Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2020 г. N Ф07-11602/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А21-16283/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: Алексеев В.С. (паспорт, выписка ЕГРЮЛ)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12879/2020) ООО "Бизнес Центр" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.03.2020 по делу N А21-16283/2019 (судья Любимова С.Ю.), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области к ООО "Бизнес Центр" о расторжении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Центр" (далее - ООО "Бизнес-Центр", общество, ответчик) о расторжении договора аренды лесного участка N 25-р от 28.09.2007 и обязании Общество возвратить лесной участок в порядке, предусмотренном условиями договора.
Решением от 16.03.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ООО "Бизнес Центр" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, полагая, что вина Общества в непредоставлении проекта освоения лесов отсутствует.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал. Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил, представив отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонил, сославшись на отсутствие у Министерства сведений о наличии у ответчика договора от 20.02.2018 на выполнение работ по разработке концепции использования территории земельных участков, которые включают в себя разработку проекта освоения лесов.
Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ООО "Бизнес-Центр" по договору N 25-р от 28.09.2007 (в редакции дополнительных соглашений от 29.12.2014, 07.08.2015) является арендатором лесного участка площадью 13 га, расположенного по адресу: Калининградская область, Муниципальное образование "Зеленоградский городской округ", Государственное Учреждение Калининградской области "Приморский лесхоз", Светлогорское лесничество, квартал N 102 выделы с 1 по 6 (далее - договор).
Лесной участок предоставлен для рекреационных целей на срок до 12 декабря 2055 года.
Договор и соглашения зарегистрированы в установленном порядке.
Подписав договор и соглашения к нему, арендатор принял на себя права и обязанности, предложенные арендодателем (Министерство).
Согласно пункту 3.3.1 договора арендатор имеет право осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды и проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, обязательность разработки и предоставления арендодателю которого установлена в пункте 3.4.3 договора.
Разделом 5 договора сторонами установлен порядок изменения и расторжения договора.
Условия договора и соглашений к нему в установленном порядке сторонами оспорены не были.
Как указано истцом, проект освоения лесов ответчиком разработан не был. Уведомления истца от 18.04.2018 и 21.02.2019 о необходимости исполнения договорных обязательств в части предоставления проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из положений ст. ст. 12, 24, 71, 74, 88, 89 ЛК РФ, ст. 450, 606, 615, 619 ГК РФ, сделав выод о допущенном Обществом существенном нарушении договора аренды.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 9 Приказа Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности"). В силу части 1 статьи 88 ЛК РФ использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением.
Наряду с этим обязанность по составлению проекта освоения лесов, равно как и проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов возложены на арендатора (пункты 28, 29 и 31 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки").
Как следует из материалов дела, 28 сентября 2007 года между обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес-Центр" и Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области заключен договор аренды лесного участка N 25-р для использования лесов в рекреационных целях. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 18 декабря 2007 года, регистрационный номер 39-39-03 332/2007-556. Площадь участка, его границы, месторасположение конкретизированы схемой договора.
Общество обратилось для разработки проекта освоения лесов в Федеральное государственное предприятие "Рослесинфорг филиал "Севзаплеспроект" (далее - Разработчик проекта). В ходе разработки проекта освоения лесов Разработчик проекта выявил, что лесной участок, предоставленный Обществу в аренду, значится по данным государственного кадастра объектов недвижимости как земельный участок категории "земли населенных пунктов". О данном факте Разработчик проекта сообщил Обществу письмом от 25 августа 2009 года N 12/12.1-7/1285 и потребовал привести кадастровый паспорт в соответствие с материалами лесоустройства и фактическими данными.
Общество обратилось к Агентству с заявлением об исправлении допущенного несоответствия. По результатам рассмотрения заявления Обществом получен ответ из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калипнпградской области, адресованный Агентству от 15 декабря 2009 года N 4143-3/23, согласно которому при постановке на кадастровый учет лесного участка. предоставленного Обществу в аренду, была допущена техническая ошибка и присвоена категория земель "земли населенных пунктов". Данная техническая ошибка была исправлена и лесному участку, как участку, присвоена соответствующая категория "земли лесного фонда". Обществу в результате допущенной технической ошибки потребовалось повторное проведение межевых работ и повторная постановка на кадастровый учет предоставленного в аренду лесного участка, так как земли лесного фонда Калининградской области на кадастровом учете не состоят. Кроме того, учитывая, что полномочия по организации использования лесов на территории области осуществляет Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, без согласования Агентства, постановка на кадастровый учет лесного участка была невозможна, что следует из разъяснений, направленных в адрес Общества Управлением Росреестра по Калининградской области.
10 февраля 2011 года межевое дело лесного участка, предоставленного Обществу в аренду, было составлено и направлено на согласование в Агентство.
В связи с уклонением Агентства от согласования границ и местоположения лесного участка Общество обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд о признании бездействия Агентства незаконным.
Постановлением от 12 сентября 2012 года по делу А21-2791/2012 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал бездействие Агентства незаконным и обязал Агентство согласовать межевой план, изготовленный Обществом, в установленных геодезическим способом границах.
Постановление апелляционного суда исполнено 15 марта 2013 года после возбуждения исполнительного производства в связи отказом Агентства исполнить судебный акт добровольно.
06 ноября 2013 года Обществом получена выписка из кадастрового плана территории в отношении указанного лесного участка. Установлено, что смежный земельный участок с кадастровым номером 39:05:030505:359 сформирован и поставлен на кадастровый учет по заказу ГУП "Калининградский янтарный комбинат" с нарушениями, а именно: земельный участок расположен в границах, которые находятся на участке, предоставленном в аренду Обществу.
Указанное обстоятельство препятствовало оформлению кадастрового паспорта на земельный участок Министерства, поскольку наложение границ участков друг на друга не допускается в силу ст. 11.9 Земельного кодекса.
Земельный участок с кадастровым номером 39:05:030505:359 площадью 105000 кв,м. предоставлен ГУП "Калининградский янтарный комбинат" на основании договора аренды N 320/2013 от 17 апреля 2013 года, т.е. после вступления в законную силу постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года по делу А21-2791/2012.
15 мая 2014 года Обществом получено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета со ссылкой на наличие пересечения границы образуемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 39:05:030505:359.
Впоследствии Обществом осуществлена постановка на кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера 39:05:030505:367.
Подготовлено и зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области дополнительное соглашение от 07.08.2015 к договору аренды лесного участка от 28 сентября 2007 года N 25-р.
В результате судебного разбирательства в рамках дела А21-10844/2013 между Обществом и ГУП "Янтарный комбинат" 16 февраля 2016 года заключено мировое соглашение об установлении границ смежных земельных участков.
После решения спорных вопросов о границах земельных участков Общество для более рационального использования земельных участков лесного фонда, которые фактически расположены в границах Янтарного городского округа, обратилось в Агентство за включением данных земельных участков в границы населенного пункта и изменением категории земельных участков.
Письмом от 09 июля 2015 года N 2162 Агентство согласовало перевод земельных участков с кадастровыми номерами 39:22:01001:15 и 39:05:030505:367 площадью 13 га из категории земли лесного фонда в категорию земли населенных пунктов.
10 июля 2015 года Общество обратилось в администрацию МО "Янтарный городской округ" для проведения необходимых процедур по включению земельных участков в границы МО "Янтарный городской округ".
Постановлением от 20 июля 2015 года N 555 администрация МО "Янтарный городской округ" начала процедуру по разработке предложений о включении земельных участков в границы МО "Янтарный городской округ".
29 июля 2015 года Общество для разработки проекта внесения изменений в Генеральный план МО "Янтарный городской округ" заключило договор N 21 на выполнение проектных работ с ООО "Пикор Проект".
В соответствии с условиями договора подрядчик ( ООО "Никор Проект") разработал и передал в администрацию МО "Янтарный городской округ" материалы по обоснованию изменения генерального плана "Янтарного городского округа" для дальнейшего их размещения в информационном ресурсе ФГИС ТП (Министерства экономического развития) и прохождения соответствующих согласований.
В ходе проведения согласований профильными министерствами подготавливались замечания, которые устранялись разработчиками проекта, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской.
В результате согласования была установлена необходимость изменения границ лесопарковой и зеленой зоны Калининградского лесничества.
28 декабря 2017 года письмом Федерального агентства лесного хозяйства ФГБУ "Рослесинфорг" сообщило о возможности разработки данных изменений с указанием порядка решения задачи.
11 января 2018 года Общество обратилось к губернатору Калининградской области за внесением указанных изменений.
Однако письмом от 02.02.20218 исх. N 942-ОС Министерство природных ресурсов и экологии Правительства Калининградской области сообщило о нецелесообразности изменений границ лесопарковой зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:22:01001:15 и 39:05:030505:367.
Данным письмом Министерство природных ресурсов и экологии Правительства Калининградской области фактически прекратило работы по согласованию внесений изменений в генеральный план МО "Янтарный городской округ", которые были начаты после согласования с Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, входящим в структуру Министерства.
После отказа Министерства природных ресурсов и экологии Правительства Калининградской области от дальнейшего согласования внесения изменений в генеральный план МО "Янтарный городской округ" с изменением категории земельных участков Общество заключило договор от 20 февраля 2018 года N 27 на выполнение работ по разработке концепции использования территории земельных участков с кадастровыми номерами 39:22:01001:15 и 39:05:030505:367, которая включает в себя разработку проекта освоения лесов.
Исполнителем - ООО "Научно-исследовательский институт перспективного градостроения" проведено натурное исследование земельных участков.
В результате обследования в сентябре 2018 года подготовлены экспертные заключения, необходимые для дальнейшей разработки концепции развития территории и проекта освоения лесов.
По условиям договора общий срок проведения работ составляет 42 месяца, то есть до 20 августа 2021 года.
Возражения Министерства со ссылкой на отсутствие сведений о договоре опровергаются представленным в материалы дела договором N 27 от 20.02.2018 (л.д. 152-165) с доказательствами его исполнения.
В исковом заявлении Министерство, ссылаясь на Приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков", а также на ранее действовавшую типовую форму, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 N 1003, указало на ненадлежащее исполнение договора аренды Обществом в связи с непредставлением в срок проекта освоения лесов.
Между тем ссылка на типовую форму договора, в котором установлен срок для разработки проекта освоения лесов равный 6 месяцем, является необоснованной в связи с тем, что договором аренды N 25-р от 28.09.2007 заключенным между ООО "Бизнес Центр" и Агентством, не установлен срок предоставления проекта освоения лесов.
Положения приказа Минприроды РФ от 20.12.2017 года N 693 как и Постановления Правительства РФ от 21.09.2015 N 1003, не могут быть применены к отношениям, которые возникли до их принятия и значительно ухудшающие положение Общества как субъекта предпринимательской деятельности.
Кроме того, названные нормативные акты не содержат положений об обязательном внесении изменений в ранее заключенные договора аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 указанной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Обстоятельства, не зависящие от Общества и препятствующие Обществу составлению проекта освоения лесов, в настоящее время преодолены Обществом.
При таких обстоятельствах расторжение договора является чрезвычайной мерой, нарушающей баланс интересов сторон и не отвечающей принципу добросовестности действий участников гражданских правоотношений (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Учитывая изложенное, апелляционный суд, не усмотрев вины Общества в непредоставлении проекта освоения лесов, полагает требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.03.2020 по делу N А21-16283/2019 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Центр" 3000 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-16283/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Ответчик: ООО "Бизнес Центр"