г. Ессентуки |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А25-724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 10.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствие в судебном заседании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1110917001832, ИНН 0917018640), Управления Федерального казначейства по Карачаево - Черкесской Республике (ОГРН 1030900721840, ИНН 0901023652), Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, ООО "Агростройкомплект", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.04.2020 о принятии обеспечительных мер по делу N А25-724/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконными действия Управления по принятию и исполнению исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2019 по делу N А25-2194/2019.
В ходе рассмотрения дела министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер путем запрета управлению совершать действия по приостановлению операций по лицевым счетам должника - казны Карачаево-Черкесской Республики в лице заявителя до рассмотрения судом спора по существу.
Определением от 23.04.2020 заявление министерства удовлетворено. Суд запретил управлению до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу А25-724/2020 совершать действия по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.03.2020 серии ФС N 031603130, выданного по делу N А25-2194/2019 - осуществлять приостановление операций по лицевым счетам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на основании указанного исполнительного документа.
Не согласившись с определением суда, управление, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, в удовлетворении заявления министерства о принятии обеспечительных мер отказать. По мнению подателя апелляционной жалобы, министерство не обосновало необходимость принятия по делу обеспечительной меры. Доводы министерства носят предположительный характер.
В отзыве министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность определения суда.
ООО "Агростройкомплект" в отзыве поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ основной целью судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность для заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Одним из видов правовых гарантий реальности исполнения в будущем вступившего в законную силу судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба лицу, обратившемуся за судебной защитой своих прав и законных интересов, являются обеспечительные меры, регламентированные главой 8 АПК РФ.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю.
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. При этом при рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер суд должен исходить из того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны и третьих лиц.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", арбитражный суд, учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности. Пунктом 10 названного постановления определено, что заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательств, подтверждающих его доводы.
Обращаясь в суд с ходатайством о запрете совершать действия, касающиеся исполнения исполнительного листа от 23.03.202- серии ФС N 031603130 по делу N А25-2194/2019, заявитель указал, что обеспечительные меры направлены на запрет осуществлять приостановление операций по лицевым счетам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, открытым в Управлении Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов предусмотрен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных данным пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее также - решения налоговых органов), а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в указанном порядке также предусмотрено пунктом 4 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, для их применения не требуется представления доказательств по делу в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Исходя из предмета заявленных по делу требований, возможным правовым результатом при положительном для заявителя результате рассмотрения данного спора может являться признание незаконными действия Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике по принятию и исполнению исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда по Карачаево-Черкесской Республике от 08.11.2019 по делу N А25-2194/2019.
До рассмотрения судом настоящего спора по существу и установления законности действий УФК по КЧР по принятию и исполнению исполнительного документа закону, приостановление УФК по КЧР операций по расходованию средств на лицевых счетах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики может повлечь за собой нанесение заявителю значительного ущерба, затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Суд считает, что в рассматриваемом случае имеются необходимые и достаточные основания к принятию судом обеспечительных мер в виде запрета приостановления Управлением операций по расходованию средств на лицевых счетах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики является уполномоченным органом Карачаево-Черкесской Республики по реализации следующих национальных проектов: - региональный проект "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда"; - региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда"; - региональный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги"; - региональный проект "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда"; - региональный проект "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда"; - региональный проект "Чистая вода" национального проекта "Экология".
По каждому вышеперечисленному национальному проекту Министерство заключило соглашения о сотрудничестве и выделении денежных средств бюджету Карачаево-Черкесской Республики на реализацию предусмотренных в них мероприятий. На основании федеральных соглашений Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики заключены соглашения с городами и районами Карачаево-Черкесской Республики, а так же с муниципальными образованиями на реализацию указанных национальных проектов непосредственно на территории каждого муниципального образования.
Согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.02.2020 N 31 "Об утверждении республиканской адресной инвестиционной программы Карачаево-Черкесской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в 2020 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики ответственно за реализацию следующих государственных программ: "Развитие строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике", "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", "Развитие образования в Карачаево- Черкесской Республике", "Развитие здравоохранения в Карачаево-Черкесской Республике", "Развитие физической культуры и спорта в карачаево-Черкесской Республике", Регионального проекта "Жилье", программы "Чистая вода" региональный проект "Чистая вода". Общий объем финансирования составит 602 888,83 тыс. руб.
Согласно государственным контрактам, которые заключаются подведомственными Министерству организациями (КЧР КП "Дирекция капитального строительства", РГКУ "Управление Карачаево-Черкесскавтодор" и др.) указано, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренного Контрактом, начиная со дня исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Таким образом, приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приведет к невозможности своевременной реализации национальных проектов, государственных программ и причинению значительного ущерба Министерству.
При таких обстоятельствах, испрашиваемые обеспечительные меры соответствуют заявленным по делу требованиям, связаны с предметом спора, являются достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения нанесения заявителю ущерба.
В данном случае при принятии обеспечительных мер нарушение баланса публичных интересов и интересов третьих лиц отсутствует.
Удовлетворяя ходатайство, суд первой инстанции действовал в пределах полномочий, предоставленных ему частями 1 и 2 статьи 90 Кодекса, правомерно исходил из оценки доказательств, представленных в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер.
Суд выполнил требования статьи 71 Кодекса, полно, всесторонне исследовал обстоятельства дела, оценил представленные в дело доказательства, правильно применили статью 90 Кодекса, учел разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и принял законный и обоснованный судебный акт.
В апелляционной жалобе управление не приводит фактических обстоятельств и конкретных доказательств, подтверждающих необоснованность принятия судом обеспечительных мер.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что принятые обеспечительные меры направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, их применение соответствует разъяснениям, изложенным в пунктах 9, 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда о принятии обеспечительной меры является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При данных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 272 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.04.2020 по делу N А25-724/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-724/2020
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
Ответчик: УФК по КЧР
Третье лицо: Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, ООО "Агростройкомплект", Управление Федерального казначейства по Карачаево- Черкесской Республике
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1853/20