г. Ессентуки |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А61-442/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 10.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Антоновой Е.И. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие других лиц, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ариана-С" (ОГРН 1021500943485, ИНН 1511010522) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.05.2020 по делу N А61-442/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания обратилось Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Ариана-С" (далее - общество, ООО "Ариана - С") к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования управления и привлек открытое акционерное общество "Ариана-С" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 100 000 рублей в доход бюджета Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражает против доводов жалобы.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела установлено, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "Ариана-С" с "20" декабря 2019 по "13" января 2020 г., по адресу места нахождения организации: 363026, Республика Северная Осетия-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Гагарина, 1/А, управлением установлено, что согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на розничную реализацию алкогольной продукции, ОАО "Ариана-С" имеет действующую лицензию на осуществление производства, хранения и поставок произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, в т.ч. из спирта-сырца), в том числе денатурированного N 15ПСЭ0005667 от 01.07.2016, сроком действия до 13.06.2021, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В ходе внеплановой выездной проверки выявлены нарушения ОАО "Ариана-С" лицензионных требований, выразившихся в нарушении п. 10 ст. 8 Федеральный закон N 171-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 02.08.2012 N 786 "О минимальном уровне рентабельности производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта и о нормах минимального использования производственных мощностей" (далее - Постановление N 786), что подтверждается следующим.
Производственная мощность ОАО "Ариана-С", внесенная в реестр производственных мощностей, составляет 5 440 000 дал в год или 16 000 дал в сутки.
ОАО "Ариана-С" в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка уведомления о приостановлении и возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта не представляло.
Согласно расчету мощности основного технологического оборудования ОАО "Ариана-С" для производства этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), составляет: - 5 440 000 дал в год; - 16 000 дал в сутки; - время в течение, которого осуществляется выпуск продукции - 340 суток.
Согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС, за 2019 год ОАО "Ариана-С" произведено продукции по коду "020 - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья в общем объеме - 928863,93 дал.
Согласно результатам проверки использования фактической производственной мощности за 2019 год установлено, что в соответствии с требованиями Постановления N 786 коэффициент использования производственной мощности ОАО "Ариана-С" по производству этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) за 2019 год составил не более 50 %, а именно - 17,07 %. Общество допустило производство этилового спирта в 2019 году, объем производства которого, не соответствует норме минимального использования производственной мощности.
Кроме того, в ходе проверки ОАО "Ариана-С" представлены схемы оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденные генеральным директором общества. В схемах оснащения автоматическими средствами измерения отражена информация об установленном оборудовании, с указанием вида, марки, заводского номера каждой единицы оборудования, о номере точки контроля.
Произведена проверка соответствия расположения коммуникаций (трубопроводов) отраженных в схемах оснащения в графическом виде.
Так в нарушение пункта 1 Перечня информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.09.2014 N 289:
на схеме оснащения основного технологического оборудования спиртотпускного отделения этилового спирта (код 020), точка контроля 7МЕ410 339703 N 277 06, в графическом виде имеется информация о трубопроводной запорной арматуре (кран между предохранительным клапаном и мерниками), которая фактически отсутствует;
на схеме оснащения основного технологического оборудования спиртоотпускного этилового спирта денатурированного (код 070), точка контроля 7МЕ410 339803 N 277 01, в графическом виде не отражена информация об основном технологическом оборудовании (мерник, зав. N 145), о трубопроводе, ведущем к мернику, зав. N 145, о фланцевом соединении на указанном трубопроводе;
на схеме оснащения основного технологического оборудования производства этилового спирта (код 020), точка контроля 7МЕ410 338403 N Г77 02, в графическом виде не отражена информация о трубопроводе на линии движения к холодильнику РК-3, а также информация о двух кранах, расположенных на указанном трубопроводе;
на схеме оснащения основного технологического оборудования производства этилового спирта денатурированного (код 070), точка контроля 7МЕ410 309703 N 217 08, в графическом виде не отражена информация о трубопроводной запорной арматуре (кран, расположенный между двумя насосами подачи продукции на измерительную систему).
Указанные обстоятельства послужили основанием, для составления протокола уполномоченным лицом управления в отношении общества от 29.01.2020 N N 07-20/80 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. й ст. 14.17 КоАП РФ ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, составляет производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)
Действующее законодательство устанавливает повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является лицензирование, в том числе и такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ). При осуществлении указанного вида деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Общество, подавая заявление о выдаче лицензии, приняло на себя обязательство осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с положениями законодательства, в том числе в соответствии с требованиями соответствующих государственных стандартов и инструкций в области регулирования алкогольного рынка.
Как установлено судом первой инстанции и материалами дела ОАО "Ариана-С" 13.01.2020 года (время совершения) осуществляло производство этилового спирта с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, а именно:
В нарушение п. 10 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ, Постановления N 786 осуществило производство этилового спирта в 2019 году, объем производства которого, не соответствует норме минимального использования производственной мощности.
ОАО "Ариана-С" в нарушение пп. 10 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 171 и п. 1 Приказа N 289 ОАО "Ариана-С", осуществляло производство этилового спирта с использованием основного технологического оборудования несоответствующего схемам оснащения.
Таким образом, действия Общества охватываются диспозицией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Суд первой инстанции назначил обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. с конфискацией выступающей предметом административного правонарушения алкогольной продукции.
Общество возражает против применения данного наказания, просит заменить его на предупреждение.
Дополнительно оценив обстоятельства дела, а также приведенные в апелляционной жалобе доводы, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции, не установлено предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенного обществу административного наказания на предупреждение.
Доводы общества о необходимости применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ отклоняются судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
Для применения положений данной статьи необходимо наличие одновременно всех признаков, а именно:
- юридическое лицо должно являться субъектам малого и среднего предпринимательства;
- административное правонарушение должно являться впервые совершенным;
- административное правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение;
- при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Законом N 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
По смыслу приведенных положений закона, выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля было предусмотрено лишь при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении общества проверки в порядке, осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
Совершенное обществом правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля, муниципального надзора, а в ходе осуществления правоохранительной деятельности полиции.
Это исключает возможность применения к данному правонарушению положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Аналогичная позиция содержится в постановлении ВС РФ от 06.07.2017 N 9-АД17-11.
Также судом первой инстанции установлено и второе препятствие для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ: отсутствие обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Совершенное обществом правонарушение представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья потребителей реализуемой обществом алкогольной продукции, поскольку реализация продукции осуществлялась обществом без фискального контроля уполномоченных органов за соблюдением запретов и ограничений при реализации такого рода товара (по возрасту, времени продажи), а также за его качеством и легальностью.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Судебный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение судом апелляционной инстанции также не установлено.
Общество при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц и какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний законодательства, имело объективную возможность не допустить нарушение норм минимального использования производственных мощностей при осуществлении производства этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) в том числе головной фракции этилового спирта в 2018, 2019 годах.
Вина общества в данном случае выразилась в непринятии всех необходимых и зависящих от него меры по соблюдению норм минимального использования производственных мощностей, установленные Правительством Российской Федерации, а именно, имелась возможность во время простоев направлять уведомления о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) в том числе головной фракции этилового спирта, в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 13.11.2012 N 339 "О Порядке направления уведомлений о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта".
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения ООО "Ариана-С" действующего законодательства, а также принятии всех зависящих мер по недопущению правонарушения, судом не установлено, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении административного правонарушения.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.05.2020 по делу N А61-442/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-442/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ОАО "Ариана-С"