Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф05-17390/20 настоящее постановление изменено
г. Москва |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А40-198261/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Л.А. Москвиной, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 14 по г.Москве, ООО "Юта Инвест", Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2020 по делу N А40-198261/18, принятое судьей А.В. Бедрацкой,
по заявлению ООО "Юта Инвест" (ИНН 7714692536)
к ИФНС России N 14 по г.Москве (ИНН 7714014428),
третье лицо: Правительство Москвы,
о признании недействительным решения в части,
при участии:
от заявителя: |
Горячева Н.В. по дов. от 09.01.2020; |
от ответчика: |
Беджанян М.А. по дов. от 21.05.2020; |
от третьего лица: |
Манкевич Е.В. по дов. от 14.10.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юта Инвест" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее также - инспекция) о признании недействительным решения от 10.10.2017 N 16-14/1610 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее также - решение), которым обществу доначислена сумма налога на имущество за 2016 год в размере 827 465 руб. (983 933 руб.-156468 руб.)
Решением от 19.02.2020 суд признал недействительным решение инспекции, исходя из суммы налога на имущество в размере 956 269,11 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части признания решения Инспекции недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в мотивировочной части, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в мотивировочной части решения суда. Податель жалобы ссылается, что постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2017, применение данного нормативно- правового акта для расчета налога на имущество организаций за 2016 год невозможно.
Правительство Москвы обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалоб, выслушав представителей явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом резолютивной части решения Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2020, руководствуясь разъяснениями пункта 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009).
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в названном Постановлении, в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Апелляционный суд полагает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0005011:2259, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Магистральная, д. 5, стр. 1, находящееся в здании с кадастровым номером 77:90:0005011:1067.
Данное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 3297 постановления Правительства Москвы 700-ПП от 28.11.2014 (в редакции, действующей с 01.01.2016).
Кадастровая стоимость принадлежащего обществу помещения была определена в ходе проведения очередного тура государственной кадастровой оценки и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве".
08.11.2016 решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) N 51-6314/2016 сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости помещения Заявителя, признаны недостоверными, заказчику работ по определению кадастровой стоимости поручено обеспечить определение кадастровой стоимости помещения.
Во исполнение указанного решения заказчик кадастровых работ - Департамент городского имущества города Москвы, обеспечил определение кадастровой стоимости здания с учетом установленных Комиссией достоверных сведений об объекте недвижимости. Результаты пересмотра кадастровой стоимости в размере 75 687 117,62 руб. внесены в Государственный кадастр недвижимости 20.12.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
При этом Заявитель исчислил и уплатил налог на имущество организаций за 2016 год исходя из кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания в Комиссии, а именно, исходя из кадастровой стоимости в размере 12 036 030,78 руб.
Как указано в акте налоговой проверки, основанием для доначисления на имущество послужило Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, вступившее в силу 26.12.2016, в котором увеличена кадастровая стоимость принадлежащего ООО "ЮТА ИНВЕСТ" на праве собственности объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0005011:2259, по состоянию на 01.01.2016 заменена с 12 036 031,00 руб. на 75 687 117,62 руб.
ИФНС России N 14 по г. Москве в отношении ООО "Юта Инвест" проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации за 2016 год, представленной 03.05.2017.
17.08.2017 по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт проверки N 11018.
10.10.2017 инспекцией вынесено решение N 16-14/1610 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен налог в размере 827 465 руб.
30.03.2018 Управление ФНС России по г. Москве решением N 21-19/065806с оставило жалобу общества без удовлетворения.
Полагая решение от 10.10.2017 N 16-14/1610 незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд с города Москвы с соответствующим заявлением.
Податель жалобы ссылается, что ретроактивное увеличение кадастровой стоимости в 2016 году произведено в нарушение ст. 5 НК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". По мнению общества, увеличенная кадастровая стоимость спорного объекта, примененная налоговым органом при исчислении налога на имущество организаций за 2016 год, утверждена постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП" (далее - Постановление 937-ПП). При этом, его применение с 01.01.2016 для целей налогообложения противоречит нормам ст. 5 НК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалоб, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
31.10.2018 решением Московского городского суда по административному делу N За-3533/2018 п. 3 постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП" признан недействующим со дня принятия в той части, в какой он применяется для целей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016, в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Основанием принятия указанного решения явились выводы суда о недопустимости придания обратной юридической силы кадастровой стоимости, определенной в течение налогового периода, в тех случаях, когда она влечет за собой увеличение объема налоговых обязательств для собственника объекта недвижимости. Также незаконным признано применение увеличенной кадастровой стоимости в текущем и прошедшем налоговых периодах в заключениях Прокуратуры г. Москвы и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации с момента такого введения в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса (п.1 ст. 373 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество ( в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 374 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве" утверждена кадастровая стоимость объектов капитального строительства в г. Москве (в том числе помещений).
Данное постановление вступило в силу с 18.12.2014 применяется к отношениям, возникающим с 01.01.2015 и действует до 01.01.2017.
При этом необходимо учитывать, что положениями ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") (в редакции, действующей до 01.01.2017) установлено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии со ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ результаты кадастровой оценки подлежат утверждению заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (исполнительным органом субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления) передаче в Росреестр и официальному опубликовании.
После этого согласно ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Соответственно, для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества (в том числе помещения), внесенная в ГКН по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Управление Федеральной налоговой службы по г. Москвы решение инспекции оставлено без изменения.
В соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 19.07.2019 N А40-232515/2017 и апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12 сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости заявителя, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП", не могут быть применены в спорном налоговом периоде; отменяя постановление Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП в части его ретроспективного применения, действие постановления Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП в периоде с 01.01.2016 по 31.12.2016 восстановлено судом в прежней редакции.
Налог на имущество организаций, в соответствии со ст. ст. 12, 14 Налогового кодекса Российской Федерации, является региональным налогом и находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1, 378.2 Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 375 Кодекса, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
Учитывая, что объект недвижимого имущества включен в Перечень, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, налоговой базой по налогу на имущество организаций за 2016 год устанавливается его кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2016.
Для целей налогообложения по налогу на имущество организаций в налоговом периоде, соответствующем 2016, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 01.01.2014 и утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП.
Период действия указанного нормативного правового акта: с 01.01.2015 (п. 3 постановления в редакции постановления Правительства г. Москвы от 28.09.2017 N 725-ПП) по 31.12.2016 (п. 2 постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП).
Таким образом, совокупностью нормативных правовых актов (ст. 375 НК РФ, постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП) установлено императивное предписание применения утвержденной в установленном законом порядке кадастровой стоимости для целей регулирования налоговых правоотношений в периоде с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Постановлением Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП внесены изменения, в том числе, утверждена в измененном размере кадастровая стоимость принадлежащего заявителю объекта недвижимости.
Положения постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, предусматривающие применение вновь утвержденной кадастровой стоимости на период с 01.01.2016 в установленном Законом порядке признаны противоречащими закону, а потому недействующими с момента принятия (решение Московского городского суда от 31.10.2018 по административному делу N За-3533/2018, Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2019 по делу N 5-АПА19-12).
Из материалов дела следует, что заявитель в налоговой декларации по налогу на имущество в налоговом периоде, соответствующем 2016 в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП, поскольку именно такая кадастровая стоимость отражена в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 01.01.2016.
Поскольку Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года, применение данного нормативно-правового акта для расчета налога на имущество организаций за 2016 год невозможно.
В определении ВС РФ от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 указано, что принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
С учетом вышеизложенного, требование ООО "Юта Инвест" о признании недействительным решения инспекции от 10.10.2017 N 16-14/1610 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления сумм налога на имущество за 2016 год в размере 827 465 руб. подлежит удовлетворению.
Доводы подателей апелляционных жалоб, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность судебного акта.
С учетом изложенного, учитывая разъяснения пункта 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 оснований для отмены резолютивной части обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2020 по делу N А40-198261/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198261/2018
Истец: ООО "ЮТА ИНВЕСТ"
Ответчик: ИФНС России N14 по г.Москве
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