г. Саратов |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А06-6962/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.04.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 11.04.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старковой Марины Ивановны
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 января 2024 года по делу N А06-6962/2023 (судья Сафронова Ф.В.)
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старковой Марины Ивановны (ОГРНИП 319302500039922, ИНН 301613130506)
к Администрации муниципального образования "Городское поселение Рабочий поселок Лиман Лиманского муниципального района Астраханской области" (416410, Астраханская обл., Лиманский м.р-н, р.п. Лиман, ул. Героев, зд. 115, ОГРН 1223000005194, ИНН 3000003896)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старковой Марины Ивановны - Шевчук А.В., представитель по доверенности от 11.12.2023 года (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Старкова Марина Ивановна (далее - Глава КФХ Старкова М.И., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Городское поселение Рабочий поселок Лиман Лиманского муниципального района Астраханской области" (далее - Администрация муниципального образования "Рабочий поселок Лиман") с заявлением о признании незаконным решения от 27.06.2023 N 01-11-282 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 января 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Старкова Марина Ивановна не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.03.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования "Лиманский район" (арендодатель) и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Пушкинской Валентиной Георгиевной (арендатор) заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.10.2019 N 35, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 14 240 840 кв.м, находящийся по адресу: Астраханская область, Лиманский район, в 5,15 км южнее с. Бирючья Коса, в 3,42 км северо-восточнее с. Рынок, с кадастровым номером 30:07:000000:718 (пункт 1.1 договора - л.д. 17).
Срок действия настоящего договора - начало 06.07.2017, окончание 18.03.2027 (пункт 2.1 договора).
Указанный земельный участок Главой КФХ Пушкинской В.Г. передан Главе КФХ Старковой М.И. по договору перенайма от 13.12.2019 (л.д. 25). В адрес Администрации МО "Лиманский район" направлено соответствующее уведомление (л.д. 68).
Договор перенайма от 13.12.2019 зарегистрирован в установленном законом порядке 24.12.2019.
Глава КФХ Старкова М.И. 19.06.2023 обратилась в Администрацию муниципального образования "Рабочий посёлок Лиман" с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:718, указывая, что является добросовестным арендатором указанного земельного участка с 10.10.2019, участок постоянно эксплуатируется в соответствии с разрешённым видом использования (л.д. 63-64).
Администрацией муниципального образования "Городское поселение рабочий посёлок Лиман Лиманского муниципального района Астраханской области" Главе КФХ Старковой М.И. отказано в предоставлении земельного участка, в адрес заявителя направлено письмо от 27.06.2023 N 01-11-282. В обоснование отказа Администрация ссылается на положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", которым определены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - 150 га. (1 500 000 кв.м) и 2,5 га (25 000 кв.м) соответственно (л.д. 10).
Глава КФХ Старкова М.И. не согласилась с указанным отказом органа местного самоуправления, и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность в связи с наличием ограничений, установленных Законом Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило указанного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, из которого следует, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Как было указано выше, Глава КФХ Старкова М.И. обратилась в Администрацию муниципального образования "Рабочий посёлок Лиман" с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:718, указывая, что является добросовестным арендатором указанного земельного участка с 10.10.2019, участок постоянно эксплуатируется в соответствии с разрешённым видом использования. В связи с изложенным, Глава КФХ Старкова М.И. полагает, что имеет приоритетное право по выкупу земельного участка.
Оспаривая отказ в предоставлении земельного участка, Глава КФХ Старкова М.И. указывает на то, что принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения не допускается.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусмотрено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, предусмотренный пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, устанавливается равным 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа.
Правильно применив указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законодательный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен издавать законы по распоряжению земельными участками по предметам совместного ведения.
На территории Астраханской области земельные правоотношения регулируются, в том числе, Законом Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области".
В соответствии со статьёй 1 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ правовое регулирование земельных отношений на территории Астраханской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Астраханской области и местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" определены нормы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ (в редакции Закона Астраханской области от 11 декабря 2015 года N 96/2015-ОЗ) предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, составляют 150 га (1 500 000 кв. м) и 2,5 га (25 000 кв. м) соответственно.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 30:07:000000:718 имеет площадь 14 240 840 кв.м (л.д. 11).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, заявленная Главой КФХ Старковой М.И. площадь испрашиваемого земельного участка (14 240 840 кв.м) превышает предельные размеры земельных участков, установленные Законом Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ (1 500 000 кв.м или 150 га).
Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2023.
В пункте 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В апелляционной жалобе Глава КФХ Старкова М.И. указывает на то, что установленный запрет на предоставление земельных участков площадью свыше 150 га не создал препятствий к заключению договора аренды данного земельного участка. С заявлением о признании недействительным заключенного договора аренды земельного участка Администрация в арбитражный суд не обращалась. При этом, пункт 1.1 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ не устанавливает ограничения по площади земельного участка при его предоставлении в собственность.
Судебная коллегия отклоняет данный довод заявителя, поскольку из буквального содержания пункта 1.1 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ следует, что ограничения распространяются на любое основание предоставления земельного участка. Факт предоставления земельного участка в аренду в размере, превышающем установленный норматив, не отменяет действие указанного пункта 1.1 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ при предоставлении данного земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
В связи с чем, апелляционная жалоба Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старковой Марины Ивановны не подлежит удовлетворению.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 января 2024 года по делу N А06-6962/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6962/2023
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Старкова Марина Ивановна
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городское поселение Рабочий поселок Лиман Лиманского муниципальногот района Астраханской области"
Третье лицо: КФХ Прел-лю Старковой М.И., Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд