г. Владивосток |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А51-15880/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства",
апелляционное производство N 05АП-24/2024
на решение от 28.11.2023
судьи Л.П.Нестеренко
по делу N А51-15880/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 2503005866, ОГРН 1022500578308)
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, ИНН 2536052276)
об оспаривании представления от 05.06.2023 N 20-20-22/23-4126 в части требования по пункту 1 устранить нарушения по пункту 2 описательной части представления,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" - представитель О.Н. Коваль, по доверенности от 10.01.2024, сроком действия на три года, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 14026),
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - представитель О.Э. Фаузель, по доверенности от 29.12.2023, сроком действия по 28.12.2024, служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1714); представитель О.А. Моисейцева, по доверенности от 26.10.2023, сроком действия по 31.05.2024, служебное удостоверение; представитель О.В. Рылова, по доверенности от 26.12.2023, сроком действия по 31.05.2024, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" (далее- заявитель, ФГБУЗ, Учреждение) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признаний незаконным представления Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю) от 05.06.2023 N 20-20-22/23-4126 в части требования по пункту 1 устранить нарушения по пункту 2 описательной части представления.
Решением суда от 28.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.11.2023, ФГБУЗ просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель настаивает на поставке товара в части отдельных эксплуатационных характеристик, соответствующего заявленным в контракте требованиям.
УФК по Приморскому краю по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю на основании приказа от 29.03.2023 N 100о/д "О назначении плановой выездной проверки в Федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" была проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд в отношении ФГБУЗ МСЧ N 98 ФМБА России за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения, в том числе нарушение пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, пункта 1.1 контракта от 23.08.2021 N 341/21 на поставку автомобилей скорой медицинской помощи для нужд ФГБУЗ МСЧ N 98 ФМБА России по актам приема-передачи от 25.10.2021 (по данным единой информационной системы в сфере закупок -от 10 ноября 2021 г. и от 29 октября 2021 г.) NN 1 - 4 принят товар (медицинское оборудование).
Установленные в ходе проверки обстоятельства и результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 20.04.2023.
05.06.2023 Управления Федерального казначейства по Приморскому краю вынесено представление N 20-20-22/23-4126, в соответствии с которым предприятию надлежало устранить нарушения и принять меры по устранению причин и условий нарушений.
Не согласившись с указанным представлением Управления, в части пункта в части требования по пункту 1 устранить нарушения по пункту 2 описательной части, полагая, что он не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные Учреждения, последнее обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, решением которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово - бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее Правила N 1092).
В силу подпункта "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 указанных Правил N 1092).
В силу пункта 10 Правил N 1092 указанные должностные Федерального казначейства, лица имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим суд апелляционной инстанции полагает, что проверка проведена, оспариваемое представление вынесено управлением в пределах предоставленных полномочий.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств определен в статье 38 БК РФ и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (часть 3).
Как следует из материалов дела, между ФГБУЗ МСЧ N 98 (Заказчик) и ООО "Автодом" (Поставщик) заключен контракт от 23.08.2021 N 341/21 на поставку автомобилей скорой медицинской помощи для нужд ФМБА России, в соответствии с пунктом 1.1. которого поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" для нужд ФГБУЗ МСЧ N 98 ФМБА России (код ОКПД2 - 29.10.59.160 - Автомобили скорой медицинской помощи) в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к контракту), Технические требования (Приложение N2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 94 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
В рассмотренном случае денежные средства, полученные Учреждением, являются бюджетными средствами, при расходовании таких средств необходимо соблюдение указанного принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов.
Согласно пункту 1.2. Контракта номенклатура товара и его количество определяются Спецификацией (Приложение N 1 к контракту), технические показатели - Техническим заданием (Приложение N 2 к контракту). Качество поставляемого товара должно соответствовать стандартам, техническим условиям и требованиям действующего законодательства РФ, регулирующего нахождение и эксплуатацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 "Порядок, сроки и условия поставки приемки товара" контракта от 23.08.2021 N 341/21 заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах поставщика.
