город Омск |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А70-18453/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5174/2020) общества с ограниченной ответственностью "Абсолют Авто" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.03.2020 по делу N А70-18453/2019 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абсолют Авто" (ИНН 7203403706, ОГРН 1167232091278, 625014, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 250, эт. 1) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ИНН 7202131175, ОГРН 1047200990891, 625031, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Рационализаторов, д. 20) о признании незаконным предписания от 23.07.2019 N 16-1419-р,
при участии в деле в качестве третьих лиц, - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области, Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, индивидуального предпринимателя Никулина Александра Михайловича (ИНН 720203142299, ОГРНИП 313723211900227), индивидуального предпринимателя Никулиной Дарьи Александровны (ИНН 720208936898, ОГРНИП 315723200054570),
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Абсолют Авто" - Бабикова Юлиана Львовна по доверенности от 11.10.2019;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Абсолют Авто" (далее - ООО "Абсолют Авто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Росреестра по Тюменской области (далее - Управление Росреестра, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 23.07.2019 N 16-1419-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области (далее - уполномоченный), Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее - департамент) индивидуальный предприниматель Никулин Александр Михайлович (далее - ИП Никулин А.М.), индивидуальный предпринимателя Никулина Дарья Александровна (далее - Никулина Д.А.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.03.2020 по делу N А70-18453/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что здание не используется как паркинг и используется обществом не в соответствии с целевым назначением. Так, судом не учтено, что из экспликации помещений здания в составе проектной документации следует, что его основной площадью (748,77 кв. м, после корректировки 629,15 кв.м) является площадь стоянки автомобилей, 248,91 кв. м отведен для торгового зала (магазин автозапчастей), мойка автомашин должна занимать 240,52 кв.м, помещение шиномонтажа -103,22 кв.м (т.3 л.д.91). аналогичные сведения содержаться в разрешениях на строительство и ввод в эксплуатацию, в которых указано, что на объекте должно размещаться 61 машино/место; податель жалобы считает, что управлением не доказано использования здания и земельного участка не по целевому назначению;
ИП Никулин А.М. в письменном отзыве поддержал правовую позицию общества, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Управлением Росреестра по Тюменской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по Тюменской области, уполномоченный, департамент, ИП Никулин А.М., ИП Никулина Д.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. От Управления Росреестра по Тюменской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие вышеуказанных участников арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Абсолют Авто" поддержал доводы апелляционной жалобы
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Индивидуальные предприниматели Никулин А.М. и Никулина Д.А. являются собственниками здания расположенного по адресу: г.Тюмень, проезд Солнечный, 5а (доле в праве ).
Данный объект недвижимости построен и введён в эксплуатацию с назначением многоэтажный гараж-паркинг и торгово-офисное здание общей площадью 3 846,2 кв.м. с кадастровым номером 72:23:0110001:20764.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0110001:336 площадью 7 838 кв.м., вид разрешённого использования земельного участка - для строительства многоэтажного гаража-паркинга и торгово-офисного здания. Земельный участок расположен в зоне Ж-1, для которой возможно размещение мест для хранения автотранспорта (автопарковки).
Указанный земельный участок передан индивидуальным предпринимателям Никулину А.М. и Никулиной Д.А. в аренду по договору от 30.03.2016 N 23-12/173, заключенному с департаментом.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 30.03.2016 N 23-12/173 земельный участок предоставляется под существующее здание многоэтажного гаража-паркинга и торгово-офисного здания.
В свою очередь, здание его собственники передали в аренду ООО "Абсолют Авто" (договор от 24.02.2018), которое и осуществляет его фактическое использование и соответственно, использование земельного участка под ним.
Согласно пункту 4.3.4 договора от 24.0.22018 арендатор обязан использовать объект в строгом соответствии с его назначением в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим договором.
Как усматривается из экспликации помещений здания в составе проектной документации его основной площадью в размере 748,77 кв. м (после корректировки 629,15 кв.м) является площадь стоянки автомобилей, 248,91 кв. м отведен для торгового зала (магазин автозапчастей), мойка автомашин должна занимать 240,52 кв.м, помещение шиномонтажа - 103,22 кв.м ( т. 3 л.д. 91).
В разрешениях на строительство и ввод в эксплуатацию, указано, что на объекте должно размещаться 61 машино/место.
Таким образом, основным назначением построенного здания является парковка автомобилей с сопутствующими этому возможностями воспользоваться шиномонтажом, мойкой и покупкой запчастей.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Тюменской области по охране и использованию земель от 26.07.2018 N 16-1060-р в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0110001:336 фактически используется не в соответствии с разрешенным использованием, поскольку расположенное на нем нежилое здание фактически используется как автомастерская, автомойка и автомагазин.
Указанное зафиксировано актом административного обследования объекта земельных отношений от 13.07.2018 N 90 с приложенной фототаблицей.
09.08.2018 государственным инспектором Тюменской области по охране и использованию земель в отношении ООО "Абсолют Авто" вынесено предписание N 16-1060-р об устранении выявленного нарушения требованиям земельного законодательства, в соответствии с которым общество обязано приступить к использованию земельного участка в соответствии с разрешённым использованием, установленным правоустанавливающими документами; привести правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ в соответствии с фактическим видом использования земельного участка.
Срок исполнения предписания от 09.08.2018 N N16-1060-р, установленный до 09.02.2019, продлён по ходатайству общества до 07.06.2019.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель от 18.09.2018 N 214 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не в соответствии с разрешённым использованием в виде предупреждения.
На основании распоряжения органа государственного надзора от 27.06.2019 N 16-1419-р в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Абсолют Авто" не приступило к использованию земельного участка в соответствии с разрешённым использованием, установленным правоустанавливающими документами; правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы не приведены в соответствии с фактическим видом использования земельного участка. Ранее выданное предписание от 09.08.2018 N 16-1060-р не выполнено.
Результаты проверки оформлены актом от 23.07.2019 N 16-1419-р, обществу вновь выдано предписание от 23.07.2019 N 16-1419-р, в соответствии с которым заявитель обязан устранить выявленное нарушение в срок до 23.11.2019.
Полагая, что предписание от 23.07.2019 N 16-1419-р является незаконным, и обязывает устранить нарушение, которое фактически не допущено, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом нарушено целевое использование земельного участка, который должен использоваться для основного вида деятельности, разрешенного в зоне Ж-1: размещение автостояки (место для хранения автомобилей) с вспомогательным видом деятельности шиномонтажа и мойки, а фактически используется обществом под объект дорожного сервиса - СТО, в связи с чем признал оспариваемое предписание от 23.07.2019 N 16-1419-р законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены категории земель в Российской Федерации по их целевому назначению, которые подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков и землепользователями только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Согласно абзацу 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
При этом, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 ГрК РФ на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Следовательно, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
То есть, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов (Постановление Президиума ВАС РФ N 12919/11).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки города Тюмени утверждены решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (далее - Правила землепользования и застройки).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования муниципального образования городской округ город Тюмень и устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения и внесения изменений в настоящие Правила.
Согласно Правилам землепользования и застройки, Генеральному плану г. Тюмени земельный участок с кадастровым номером 72:23:0110001:336 расположен в зоне застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж-1), которая выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, определенные Генеральным планом для размещения многоэтажных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду (пункт 16 Правил землепользования и застройки).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 16 Правил землепользования и застройки в указанной зоне возможно размещение объектов хранения легкового автотранспорта, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.
В зоне Ж-1 предусмотрена возможность размещения на участке отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, автомобильной парковки.
К условно разрешенному виду использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Ж-1 относится вид разрешенного использования - для размещения объектов дорожного сервиса, предназначенных для обслуживания легкового автотранспорта.
Следовательно, принадлежность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0110001:336 к зоне Ж-1 предусматривает возможность размещения на данном участке автомобильной парковки (основной вид использования земельного участка) и объектов дорожного сервиса, предназначенных для обслуживания легкового автотранспорта (условно разрешенный вид использования земельного участка).
Вместе с тем поверкой установлено, что земельный участок с разрешённым видом использования - для строительства многоэтажного гаража-паркинга и торгово-офисного здания фактически используется ООО "Абсолют Авто" под станцию технического обслуживания (шиномонтажная мастерская, ремонт ходовой группы, развал-схождение), автомобильную мойку, автомагазин.
Согласно материалам проверки, первый этаж объекта капитального строительства фактически используется под станцию технического обслуживания и автомобильную мойку, под парковку транспортных средств не используется. Парковка транспортных средств размещена на территории земельного участка, за пределами объекта капитального строительства.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0110001:336 используется не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, что является нарушением требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество, используя земельный участок под станцию технического обслуживания (шиномонтажная мастерская, ремонт ходовой группы, развал-схождение), автомобильную мойку, автомагазин, не учел, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.
Статьей 39 ГрК РФ предусмотрено направление в комиссию заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнительные сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка вносятся в кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, арендаторы земельного участка Никулин A.M. и Черемухина (Никулина) Д.А. 04.12.2017 (до проведения проверки ООО "Абсолют Авто") обратились в Администрацию города Тюмени с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0110001:336 - для размещения объектов дорожного сервиса, предназначенных для обслуживания легкового автотранспорта.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков от 19.02.2018 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - для размещения объектов дорожного сервиса, предназначенных для обслуживания легкового автотранспорта отказано, в связи с нарушением прав и законных интересов правообладателя (Департамента имущественных отношений Тюменской области) земельного участка, в отношении которого запрашивается разрешение, и несоответствием запрашиваемого вида условно разрешенного использования земельного участка, размещения объектов капитального строительства требованиям нормативно-правовых актов, а именно проекту планировки территории 5-го планировочного района "Заречный", утвержденного постановлением Администрации г. Тюмени от 13.01.2014 N 18. На указанном участке предусмотрено размещение объекта местного значения в области образования (объекты учебно-оздоровительного назначения).
Указанной информацией арендаторы земельного участка Никулин A.M., Черемухина (Никулина) Д.А., ООО "Абсолют Авто" обладали до проведения проверки.
Таким образом, вид разрешенного использования - для строительства многоэтажного гаража-паркинга и торгово-офисного здания не предусматривает самостоятельное использование земельного участка под автомобильную мойку и станцию технического обслуживания.
С учетом изложенного, довод ООО "Абсолют Авто" о том, что для земельного участка с кадастровым номером 72:23:0110001:336 выбран иной вид разрешенного использования является не состоятельным.
Кроме того, пунктом 5.1.49 СП 113.13330.2012 "Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-969*" предусмотрено, что при стоянках автомобилей постоянного хранения втомобилей (кроме размещаемых под жилыми домами), имеющих более 200 машино-мест, необходимо предусмотреть мойку автомобилей с очистными сооружениями и оборотной системой водоснабжения, проектировать такие стоянки следует в соответствии с СП 32.13330.
Пунктом 5.1.50 СП 113.13330.2012 предусмотрено, что количество постов и тип мойки (ручная или автоматическая) принимаются проектом из условия организации одного поста на 200 машино/мест и далее один пост на каждые последующие полные и неполные 200 машино/мест и фиксируются в задании на проектирование.
Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию многоэтажного гаража-паркинга и торгово-офисного здания, пояснительной записки к рабочей документации предусмотрена стоянка 61 автомобиля.
Таким образом, размещение мойки автомобилей в многоэтажном гараже-паркинге на 61 автомобиль нормами СП 113.13330.2012 не предусмотрено.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание, обязывающее ООО "Абсолют Авто" устранить нарушение земельного законодательства посредством: использования земельного участка в соответствии с целевым назначением (разрешены использованием), установленным правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документом; приведения правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа в соответствие с фактическим видом использования земельного участка, вынесено управлением правомерно на законных основаниях.
Доводы общества о том, что для земельного участка с кадастровым номером 72:23:0110001:336 выбран вид разрешенного использования - размещение объектов хранения легкового транспорта, допустимого к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, ничем не подтвержден, по сведениям ЕГРН, по договору аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 30.03.2016 N 23-12/173 земельный участок имеет вид разрешенного использования - для строительства многоэтажного гаража-паркинга и торгово-офисного здания.
Письмо Администрации г. Тюмени от 11.11.2016 N 05-07-4791/6 о соответствии объекта капитального строительства требованиям проектной документации так же не свидетельствует о незаконности и неисполнимости оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.03.2020 по делу N А70-18453/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18453/2019
Истец: ООО "АБСОЛЮТ АВТО"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Третье лицо: Бабикова Ю.Л, Департамент земельных отношениий и градостроительства Администрации г. Тюмени, ИП НИКУЛИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, ИП Никулина Дарья Александровна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области, Администрация города Тюмени