г. Москва |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А40-260154/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДИОНИСИОС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2019 по делу N А40-260154/19
по заявлению ООО "ДИОНИСИОС"
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Жидков Е.А. по дов. от 01.06.2020; Королева И.Б. по дов. от 25.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДИОНИСИОС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее- заинтересованное лицо, Росалкогольрегулирование) о признании незаконным решения об аннулировании лицензии от 11.09.2019 N Р-5167/11-01.
Решением суда 18.11.2019 указанные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 января 2016 ООО "ДИОНИСИОС" Департаментом торговли и услуг г. Москвы была выдана лицензия N 77РПА0011972 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, виды продукции спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки в соответствии с п.п. 3,4 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ на срок до 28.01.2021 г. (далее - "лицензия").
11.09.2019 Росалкогольрегулированием вынесено решение N Р-5167/11-01 об аннулировании лицензии N 77РПА0011972 от 28.01.2016 во внесудебном порядке, бланк лицензии серии ДТ 18008, выданной ООО "ДИОНИСИОС" Департаментом торговли и услуг г. Москвы на право розничной продажи алкогольной продукции.
В обосновании принятого решения, Заинтересованное лицо сослалось на нарушение ООО "ДИОНИСИОС" особых требований, предъявляемых к розничной продажи алкогольной продукции, а именно осуществление лицензиатом розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени (нарушение абз. 1 п. 9 ст. 16 ФЗ N 171-ФЗ), со ссылкой на вступившее в силу Постановление Мирового судьи судебного участка N 327 Лосиноостровского района г. Москвы по делу об административном правонарушении N 5-541/19.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для аннулирования лицензии в административном порядке.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Порядок внесудебного аннулирования лицензий определен Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и принятым в соответствии с ним Положением об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 N 824 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является, в частности, нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 и абзацем первым пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Пунктом 2 Положения также предусмотрено, что решение об аннулировании лицензии принимается в случае нарушения лицензиатом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 и абзацем первым пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с абзацем первым пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции в период с 23 часов до 8 часов по местному времени является основанием внесудебного аннулирования лицензии.
В соответствии с пунктом 3 Положения случаи, являющиеся основаниями внесудебного аннулирования лицензии, должны быть подтверждены вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенными в отношении лицензиата.
Судом первой инстанции верно установлено, что факт розничной продажи Обществом алкогольной продукции в ночное время был подтвержден вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 327 Лосиноостровского района города Москвы от 04.07.2019 по делу об административном правонарушении N 5- 541/19.
В соответствии с пунктом 4 Положения для подтверждения случаев, являющихся основаниями внесудебного аннулирования лицензии, копии постановлений, судебных актов направляются (представляются) в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка по истечении 30 рабочих дней после вступления в силу постановления, судебного акта.
Постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу 19.07.2019, что подтверждается штампом о вступлении в законную силу.
По истечении 30 рабочих дней после вступления в силу Департамент торговли и услуг города Москвы направил указанное постановление в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Поскольку основания для отказа во внесудебном аннулировании лицензии отсутствовали, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка приняла решение об аннулировании лицензии Общества.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что решение об аннулировании лицензии принято с соблюдением всех предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции условий и требований, и основания для признания его незаконным отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы Общества отклоняются, так как не опровергают выводы суда.
Судом первой инстанции также обоснованно указано, что ни положения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, ни иные нормативные акты, регулирующие правоотношения в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, не содержат количественных или качественных критериев, позволяющих оценить соразмерность применяемой ответственности за розничную продажу алкогольной продукции в ночное время. Выбор меры государственного воздействия осуществляется уполномоченными органами. Задачей суда является оценка правомерности применения соответствующей меры. Вопрос о соразмерности может рассматриваться только в рамках закона, в частности, в рамках различных видов наказания, установленных санкцией одной и той же статьи.
Такая мера государственного воздействия, как аннулирование лицензии, существует независимо от привлечения лица к административной ответственности за продажу алкогольной продукции без маркировки.
Указанные меры являются различными по своей природе и не поставлены в зависимость друг от друга.
Общество является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в том числе лицензируемый вид деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, следовательно, на него возложены определенные законодательством обязанности, установленные как Федеральным законом N 171-ФЗ, так и другими нормативно-правовыми актами.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2019 по делу N А40-260154/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-260154/2019
Истец: ООО "ДИОНИСИОС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА