г. Челябинск |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А47-14340/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дельта" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07 февраля 2020 г. по делу N А47-14340/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта" (далее - заявитель, ООО "УК ЖФ "Дельта", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ответчик, жилищная инспекция, инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) о признании недействительным решения N 1268, которым ГЖИ по Оренбургской области с 01.10.2019 вносит изменения в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Текстильщиков, д.3.
Определением суда от 04.12.2019 удовлетворено ходатайство третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурская" (далее - третье лицо, ООО "УК "Амурская") - о вступлении в дело третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 03.02.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что при ознакомлении с решениями собственников помещений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга, проводимого в форме очно - заочного голосования в период с 03.07.2019 по 28.07.2019 был выявлен ряд нарушений.
Считает, что из общего кворума подлежит исключению 148,47 кв.м., с учетом количества голосов, принявших участие в голосовании (1356, 30 кв.м.), собрание неправомочно голосовать и принимать решение, поскольку составляет 48,97% от общего количества голосов собственников помещений.
При анализе реестра собственников помещений, подписавших договор управления N 5 от 28.07.2019, установлено, что подписали данный договор собственники помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Текстильщиков в общем количестве 46,59%.
При подсчете общего кворума согласно представленным решениям (без исключения квартир с нарушениями) установлено, что приняло участие в общем собрании количество голосов собственников - 1278,65 кв. м., что составляет 51,84% (Приложение N 2). Инициатором общего собрания не представлена таблица подсчета голосов, что вызывает сомнения касаемо правильности подсчета голосов принявших участие в общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга.
Полагает, что по смыслу норм закона сам факт принятия собственниками многоквартирного дома решения о выборе иного способа управления не является основанием для прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом прежней управляющей организации до выполнения собственниками требований, предусмотренных частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В адрес суда 17.06.2020 и 25.06.2020 от ГЖИ по Оренбургской области и Общества УК "Амурская" поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу N 1 от 28.07.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга (т.1 л.д. 43-51), собственниками помещений принято решение о расторжении ранее заключенного договора управления многоквартирным домом (далее - МКД) с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта" и о выборе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурская" в качестве управляющей организации и о заключении с ним договора управления многоквартирным домом.
Между собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и ООО "УК "Амурская" заключен договор управления многоквартирным домом от 28.07.2019 N 5 (т.1 л.д. 107-126).
В инспекцию 13.08.2019 поступило заявление ООО "УК "Амурская" о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга от 28.07.2019 N 5 (т.1 л.д. 104).
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, так как на момент рассмотрения заявления было выявлено противоречие сведений, представленных ООО "УК "Амурская", уже имеющимся сведениям в реестре лицензий Оренбургской области (запись об управлении домом ООО "УКЖФ "Дельта"), в соответствии с пунктом 10 Порядка N 938/пр инспекцией было принято решение от 26.08.2019 N 1180 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области (т.1 л.д. 70).
В соответствии с требованиями пунктом 15 Порядка N 938/пр обоим лицензиатам (ООО "УК "Амурская", ООО "УКЖФ "Дельта") были направлены запросы о предоставлении информации об управлении многоквартирным домом N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурская" на запрос инспекции от 26.08.2019 N 38/03-10110 (вх. от 09.09.2019 N 9680) представило следующие документы: Письмо от 06.09.2019 N 43 с пояснениями по вопросу управления указанным многоквартирным домом с приложением:
- копия письма инициатора общего собрания в адрес ООО "УК "Амурская" о направлении подлинников решений и протокола общего собрания от 07.08.2019;
- копия письма инициатора общего собрания в адрес ООО "УКЖФ "Дельта" о расторжении договора управления с приложением копии протокола общего собрания от 07.08.2019;
- копия кассового чека от 07.08.2019;
- копия описи почтового отправления от 07.08.2019; - отчет об отслеживании почтового отправления с сайта почта России;
- копия акта от 07.08.2019 о размещении результатов общего собрания;
- копия сообщения от 07.08.2019 о результатах общего собрания.
ООО "УКЖФ "Дельта" на запрос инспекции от 26.08.2019 N 38/03-10109 (вх. От 10.09.2019 N 9727) представило следующие документы: Письмо от 09.09.2019 N б/н с пояснениями по вопросу управления указанным многоквартирным домом с приложением:
- копия запроса от 12.08.2019 N 583 в адрес ГЖИ по Оренбургской области;
- копия кассового чека от 13.08.2019;
- копия описи почтового отправления от 13.08.2019; копия доверенности на имя Саитовой З.З. от 23.04.2019.
Из представленных материалов следует, что уведомление о расторжении договора управления, о выборе новой управляющей организации на основании протокола общего собрания от 28.07.2019 N 1 получено ООО "УКЖФ "Дельта" 09.08.2019.
Поскольку протокол указанного общего собрания был направлен в общество без приложений, указанных в нем, ООО "УКЖФ "Дельта" обратилось в инспекцию о предоставлении информации по решениям собственников помещений дома N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга.
По результатам рассмотрения материалов, представленных на запросы инспекции, на основании заключения от 12.09.2019 (л.д. 67 т.1), в соответствии с пунктом 17 Порядка N 938/пр, последней были приняты решения о внесении с 01.10.2019 изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Текстильщиков, д. N3, в связи с расторжением договора управления (с ООО УКЖФ "Дельта") на основании протокола общего собрания от 28.07.2019 (N1268 от 12.09.2019 л.д. 68 т.1); о внесении с 01.10.2019 изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Текстильщиков, д. N3, в связи с заключением договора управления (с ООО УК "Амурская") на основании протокола общего собрания от 28.07.2019 (N1269 от 12.09.2019 л.д.69, т.1).
Полагая, что решение N 1268 от 12.09.2019, которым с 01.10.2019 вносятся изменения в реестр лицензий Оренбургской области в отношении МКД, расположенного по адресу дом N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, по результатам анализа применимых в рассматриваемом споре положений Жилищного кодекса РФ, Порядка N 938, Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (утв. указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук) и материалов дела, пришел к выводу о правомерности вынесения инспекцией оспариваемого решения о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома N 3, расположенного по адресу: по ул. Текстильщиков г. Оренбурга.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Как следует из части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Апелляционным судом установлено, что согласно протоколу N 1 от 28.07.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга (т.1 л.д. 43-51), собственниками помещений принято решение о расторжении ранее заключенного договора управления многоквартирным домом (далее - МКД) с ООО "УК жилищным фондом "Дельта" и о выборе ООО "УК "Амурская" в качестве управляющей организации и о заключении с ним договора управления многоквартирным домом.
Между собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и ООО "УК "Амурская" заключен договор управления многоквартирным домом от 28.07.2019 N 5 (т.1 л.д. 107-126).
В части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего предусмотренные пунктом 2 Порядка сведения.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В силу пункта 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего Порядка.
ООО "УК "Амурская" 13.08.2019 подало заявление о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга от 28.07.2019 N5 (т.1 л.д. 104).
Жилищной инспекцией принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области.
Заявитель полагает, что оснований для внесения изменений в реестр лицензий не имелось, поскольку собрание собственников помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга неправомочно.
Доводы апелляционной жалобы о ряде нарушений допущенных при принятии решениям собственниками помещений отклонены судом на основании следующего.
Доводы заявителя о завышении общей плошали помещения при подсчете кворума противоречат фактическим обстоятельствам, так, в материалах дела имеется реестр собственников помещений многоквартирного лома N 3 по ул. Текстильшиков, г. Оренбурга, принявших участие в общем собрании собственников помещений в форме очно-заочного голосования, проводимом в период с 03.07.2019 по 28.07.2019, а также решения собственников. Согласно указанного реестра, в графе "доля в праве собственности" указано "общая совместная собственность". При подсчете количества голосов собственников, принявших участие в общем собрании, путем арифметического сложения площади помещений лиц принявших участие в голосовании, очевидно, что площадь помещений собственников, находящихся в обшей совместной собственности (кв. N 43, 70, 1, 31, 44, 67) учитывались единожды. Заявленные ООО "УКЖФ "Дельта" доводы обусловлены неверным арифметическим расчетом при проверке наличия кворума.
Доводы заявителя о том, что при проверке кворума, по расчетам ООО "УКЖФ "Дельта" в собрании приняли участие собственники, обладающие площадью помещений в размере 1278,65 кв.м. (что составляет 51,844869 % от общего числа голосов) обусловлены неверным арифметическим расчетом при проверке наличия кворума.
Контррасчет площади представлен заявителем в Приложении N 2 к отзыву от 22.01.2020, при этом заявитель ошибочно не учел голоса собственников помещений: кв.15 (Каргалов А.А. 18,5 кв.м.), кв.21 (Осипова Т.И. 20,6 кв.м.) кв.45 (Бондаренко Т.П. 28,3 кв.м.), кв.69 (Зарубина Т.М., 29.2 кв.м.), что привело к неверному расчету.
Доводы заявителя о том, что за Сиянскую А.С. (кв.41) необоснованно голосовал Сиянский С.Н., основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими лицами, в том числе и судах, без специальных полномочий.
В решении собственника (бюллетени) указаны реквизиты свидетельства о рождении ребенка, что подтверждает право Сиянского С.Н. голосовать за несовершеннолетнюю дочь Сиянскую А.С.
Доводы заявителя о незаключенности договора управления с ООО "УК "Амурская" по причине подписания договора управления собственниками помещений, обладающих количеством голосов менее 50% от общей площади, несостоятельны, противоречат фактическим обстоятельствам и основаны да ошибочном толковании норм права.
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме,
Согласно части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов,
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями этого Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Таким образом, по смыслу пункта 4 статьи 434 ГК РФ и части 1 статьи 162 ЖК РФ, для договора управления многоквартирным домом, который должен заключаться с каждым собственником помещения, законом предусмотрена обязательная письменная форма договора.
При этом, одной стороной такого договора выступает управляющая организация, а другой - собственники помещений (каждый собственник помещения), обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
По смыслу указанной нормы для заключения договора управления домом достаточно, чтобы такой договор был подписан обеими сторонами договора: управляющей организацией и собственниками, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
Материалами дела подтверждено, что ООО "УК "Амурская" представлен договор управления многоквартирным домом, подписанный собственниками помещений в многоквартирном доме N 3 по ул. Текстильщиков г. Оренбурга. Подписи собственников помещений содержатся реестре, являющемся неотъемлемой частью договора управления.
Апелляционный суд считает необходимым подчеркнуть, что в силу части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такою собрания, является обязательным дли всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Доводы заявителя о том, что сам факт принятия собственниками помещений МКД решения о выборе иного способа управления не является основанием для прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом прежней управляющей организацией, основаны на ошибочном толковании норм права.
Согласно части 8.2 статьи 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, о принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.
Деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
Таким образом, волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме на отказ от исполнения договора управления, заключенного с управляющей организацией, выраженное в принятии решения об изменении способа управления домом или в принятии решения о заключении договора на управление своим домом с иной управляющей организацией, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирном доме претензий к качеству предоставляемых управляющей компанией услуг по управлению домом.
Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо основания, предоставляющие предыдущей управляющей компании возможность отказаться от исполнения решения собственников о смене управляющей компании, иным способом препятствовать новой управляющей компании осуществлять управление МКД.
Между собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и ООО "УК "Амурская" заключен договор управления многоквартирным домом от 28.07.2019 N 5. Вновь выбранная общим собранием собственников управляющая компания приступила к управлению МКД в соответствии с положениями статьи 198 ЖК РФ: после размещения сведений об изменении перечня многоквартирных домов в связи с заключением договора управления МКД в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Поскольку односторонний отказ собственников от исполнения договора управления многоквартирным домом предусмотрен законом (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации), такой договор в соответствующем случае, является расторгнутым. При этом, обращения в суд с иском о расторжении договора управления на основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации; выполнения в связи с этим требований статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации или дополнительного заключения соглашения о расторжении договора не требуется.
Из системного толкования норм гражданского и жилищного законодательства следует, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке только по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частью 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
С учетом принятых на общем собрании в форме очно-заочного голосования решений, собственники помещений в многоквартирном доме реализовали свое право на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом с ООО "УКЖФ "Дельта".
Согласно сложившейся правовой позиции, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу, ни Гражданскому кодексу не противоречит.
Пункт 8 статьи 162 Жилищного кодекса указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса).
Пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает совокупности обстоятельств, позволяющей признать оспариваемое решение ГЖИ Оренбургской области недействительным.
Решение суда первой инстанции является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07 февраля 2020 г. по делу N А47-14340/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дельта" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14340/2019
Истец: ООО "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания"Амурская"
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4590/20
07.02.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14340/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14340/19
01.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14340/19