г. Москва |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А41-102221/19 |
Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Марченкова Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2020 года по делу А41-102221/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению ОАО "РЖД" к ООО "Линде Газ Рус" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Линде Газ Рус" (далее - ответчик) о взыскании ущерба за ликвидацию аварийных ситуаций в размере 44 897 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2020 года по делу N А41- 102221/19 в удовлетворении исковых требований Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Линде Газ Рус" ущерба за ликвидацию аварийных ситуаций в размере 44 897 руб. 14 коп., отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении жалобы в порядке упрощённого производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва и иных документов по делу.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
1 октября 2018 года по станции Скалино Северной железной дороги допущено 2 инцидента при перевозке опасного груза - кислород охлажденный в вагонах N N 77861698, 77800399, отправки ЭЭ737601, ЭЭ737670 Балашиха Московской железной дороги -Плесецкая Северной железной дороги, грузоотправитель - АО "Линде Газ Рус".
Сумма ущерба составляет 32 025 руб. 02 коп. (без НДС): подача и уборка - 6279,20 руб., маневровая работа - 1 205 руб., плата за использование инфраструктуры - 1 701 руб., задержка поездов - 22 839 руб. 82 коп.
2 октября 2018 года по станции Поста Северной железной дороги допущено 3 инцидента при перевозке опасного груза - кислород охлажденный в вагоне N 77861995 и азот охлажденный жидкий в вагонах NN 77817492, 77817591, отправки ЭЭ588467, ЭЭ588534, ЭЭ588588 Балашиха Московской железной дороги - Плесецкая Северной железной дороги, грузоотправитель - АО "Линде Газ Рус". Сумма расходов составляет 6023,40 руб. (без НДС): подача и уборка - 5 771 руб. 40 коп., плата за использование инфраструктуры - 252 руб.
Общая сумма расходов по 5 инцидентам составляет 38 048 руб. 42 коп.:
- подача и уборка вагонов - 12 050 руб. 60 коп.
- маневровая работа - 1 205 руб.
- плата за использование инфраструктуры - 1 953 руб.
- задержка поездов - 22 839 руб. 82 коп.
Общая сумма с учетом НДС 18 % - 44 897 руб. 14 коп. (сорок четыре тысячи восемьсот девяносто семь рублей 14 копеек).
Ответственность за техническое состояние не принадлежащей перевозчику вагона -цистерны несет грузоотправитель.
Истец указывает, что доказательств того, что Ответчиком предпринимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, регламентирующих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте, а также наличия обстоятельств, подтверждающих объективную невозможность их исполнения, не имеется.
Наличие парения свидетельствует, о том, что принятые Ответчиком меры для обеспечения безопасности перевозки груза явились недостаточными, что явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Линде Газ Рус" ущерба за ликвидацию аварийных ситуаций в размере 44 897 руб. 14 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно ст. 19 УЖТ грузоотправители несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
Согласно ст. 20 УЖТ, подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями. Грузоотправитель отвечает за исправность котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, и следовательно, перевозчик при приеме цистерны к перевозке не должен проверять именно эти исправности, т.к. не имеет технической возможности.
При этом грузоотправитель, производящий погрузку и крепление груза, несет ответственность за несоблюдение Технических условий погрузки (об этом имеется отметка грузоотправителя в дорожной ведомости и удостоверена подписью грузоотправителя).
По п. 2.1.20. Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. на 15 -м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 05.04.1996, подаваемые под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть исправны и очищены от ранее перевозимых грузов и мусора.
Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.
Запрещается подавать под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры без технического осмотра и признания их годными под перевозку этих грузов. Начало погрузки опасных грузов в порожние вагоны и контейнеры разрешается производить не позднее 24 часов с момента окончания технического обслуживания. Техническое обслуживание подвижного состава (платформы, полувагоны, контейнеровозы), используемого для размещения контейнеров с опасными грузами (в том числе при перегрузке), осуществляется на общих основаниях.
Техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.
Перед каждой погрузкой опасного груза в собственный или арендованный вагон или контейнер - цистерну грузоотправитель обязан предъявить работникам железной дороги свидетельство о техническом состоянии вагона или контейнера - цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующее безопасность перевозки этого груза (Приложение 9). Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в книге формы ВУ-14, а грузоотправитель в графе 4 накладной должен сделать отметку: "Вагон (контейнер - цистерна), его арматура и оборудование исправны и соответствуют установленным требованиям".
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 21 Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, аналогично указанные в исковом заявлении о том, что доказательств того, что Ответчиком предпринимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, регламентирующих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте, а также наличия обстоятельств, подтверждающих объективную невозможность их исполнения, не имеется, подлежат отклонению.
Из представленных в материалы дела документов следует, что инциденты на которые ссылается в своем исковом заявлении истец, послужили основанием для проведения, расследования которое проводилось силами ОАО "РЖД" с целью установления фактических обстоятельств дела, а так же установления обстоятельств свидетельствующих о виновности или не виновности в произошедших инцидентах как грузоотправителя коим являлся Ответчик так и должностных лиц ОАО "РЖД".
Результаты указанного расследования были закреплены "Протоколом совещания у начальника службы грузовой и коммерческой работы московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания П. И. Бабоченка" от 22 ноября 2018 года.
В пункте 2 "Об инцидентах с опасными грузами за октябрь 2018 года" была дана исчерпывающая оценка якобы имевших место инцидентах.
Согласно сведениям, изложенным в Протоколе, вагоны N 77861698, N 77800399, N 77861995, N 77817492 и N 77817591 переданные Ответчиком Истцу для последующей транспортировки являлись исправными, что подтверждается принятием указанных вагонов к транспортировке,
- наличие парения в указанных вагонах, а именно сброс паров (парение) является штатным режимом при транспортировке жидких азота и кислорода, предусмотренным нормативной документацией на вагон цистерну модели 14-558004;
- истцом не составлялись акты о повреждении вагонов формы 87-25 и уведомления на ремонт грузового вагона формы ВУ-23 которые обязательны к оформлению, в соответствии с пунктом 2.5. "Временного порядка учета и расследования допущенных нарушений (инцидентов) при перевозке опасных грузов" утвержденных распоряжением ОАО "РЖО" от 15 июля 2016 года N 1435;
- отсутствовали события, которые могли бы послужить поводом для принятия решения Истцом о том, что произошёл инцидент, связанный с перевозкой опасного груза.
С учетом изложенного, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявление не обосновано и не подлежит удовлетворению в полном объеме, в связи с недоказанностью.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2020 года по делу N А41-102221/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в установленном порядке.
Судья |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102221/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ОАО "Линде Газ Рус"