г. Челябинск |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А76-237/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведение" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу N А76-237/2019.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - истец, Управление Росприроднадзора по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - ответчик, МУП "ПОВВ", предприятие,) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 24 284 124 рублей 54 копеек, пени начисленной за период с 02.03.2017 по 02.10.2018 в сумме 3 855 509 рублей 51 копейки.
Определением суда первой инстанции от 01.11.2019 произведена замена Управления Росприроднадзора по Челябинской области на Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.03.2020 (резолютивная часть решения объявлена 02.03.2020) требования удовлетворены: взыскано с МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" в пользу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 24 284 124 рублей 54 копеек, пени начисленную за период с 02.03.2017 по 02.10.2018 в сумме 3 855 509 рублей 51 копейки.
Также решением суда первой инстанции взыскано с МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" в доход федерального бюджета госпошлина за рассмотрение дела в суде в сумме 163 698 рублей 00 копеек.
МУП "ПОВВ" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы податель жалобы указывает на нарушение управлением процедуры выставления требования в адрес предприятия и как следствие утраты права на судебное взыскание задолженности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения"расположенное по адресу: 454020, Челябинская область, г.Челябинск, ул.Варненская, д.13, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.05.1995 Администрацией города Челябинска с присвоением индивидуального номера налогоплательщика 7421000440.
Согласно данным, имеющимся у Управления Росприроднадзора по Челябинской области, сумма задолженности МУП "ПОВВ" по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составляет 24 284 124 рубля 54 копейки. Кроме того, истцом начислена пени за период с 02.03.2017 по 02.10.2018 в сумме 3 855 509 рублей 51 копейки.
Указанная задолженность подтверждается: декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, составленной МУП "ПОВВ", представленными суду расчетами истца,актом проверки, экспертным заключением, требование об уплате задолженности.
Управлением Росприроднадзора по Челябинской области в адрес общества заказным письмом было направлено требование N 8543 от 02.10.2018, в котором было указано на необходимость уплаты недоимки в течение 10 календарных дней с момента получения требования. Требование получено ответчиком 10.10.2018, однако, оставлено без исполнения, задолженность не уплачена.
Неисполнение обществом требования, явилась основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными и доказанными, иск удовлетворен в полном объеме.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об окружающей среде) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пункту 5 приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в лимиты на размещение отходов должны быть включены массы (объемы) отходов, предназначенные для накопления (на срок более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 255, платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; в отношении каждого класса опасности отходов.
В силу пункта 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов рассчитывается по формуле согласно пункту 18 Правил N 255.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения установлен Правилами N 255.
Пунктом 37 Правил N 255 определено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении МУП ПОВВ установлены разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты.
МУП "ПОВВ" в Управление подана декларация о плате за негативное воздействие за 2016 год.
В отношении МУП ПОВВ Управлением в период с 02.07.2018 по 27.07.2018 проведена плановая выездная проверка (акт проверки от 27.07.2018 N 163/180/191), в ходе которой, в том числе, освещены вопросы внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно экспертному заключению от 25.07.2018 в декларации за 2016 год допущены следующие ошибки:
- в период с 02.04.2016 по 16.08.2016 не представлено действующее разрешение для сброса загрязняющих веществ;
- в разделе 2 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду не учтен сверхлимитный сброс за 137 дней в период с 02.04.2016 по 16.08.2016.
27.07.2018 Управлением по результатам проверки составлен акт N 163/180/191.
02.10.2018 Управлением на основании акта заявителю выставлено требование N 8543 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 108 952 886,46 рублей, из них:
24 284 124,54 рублей - за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по декларации за 2016 год, пени в размере 3 855 509,51 рублей;
6 710 081,35 рублей - за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по декларации за 2017 год;
70 087 307,60 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 2017 год, с начислением соответствующих пени в размере 4 015 863,46 рублей.
Законность требования от 02.10.2018 N 8543 в части начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 24 284 124,54 рублей, пени в размере 3 855 509,51 рублей, а также начисления платы за размещение отходов производства в виде осадков сточных вод на полигоне твердых бытовых отходов в размере 70 087 307,60 рублей и пени на указанную сумму подтверждена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А76-33941/2018.
На основании изложенного, требования истца о взыскании с МУП "ПОВВ" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 24 284 124 рублей 54 копеек, пени, начисленной за период с 02.03.2017 по 02.10.2018 в сумме 3 855 509 рублей 51 копейки, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод подателя жалобы о нарушении процедуры выставления требования об уплате задолженности в адрес предприятия по итогам выездной проверки в отношении МУП ПОВВ и утрате в связи с этим права на судебное взыскание отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку правомерность выставления требования N 8543 от 02.10.2018, включающая плату за 2016 год, являлась предметом судебного спора по делу N А76-33941/2018 и подтверждена вступившим в законную силу судебным актом по указанному делу.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность выставления требования имеет преюдициальное значение в рамках настоящего дела и не подлежит доказыванию.
На основании изложенного, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу N А76-237/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведение" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-237/2019
Истец: Управление Росприроднадзора по Челябинской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУП "ПОВВ", МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска