Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 октября 2020 г. N Ф05-15757/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А40-278468/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2020 года по делу N А40-278468/19 (139- 2315)
по заявлению ДГИ г. Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Семенова Н.В. по дов. от 30.12.2019 |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление), изложенного в письме от 02.09.2019 N 77-0-1-71/3125/2019-328 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0006002:1037, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Плющева, д. 12А, строен. 2, о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 77:03:0006002:1037, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Плющева, д. 12А, строен. 2.
Решением суда от 20.01.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ответчик считает, что Департамент не является собственником спорного объекта и не может обращаться с заявлением о снятии с кадастрового учета снесенного здания.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.05.2019 Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением N 77-0-1-71/3125/2019-328 о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости - здание магазина с кадастровым номером 77:03:0006002:1037, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Плющева, д. 12А, строен. 2.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 02.09.2019 N 77-0-1-71/3125/2019-328 сообщено об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 Ж218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с наличием причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета.
Не согласившись с указанным отказом Управления Росреестра по Москве, посчитав его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд г. Москвы, удовлетворяя заявленное требование, исходил из наличия совокупности условий, необходимых для признания отказа Управления недействительным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Департамент городского имущества города Москвы (далее -Департамент) на основании части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1,7.3,6,14 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися на территории города Москвы, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, по выполнению полномочий собственника в сфере распоряжения движимым и недвижимым имуществом осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах и от лица уполномоченного органа субъекта РФ обращается в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно разъяснениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (письмо от 17.05.2019 N 14-06327/19) с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта обладавшего (до гибели/уничтожения) признаками бесхозяйной недвижимой вещи вправе обратиться орган, уполномоченный па обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества с приложением акта обследования.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с нарушением владения.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ) в случае гибели или уничтожения объект недвижимости снимается с кадастрового учета, одновременно производится государственная регистрация прекращения права собственности на него.
В соответствии с п. 2. ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства -при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества. Собственником объекта недвижимости, то есть лицом, уполномоченным на совершение с объектом недвижимости каких-либо действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости в соответствии с положениями Закона о недвижимости является лицо, чье право внесено в ЕГРН.
По сведениям кадастра недвижимости ЕГРН спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание (здание магазина); назначение - нежилое; площадь 11,1 кв. м; этажность - 1; год завершения строительства - 1968; (кадастровый номер 77:03:0006002:1037).
Спорный объект был поставлен на кадастровый учет 24.05.2012 в порядке внесения сведений о ранее учтенном здании, сооружении, помещении, объекте незавершённого строительства.
Сведения о спорном объекте недвижимости были переданы в кадастр недвижимости ЕГРН из ГУП МосгорБТИ.
В реестре прав на недвижимость отсутствуют зарегистрированные права в отношении спорного объекта с кадастровым номером 77:03:0006002:1037.
Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется исключительно в случаях, установленных ч. 5 ст. 14 Закона о недвижимости.
При этом снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно при предоставлении: заявления собственника и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания (п.1 ст.23 Закона о недвижимости), вступившего в законную силу судебного решения.
Пунктом 1 ст. 23 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Акт обследования от 26.04.2019 Управы района Перово города Москвы, подтверждающий отсутствие указанного объекта на земельном участке был приложен к заявлению от 24.05.2019 N 77-0-1-71/3125/2019-328.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимое позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте, прекратившем свое существование, приводит к недостоверности сведении реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Согласно заключению кадастрового инженера здание полностью снесено, на момент обследования на месте снесенного здания с кадастровым номером 77:03:0006002:1037 расположена асфальтовая площадка. В связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что у Управления Росреестра по Москве не имелось оснований для отказа заявителю в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Плющева д. 12 А строен. 2.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2020 года по делу N А40-278468/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278468/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15757/20
08.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12731/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-278468/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-278468/19