Согласно разделу "Медицинское оборудование" технического задания (приложение N 2 к контракту от 23.08.2021 N 341/21) в рамках контракта предусматривалась поставка товаров для оснащения автомобилей скорой медицинской помощи, в том числе: тележки-каталки: со съемными жесткими носилками, с 2-мя уровнями по высоте, с размещением пациента горизонтально, полусидя с промежуточными уровнями, сидя со следующими эксплуатационными характеристиками: наличие средств перемещения и перевозки пациентов "Модуль" в следующих исполнениях: Тележка-каталка В-ТМТ, носилки мягкие Г-ТМТ, носилки ДТМТ, производитель ООО "ТМТ", РФ (Российская Федерация, цифровой код 643). При этом носилки описаны следующим образом: носилки съемные, соответствующие требованиям ГОСТ, с автоматической фиксацией и расфиксацией опор, оснащенные боковыми ограждениями-поручнями и задними поворотными колесами, принимающие уровень размещения пациента "сидя".
Поставщик поставил, а заказчик принял по актам приема-передачи товара от 25.10.2021 следующий товар, поставленный в рамках указанного контракта: тележка-каталка В-ТМТ, носилки мягкие Г-ТМТ, носилки Д-ТМТ, в рамках оснащения автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 4 штук, что не соответствовало техническому заданию, а именно приложению N 2 к контакту, в части отдельных эксплуатационных характеристик.
Так, в ходе осмотра, проведенного специалистами УФК по Приморскому краю совместно с представителями ФГБУЗ МСЧ N 98 ФМБА России, установлено, что 4 поставленных по контракту от 23.08.2021 N341/21 автомобиля скорой медицинской помощи оснащены носилками Д-ТМТ простыми (модель М-501), (в пункте 6 "Свидетельство о приемке" паспорта на товар также указана модель носилок Д-ТМТ М501), которые не имеют боковых ограждений-поручней, задних поворотных колес, а также не принимают уровень размещения пациента "сидя", что не соответствует эксплуатационным характеристикам товара, определенным техническим заданием к контракту от 23.08.2021 N341/21. Таким образом, в рамках контракта товар поставлен с ухудшенными по сравнению с предусмотренными контрактом условиями.
При этом утверждения заявителя жалобы о том, что поставленный товар в части отдельных эксплуатационных характеристик соответствует заявленным требованиям, не отменяет факта в целом несоответствия поставленного товара условиям технического задания и функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам, согласованным заказчиком в контракте от 23.08.2021 N 341/21.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом УФК по Приморскому краю о том, что носилки Д-ТМТ (модель М-501), входящие в состав средств перемещения и перевозки пациентов "Модуль", в рамках оснащения автомобилей скорой медицинской помощи, имеют эксплуатационные характеристики, не соответствующие техническому заданию контракта от 23.08.2021 N 341/21.
Факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ подтверждается материалами проверки, мотивированных доводов об обратном апелляционная жалоба не содержит.
Ввиду установленных обстоятельств, вывод суда первой инстанции об обоснованности выводов УФК по Камчатскому краю о неэффективном использовании Учреждением бюджетных средств на сумму 326 400 рубля, связанное с не достижением наилучшего результата, апелляционная коллегия находит правильными.
По форме и содержанию представление соответствует требованиям действующего законодательства, является четким и ясным, исполнимым.
Приведенная в представлении формулировка не вызывает неопределенности, двоякого понимания, направлена на понуждение Учреждения не допускать в будущем подобных нарушений при распределении бюджетных средств и не свидетельствует о невозможности исполнения представления.
Оценив в совокупности установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, подтвержденные материалами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано административным органом в рамках предоставленных ему полномочий, соответствует положениям действующего законодательства, в том числе по форме и содержанию, и не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере осуществления деятельности, поскольку возлагает на него законную обязанность, регламентированную действующим законодательством в сфере бюджетного регулирования.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Камчатского края отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1500 руб.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2023 по делу N А51-15880/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федерального государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по поручению о перечислении на счет от 11.12.2023 N62784 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15880/2023
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 98 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю