Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2020 г. N Ф05-13879/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А40-308033/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Москвы, ИФНС N 28 по г. Москве, ООО НПО "Технология-Запад"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 февраля 2020 г. по делу N А40-308033/18(20-6416)
по заявлению ООО НПО "Технология-Запад" (ИНН 7728563393, ОГРН 1057748874028)
к ИФНС N 28 по г. Москве (ИНН 7728124050, ОГРН 1047728058311)
3-е лицо: Правительство Москвы
о признании недействительными решений
при участии:
от ООО НПО "Технология-Запад": |
не явился, извещен; |
от ИФНС N 28 по г. Москве: от Правительства Москвы: |
Беджанян М.А, по дов. от 30.06.2020 Манкевич Е.В. по дов. от 14.10.2019 |
УСТАНОВИЛ:
ООО НПО "Технология-Запад" (далее также - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к ИФНС России N 28 по г. Москве (далее также - Инспекция, ответчик, налоговый орган) о признании недействительными решений от 09.08.2018 г: NN 10210, 10211, 10212, 10213, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В качестве третьего лица по делу привлечено Правительства Москвы.
Решением суда от 13.02.2020 указанные заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения от 09.08.2018 г: N N 10210, 10211, 10212, 10213 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные в отношении НПО "Технология-Запад" исходя из суммы налога на имущество в размере 1436 500 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель указал, что указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости не подлежит применению для целей налогообложения в спорном налоговом периоде.
Ответчик и третье лицо также обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Налоговый орган и Правительство Москвы считают решение суда незаконным, так как резолютивная часть решения противоречит мотивировочной части.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0004011:4421, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 57, находящееся в здании с кадастровым номером 77:06:0004011:1011.
Данное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2753 постановления Правительства Москвы 700-ПП от 28.11.2014 (в редакции, действующей с 01.01.2016).
Кадастровая стоимость принадлежащего Заявителю помещения была определена в ходе проведения очередного тура государственной кадастровой оценки и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве".
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) от 04.10.2016 N 51-5017/2016 сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости помещения Заявителя, признаны недостоверными, Заказчику работ по определению кадастровой стоимости поручено обеспечить определение кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Во исполнение указанного решения Заказчик кадастровых работ - Департамент городского имущества города Москвы, обеспечил определение кадастровой стоимости помещения с учетом установленных Комиссией достоверных сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937- ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП", в отношении Объекта недвижимого имущества заявителя была утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014 г. в размере 178 105 312,00 руб.
Результат пересмотра кадастровой стоимости в размере 178 105 312,00 руб. внесен в Государственный кадастр недвижимости 15.12.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
При этом Заявитель исчислил и уплатил налог на имущество организаций за 2016 год исходя из кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания в Комиссии в размере 41 999 020,00 руб., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП.
В период с 08.12.2017 по 12.03.2018 ИФНС России N 28 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций ООО НПО "ТехнологияЗапад" за налоговый период 2016 г., представленной в инспекцию 08.12.2017.
08.12.2017 НПО "Технология-Запад" также в адрес Инспекции были представлены уточненные авансовые расчеты за 1, 2, 3 кварталы 2016 года.
По результатам проверки Инспекцией составлен Акт от 26.03.2018 N 49492 и вынесено Решение от 09.08.2018 N 10210 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявителю доначислен налог на имущество организаций за налоговый период 1 квартал 2016 г. в размере 442 345,00 руб.
Инспекцией составлен Акт N 49493 и вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10211 от 09.08.2018, в соответствии с которым Заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2-ый квартал 2016 г. в размере 442 345,00 руб.;
Инспекцией составлен Акт N 49494 и вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10212 от 09.08.2018, в соответствии с которым Заявителю доначислен налог на имущество организаций за 3-ой квартал 2016 г. в размере 442 345,00 руб.;
Инспекцией составлен Акт N 49495 и вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10213 от 09.08.2018, в соответствии с которым Заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2016 г. в размере 442 345,00 руб.
Итого, за налоговый период 2016 года Заявителю вышеуказанными Решениями Инспекции доначислена недоимка по налогу на имущество организаций в размере 1 769 380,00 руб.
Налоговый орган, доначисляя налог на имущество, руководствовался Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по городу Москвы Решения Инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба Заявителя - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества, указал, что налог на имущество за 2016 год подлежит расчету исходя из налоговой базы по налогу, которая равна размеру рыночной стоимости объекта, установленной Отчетом ООО "Центр оценки и консалтинга" N 1/н от 27.02.2017 г. по состоянию на 01 января 2016 года. Указанный отчет положен в основу решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 14.03.2017 г. N 51-1763/2017. Таким образом, налог на имущество, подлежавший уплате Заявителем в 2016 году, составляет 1436500 руб. (110500000,00*1.3%).
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего обществу, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии подтверждена решением суда, но в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорном налоговому периоду.
Поскольку иное не предусмотрено главой 30 "Налог на имущество" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П).
Следовательно, налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности за 2016 год достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937- ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП", в отношении Объекта недвижимого имущества была утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014 г. в размере 178 105 312,00 руб.
Налоговый орган в оспариваемом решении посчитал правильным применить нормативно правовой акт - Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937- ПП в той части, в которой оно регулирует налоговые правоотношения по уплате налога на имущество организаций в 2016 году.
Однако судом первой инстанции признано неправомерным применение Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" на 2016 г., так как п.3 Постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937- ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП", признан недействительным Решением Московского городского суда от 31.10.2018 по делу N 3а-3533/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда РФ от 06.03.2019 г.
Таким образом, по состоянию на 2016 год достоверная государственная кадастровая оценка объекта недвижимости отсутствовала.
В отношении Объекта недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2016 налогоплательщиком реализовано право на исчисление действительных налоговых обязательств, исходя из достоверной стоимости объекта путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г.Москве.
Решением от 14.03.2017 г. N 51-1763/2017 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости определена кадастровая стоимость Объекта в размере рыночной на основании отчета N 1/Н от 27.02.2017 г., произведенный ООО "Центр оценки и консалтинга".
Заявитель представил в материалы дела отчет N 1/Н от 27.02.2017 г., произведенный ООО "Центр оценки и консалтинга" об определении рыночной стоимости объектов капитального строительства, в том числе, нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0004011:4421, рыночная стоимость которого составила 110500000 руб.
Исходя из установленной Отчетом N 1/н от 27.02.2017 г. рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года, налог на имущество, подлежавший уплате Заявителем, составляет 1436500 руб. (110500000,00*1.3%).
Судом правомерно принят отчет, положенный в основу решения от 14.03.2017 г. N 51-1763/2017 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В отчете, в том числе установлено отличие рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016 г., более чем на 30 процентов от кадастровой стоимости, указанной в отчете об определении кадастровой стоимости от 07.11.2016 г. N 69/16 и утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 790-ПП, применяемой к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы заявителя отклоняются судом, так как для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки.
Доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица отклоняются судом, так как допустимость иной формулировки резолютивной части судебного акта в данном случае не означает нарушение принципа правовой определенности.
Суть решения суда ясна. Формулировка резолютивной части решения не противоречит обстоятельствам, установленным и отраженным судом первой инстанции в его мотивировочной части. Решения Инспекции признаны недействительными именно в части доначисления налога, превышающей его размер, если исходить из налоговой базы, определенной профессиональным оценщиком при определении рыночной стоимости объекта и утвержденной Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве.
Особенности ведения внутреннего учета доначислений в налоговом органе не являются основанием для отмены (изменения) правильного по сути судебного решения по одним лишь формальным соображениям.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 февраля 2020 г. по делу N А40-308033/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-308033/2018
Истец: ООО НПО "ТЕХНОЛОГИЯ-ЗАПАД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 28 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, УФНС по г Москве