г. Москва |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А40-9545/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Форсаж" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2020 по делу N А40-9545/20
по заявлению ООО "Форсаж" (ОГРН 1166952059317)
к Центральному МУГАДН (ОГРН 5177746032789)
о признании незаконным постановления;
при участии: от заявителя - Денисов М.Г. по доверенности от 20.05.2020; от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил:
ООО "Форсаж" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановление Центрального МУГАДН от 13.12.2019 N 347 о признании ООО "Форсаж" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 300.000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2020 постановление Центрального МУГАДН от 13.12.2019 N 347 о признании ООО "Форсаж" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначения наказания, административный штраф снижен до 150.000 руб.; в остальной части постановление оставить без изменения.
ООО "Форсаж" не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие события вменяемого правонарушения и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 06.11.2019 на основании распоряжения заместителя начальника Центрального МУГАДН от 28.10.2019 N 10-1/34-20 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу Тверская область, 37 км. а/д Тверь - Бежецк - Весьегонск - Устюжна, проверено транспортное средство ИМЯ-М-3006 регистрационный знак Р955РВ 69 (эксплуатируется обществом с ограниченной ответственностью "Форсаж" согласно путевому листу от 06.11.2019 N 6493) под управлением водителя Паршина А.В., осуществлявшего перевозку пассажиров и иных лиц автобусами по маршруту регулярных перевозок в междугороднем сообщении "Максатиха - Тверь".
По результатам проверки составлен акт результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства ИМЯ-М-3006, регистрационный знак Р955РВ69, вх. от 06.11.2019 N 0195 с приложениями.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении заявителя протокола от 25.11.2019 N 415 об административном правонарушении.
Постановлением Центрального МУГАДН от 13.12.2019 N 347 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Из материалов административного дела следует, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru, размещено расписание движение автобусов по маршруту "Максатиха - Тверь" (от кассы расположенной по адресу: Тверская область, пгт. Максатиха, улица Пролетарская, дом 42) 5:30,7:00,09:30, 10:50, 11:50, 13:30, 15:30, 17:30, 18:30).
ООО "Форсаж" осуществляет публичную продажу "билетов" на перевозку пассажиров по заказу через кассы "Автоэкспресс", так же бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru.
Из копий "договоров фрахтования" транспортного средства усматривается, что на рейс "Максатиха - Тверь" время отправления 06.11.2019 в 10.50.
Время отправления из пункта отправления "Максатиха - Тверь", указанное в копиях "договоров фрахтования", совпадает со временем отправления, указанным на информационных сайтах TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В силу положений ст. 5, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковым такси; регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок; регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования; заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади; перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
В соответствии со ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Согласно ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (ст. 426).
Из приложений к акту осмотра транспортного средства (копии договора фрахтования на 06.11.2019 по маршруту "Максатиха - Тверь", заказ-наряда N б/н от 06.11.2019, распечатки с сайта TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru расписания движения по маршруту "Максатиха -Тверь" следует, что водителем ООО "Форсаж" Паршиным А.В. осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия), с одним и тем же пунктом отправления и прибытия, одинаковой стоимостью проезда.
Кроме того, о регулярном характере перевозок свидетельствует, в том числе, размещенное на сайтах агрегаторов по продаже билетов TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru расписание на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства).
Анализируя способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между сайтами агрегаторами по продаже билетов TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru, ООО "Форсаж" и пассажирами, установлено, что общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров согласно расписанию, в котором содержалось время отправления каждого рейса.
Таким образом, ООО "Форсаж" осуществляло регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Максатиха - Тверь".
Согласно информации, имеющейся в разделе "Реестр межмуниципальных маршрутов" на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области https://www.rnintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/ маршрут N 525 "Максатиха - Тверь", включен в "Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, официальный перевозчик отсутствует.
Автостанция, с которой осуществляется перевозка пассажиров автобусами, расположена по адресу: Тверская область, пгт. Максатиха, улица Им. Нового, дом 16 находится по пути следования с Автокасс "Автоэкспресс" с которой осуществляется перевозка пассажиров автобусами ООО "Форсаж" по маршруту "Максатиха - Тверь" находящаяся по адресу Тверская область, пгт. Максатиха, улица Пролетарская, дом 42.
Автостанция "Автоэкспресс" находится по адресу: Тверь, улица Коминтерна, дом 47/102 возле гостиницы "Турист" в непосредственной близости от автовокзала, который расположен по адресу: Тверь, улица Коминтерна, дом 10.
Административный орган пришел к выводу о том, что "Максатиха - Тверь", осуществляемый ООО "Форсаж" 06.11.2019 практически на 100 % совпадает с маршрутом N 525 "Максатиха - Тверь".
У ООО "Форсаж" отсутствовало свидетельство об осуществлении перевозок по данным маршрутам регулярных перевозок и карты данных маршрутов регулярных перевозок, а значит, водитель автобуса ИМЯ-М-3006, регистрационный знак Р955РВ69, используя указанное транспортное средство для осуществления регулярных перевозок, не имел при себе карты маршрута регулярных перевозок.
Регулярная перевозка подразумевает под собой режим работы любого маршрута как легального в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" так и не легального.
Несмотря на то, что перевозка пассажиров ООО "Форсаж" оформлена договорами фрахтования, регулярность перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, поскольку осуществляются систематически и в одно и то же установленное время отправления несколько раз в день.
Факты использования ООО "Форсаж" указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту "Максатиха - Тверь" подтверждены материалами административного дела.
При осуществлении перевозок пассажиров по заказу пассажиры определяют время отправления автобуса, место посадки в автобус и т.д.
В рассматриваемом случае пассажир, как потребитель услуги по перевозке, ориентируется на время отправления, установленное ООО "Форсаж". Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, то есть расписании.
Поскольку маршрут "Максатиха-Тверь" включен в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, то в силу ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "Форсаж" обязано иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Факт использования ООО "Форсаж" указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту усматривается из информации сайтов агрегаторов по продаже билетов (rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru), также из информации сайта TVERTAS.RU, на котором установлено расписание движения автобусов по маршруту Максатиха - Тверь.
Публичная продажа билетов, договор фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс", так же бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU.
При сравнительном анализе пути следования транспортного средства ООО "Форсаж" на основании договора фрахтования N б/н от 06.11.2019 и пути следования транспортного средства по маршруту N 525 установлено, что указанные пути являются идентичными.
Учитывая тот факт, что перевозка в соответствии с договором N б/н от 06.11.2019 осуществляется ООО "Форсаж" ежедневно при определенной периодичности, а также факт того, что путь следования транспортных средств ООО "Форсаж" на основании указанного договора является фактически идентичным официальному маршруту N 525, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Форсаж" осуществляется регулярная перевозка пассажиров, а следовательно, в силу названных норм, у водителя транспортного средства, осуществляющего перевозку по маршруту идентичному по пути следования и по месту назначения официальному маршруту N 525, в обязательном порядке должна быть в наличии карта маршрута регулярных перевозок.
Списки пассажиров ООО "Форсаж" составляет самостоятельно, выдавая их за договоры фрахтования.
Составленные договоры фрахтования, по сути, являются лишь намерением, а не формой договорных отношений, поскольку установить фактическое и исполнение не представляется возможным, в связи с тем, что невозможно отследить движение денежных средств за полученную услугу по перевозке документы, подтверждающие получение услуги по перевозке, отсутствуют.
Таким образом, фактическое исполнение договоров фрахтования ничем не подтверждено.
Статьей ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования должен включать в себя сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортной средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования не содержит приведенных выше условий в части мест подачи транспортного средства, сроков выполнения перевозки, порядка допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленного с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров. Соответственно договор по содержанию договором фрахтования не является.
При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении и назначения административного штрафа, последним учитывалось, что ООО "Форсаж" ранее осуществляло регулярную перевозку в обход установленного порядка ее осуществления, что послужило вынесению постановлений об административных правонарушениях отношении ООО "Форсаж" по ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые оставлены без изменения решениями Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2020 N А40-312389/19 и от 27.01.2020 N А40-312358/2019.
В реестре межмуниципальных маршруте регулярных перевозок в Тверской области в качестве перевозчика по маршруту N 525 "Максатиха - Тверь" ООО "Форсаж" не указан.
Учитывая, что реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, содержащий информацию о перевозчике по маршруту, является открытым, в данном реестре информация о ООО "Форсаж" как о перевозчике, отсутствует, организация совместно с указанным обществом ежедневных перевозок пассажиров по маршруту "Максатиха - Тверь" свидетельствует как о незаконности самой перевозки, так и о незаконности действий лиц, осуществляющих такую перевозку.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что ООО "Форсаж" фактически осуществляет не перевозку по заказу, а продолжает осуществлять перевозку пассажиров по регулярному маршруту в обход установленных в действующем законодательстве Российской федерации правил.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства. Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, отсутствуют законные основания для признания оспариваемого постановления ответчика незаконным.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд первой инстанции не усмотрел.
Суд первой инстанции счел возможным применить положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер административного штрафа до 150.000 руб.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2020 по делу N А40-9545/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9545/2020
Истец: ООО "ФОРСАЖ"
Ответчик: Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта