12.08.2019 N П-36165.1-19-35 и от 16.08.2019 N П-36857.2-19-35 (вх. N 1219-1/2019, 1219-2/2019 от 26.08.2019) заявление о нарушении требований земельного законодательства и проведении проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ИП Шахбазова А.П.
Должностными лицами, осуществляющими государственный земельный надзор на территории Тихорецкого района Краснодарского края, проведено административное обследование объекта земельных отношений на земельном участке: Краснодарский край, Тихорецкий район, Парковский с/о, секция 11, часть контура 35, с кадастровым номером 23:32:0402000:149 (акт административного обследования от 04.09.2019 N 88).
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Тихорецкой межрайонной прокуратурой вынесено решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 27.09.2019.
31.10.2019 межмуниципальным отделом по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю Чернобровенко Д.А. от 27.09.2019 N 12-8300-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя Шахбазова Алексея Прокопьевича на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, Парковское с\о, секция 11, часть контура 35, с кадастровым номером 23:32:0402000:149, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для эксплуатации нежилого здания корпуса фермы и земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, Парковское с/п, с кадастровым номером 23:32:0402000:884, земли сельскохозяйственного назначения, для эксплуатации МТФ.
На момент проведения административного расследования Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о местоположении границ земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, Парковское с\о, секция 11, часть контура 35, с кадастровым номером 23:32:0402000:149, уточненной площадью 10 800,0 кв. м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для эксплуатации МТФ.
Также в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, Парковское с\о, секция 11, часть контура 35, с кадастровым номером 23:32:0402000:149, за Шахбазовым Алексеем Прокопьевичем от 04.09.2015 N 23-23/014-23/014/801/2015-8822/2.
В ходе проверки кадастровый инженер Обыденов А.В. определил фактическое местоположение границ земельных участков с использованием спутниковой геодезической аппаратуры EFT МЗ GNSS, заводской номер 11801120, регистрационный номер в федеральном информационном фонде по обеспечению единства средств измерений - 66126-16, Свидетельство о поверке от 30.11.2018 N 13462188 действительно до 29.11.2019; Комплекс наземного слежения, приема и обработки сигналов ГНСС EFT RSI, заводской номер RS1-2017-277, регистрационный номер в федеральном информационном фонде по обеспечению единства средств измерений - 61009-15, свидетельство о поверке от 06.09.2019 N 1961217 действительно до 05.09.2020.
В результате установлено, что фактическое местоположение границ земельных участков на момент проведения проверки не соответствует местоположению границ согласно сведений ЕГРН, используется без разрешительной документации часть земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402000:869, а именно 13 828 кв. м, занятый частично капитальными строениями из блоков и бетона, частично сырьем для производства продукции.
Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о местоположении границ земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Тихорецкий, с/п Парковское, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 23:32:0402000:91 с КН: 23:32:0402000:869, уточненной площадью 30 788,0 кв. м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
По сведениям, содержащимся в ЕГРИП, Шахбазов Алексей Прокопьевич является индивидуальным предпринимателем, ОГРН: 308232011200047, ИНН: 232008684022. Основной вид деятельности - 01.13.6. Выращивание грибов и трюфелей. Дополнительный вид деятельности - 38.21. Обработка и утилизация неопасных отходов; 42.21. Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; 43.13. Разведочное бурение; 43.99. Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки; 43.99.3. Работы свайные и работы по строительству фундаментов; 49.32. Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем; 49.41.1. и 49.41.2. Перевозка грузов специализированными и неспециализированными автотранспортными средствами; 68.20.2. Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; 77.32. Аренда и лизинг строительных машин и оборудования; 77.39.1.
Аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования; 82.99. Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.
На земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, Парковский с/о, с кадастровым номером 23:32:0402000:149, для эксплуатации нежилого здания корпуса фермы, размещены блочно-кирпичные строения (сведения о регистрации в ЕГРН отсутствуют).
В результате проведенных мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора установлено, что площадь земельного участка, занятого самовольно, не имея предусмотренных действующим законодательством документов, составила 13 828,0 кв. м.
Выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, при использовании земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Тихорецкий, с/о Парковское, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 23:32:0402000:91 с кадастровым номером 23:32:0402000:869. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором выявлено и зафиксировано в акте проверки от 05.11.2019 N б/н нарушение требований земельного законодательства РФ.
05.11.2019 ИП предписано устранить выявленные нарушения в срок до 30.01.2020 (предписание N 79).
26.11.2019 по результатам проведенной внеплановой выездной проверки государственным инспектором в Краснодарском крае по использованию и охране земель составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП Шахбазова А.П.
При составлении протокола об административном правонарушении документы о наличии какого-либо из прав, предусмотренных главами Ш и IV Земельного кодекса Российской Федерации на использование части земельного участка, площадью 13 828 кв.м. с кадастровым номером: 23:32:0402000:869, индивидуальным предпринимателем Шахбазовым А.П. не представлены. Протокол составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного предпринимателя и направлен в адрес заявителя.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 122 09.12.2019 постановлением заместителя главного государственного инспектора межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю индивидуальный предприниматель Шахбазов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Диспозиция статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в самовольном занятии земельного участка или использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Согласно п. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно ст. 71, 71.1 Земельного кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами РФ. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Согласно п. 4 и п. 7 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями ст. 71.2 Земельного кодекса РФ административное обследование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (ч.ч. 2 и 3 ст. 71.2 Земельного кодекса РФ).
Административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, действующим законодательством Российской Федерации в данном случае не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением, в том числе выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В зависимости от сделанных государственным инспектором выводов результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Если же в результате административного обследования были выявлены признаки нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, государственным инспектором либо организуется проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении лица, использующего земельный участок с признаками нарушений, либо составляется протокол об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае при проведении проверки на земельном участке с КН 23:32:0402000:149 выявлены нарушения требований ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка с КН 23:32:0402000:869 площадью 13 828 кв. м.
Указанные действия индивидуального предпринимателя Шахбазова А.П. образуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1. КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
По результатам рассмотрения дела N 122 об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому района по использованию и охране земель 09.12.2019 вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому ИП Шахбазов А.П. признан виновным в совершении правонарушения.
При этом действующее законодательство предусматривает регламентированный порядок возникновения прав граждан и юридических лиц на использование земельных участков, сопряженный с обязанностью оформления соответствующих правоустанавливающих документов, за несоблюдение которого ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с главами 3, 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права и обязанности своей волей и в своей интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В то же время эту норму следует применять в контексте пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации - земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Особенности приобретения прав на земельный участок установлены Земельного кодекса Российской Федерации, и прежде всего главой V "Возникновение прав на землю".
Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами.
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о регистрации. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков.
Как указано в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 по делу N 11301/04 и от 01.02.2005 по делу N 9289/04, анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам, статьями 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации относит землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
При этом согласно положениям статей 15, 22, 24, 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают земельные участки на праве собственности, аренды либо только в предусмотренных законом случаях в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (на основании которых может осуществляться их использование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанных положений следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов земельных отношений и государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, удостоверение возникшего права).
Если законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование данным земельным участком без оформления таких документов образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что должностными лицами, осуществляющими государственный земельный надзор на территории Тихорецкого района Краснодарского края, проведено административное обследование объекта земельных отношений на земельном участке: Краснодарский край, Тихорецкий район, Парковский с/о, секция 11, часть контура 35, с кадастровым номером 23:32:0402000:149 (акт административного обследования от 04.09.2019 N 88).
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Тихорецкой межрайонной прокуратурой вынесено решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 27.09.2019.
В результате установлено, что фактическое местоположение границ земельных участков на момент проведения проверки не соответствует местоположению границ согласно сведений ЕГРН, используется без разрешительной документации часть земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402000:869, а именно 13 828 кв. м, занятый частично капитальными строениями из блоков и бетона, частично сырьем для производства продукции.
Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о местоположении границ земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Тихорецкий, с/п Парковское, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 23:32:0402000:91 с кадастровым номером 23:32:0402000:869, уточненной площадью 30 788,0 кв. м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, при возведении капитальных строений и эксплуатации своих земельных участков Шахбазовым А.П. осуществлено частичное завладение смежным земельным участком, который в собственности предпринимателя не находится, иные документы, предоставляющие ему право пользования и владения данным земельным участком не представлены.
Указанные документы, а именно заключение кадастрового инженера, акт административного обследования земельных отношений, приобщены к материалам дела в рамках рассмотрения спора об оспаривании постановления. Между тем, в части их приобщения действия суда не оспорены, а сами документы заявителю были известны, поскольку получены в ходе административного расследования.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что данным лицом предпринимались исчерпывающие меры по оформлению документов о праве на земельный участок либо возникли непреодолимые препятствия при оформлении документов, что свидетельствует о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям, установленным нормами земельного законодательства. При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина ИП Шахбазова А.П. выразилась в том, имея при этом возможность для соблюдения норм земельного законодательства, не принял все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных земельным законодательством, чем ограничило доступ и нарушило права собственника или других лиц, не являющихся собственниками (ст. 41 Земельного кодекса РФ) в использовании и распоряжениями прилегающим земельным участком.
Между тем, о незаконности своего владения Шахбазову А.П.было известно, что подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 по делу N А32-203/2020, которым оставлено без изменения предписание государственного органа от 05.11.2019, в котором ИП Шахбазову А.П. рекомендовано освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером 23:32:0402000:869.
Также незаконность самовольно занятия земельного участка в отсутствии правоустанавливающих документов подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2018 по делу N А32-35484/2018.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности признания, что действия ИП Шахбазова А.П. образуют объективную и субъективные стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств принятия заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований в материалы дела представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, в действиях предпринимателя в полном объеме выражен состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление от 09.12.2019 вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, совершенное заявителем правонарушение, квалифицируемое по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть квалифицировано как малозначительное, поскольку нельзя признать малозначительным использование земельного участка без правоустанавливающих документов.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих обязанностей по соблюдению земельного законодательства. Кроме того, заявитель ранее за аналогичное правонарушение привлекался к административной ответственности.
Совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный государством порядок общественных отношений по защите права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею.
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушен, поскольку обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, последние обязан учитывать.
Вид и размер административного наказания, назначенного предпринимателю, судом признается обоснованным и соответствующим совершенному административному правонарушению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку вмененное предпринимателю нарушение влечет возникновение угрозы причинения имущественного ущерба (в виде потерь бюджета - неполучение налоговых выплат). С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 301-АД18-24398 по делу N А79-269/2018.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно определил правомерность привлечения управлением индивидуального предпринимателя Шахбазова Алексея Прокопьевича к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения ему наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2020 по делу N А32-6220/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6220/2020
Истец: Шахбазов А. П.
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) управление Росреестра по Краснодарскому краю межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам, ФСГРКК Управление Росреестра по КК МО по Выселковскому и Тихорецкому районам