09 июля 2020 г. |
А14-8011/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии:
от Воронежской таможни: Болдарев И.Л., представитель по доверенности N 07-53/16 от 25.06.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Спецстрим": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Контур": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрим" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2019 по делу N А14-8011/2019 по заявлению Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрим" (ОГРН 1173668017071, ИНН 3662246812) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 3 000 000 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Контур" (ИНН 3664224130 ОГРН 1163668114334),
УСТАНОВИЛ:
Воронежская таможня (далее - таможенный орган, Таможня) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрим" (далее - Общество, декларант) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 3 000 000 руб.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Контур".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2019 с общества с ограниченной ответственностью "Спецстрим" в пользу Воронежской таможни взыскана сумма неуплаченного утилизационного сбора в размере 3 000 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что таможенный орган, обладая информацией о неуплате Обществом утилизационного сбора при выпуске товара, своевременно не совершил действия по направлению уведомления о необходимости уплаты сбора. Доводы Общества о пропуске таможенным органом срока для направления уведомления об уплате утилизационного сбора, по мнению заявителя, безосновательно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, Общество полагает, что таможенным органом допущено нарушение порядка направления уведомления об уплате утилизационного сбора, закрепленного в пункте 17 Правил.
Также, по мнению Общества, срок уплаты утилизационного сбора для лиц, осуществивших ввоз самоходных транспортных средств до 13.06.2018, не наступил, указанные лица вправе уплатить утилизационный сбор в любое время.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве таможенный орган возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители общества с ограниченной ответственностью "Спецстрим" и общества с ограниченной ответственностью "Контур" не явились, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя лица, участвующего в деле, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.04.2018 на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни ООО "Спецстрим" подана декларация на товары N 10104070/270418/0003328 (далее - ДТ), заявленная таможенная процедура - выпуск для внутреннего потребления.
В ДТ декларантом был задекларирован товар - БЫВШИЙ В УПОТРЕБЛЕНИИ САМОХОДНЫЙ ПОГРУЗЧИК С ВЫСОТОЙ ПОДЪЕМА БОЛЕЕ 1 М:
- ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПОГРУЗЧИК MANITOU МОДЕЛЬ MLT 634 120 LSU -1 ШТ. 2006 ГОДА ВЫПУСКА, БАЗОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ (ВИЛЫ И ЗАХВАТ ДЛЯ СЕНА). ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР 232617, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: MANITOU BF ТОВАРНЫЙ ЗНАК: MANITOU НОМЕР ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ТРОИС: 04200/04572-001/ТЗ-080916 (RU) МАРКА: MLT 735 120 LSU, MLT 634 120 LSU ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ 4580X2400X2350 ММ. МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 35 КМ/Ч. НАРАБОТКА 12700 МОТОЧАСОВ. ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОГРУЗОЧНЫХ И РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ, ПОДЪЁМА ГРУЗА НА ВЫСОТУ. С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МОДЕЛЬ PERKINS 1104С-44ТА, НОМЕР RJ81376, МОЩНОСТЬЮ 90,5 КВТ/123, 13 Л.С., ОБЪЁМОМ 4400 СМЗ. ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ 3400 КГ. ЦВЕТ КРАСНЫЙ. ВЫСОТА ПОДЪЁМА 6,05 М.
- ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПОГРУЗЧИК MANITOU МОДЕЛЬ MLT 735 120 LSU - 1 ШТ. 2007 ГОДА ВЫПУСКА, БАЗОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ (ВИЛЫ). ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР 244901, ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ 4790X2400X2300 ММ. МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 40 КМ/Ч. НАРАБОТКА 15000 МОТОЧАСОВ. ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОГРУЗОЧНЫХ И РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ, ПОДЪЁМА ГРУЗА НА ВЫСОТУ. С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МОДЕЛЬ PERKINS 1104С-44ТА, НОМЕР RJ81376, МОЩНОСТЬЮ 90,5 КВТ/123, 13 Л.С., ОБЪЁМОМ 4400 СМЗ. ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ 3500 КГ. ЦВЕТ КРАСНЫЙ. ВЫСОТА ПОДЪЁМА 6,9 М. (далее - транспортные средства, товар).
28.04.2018 товар был выпущен.
На момент выпуска товара информация об уплате утилизационного сбора в отношении указанного товара отсутствовала, действия, направленные на уплату утилизационного сбора Обществом не осуществлялись. Таможенный орган письмом от 01.04.2019 N 19-41/87 "О направлении уведомления" уведомил Общество о необходимости уплаты утилизационного сбора в срок не позднее 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления.
В связи с неуплатой Обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, Воронежская таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные таможенным органом требования, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит автотранспортное средство.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси), а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства).
Постановлением Правительства утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В соответствии с Примечанием 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Аналогичные правила и перечни в отношении самоходных машин и прицепов к ним, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81.
Согласно пункту 11 Правил 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется) следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления N , приведенный в приложении N 1 Постановления Правительства;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2 Постановления Правительства, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
На основании пункта 5 Правил 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Коэффициенты для расчета утилизационного сбора установлены Перечнем в зависимости от категории транспортного средства, даты выпуска и его физических характеристик.
В соответствии с Перечнем, задекларированные Обществом транспортные средства относятся к погрузчикам массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн.
На момент ввоза транспортных средств базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним составляла 150 000 руб., коэффициент расчета суммы утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет был равен 10.
Таким образом, за ввезенные транспортные средства, подлежит уплате утилизационный сбор в размере 3 000 000 руб. (из расчета 1 500 000 руб. за каждое).
Сумма не уплаченного Обществом утилизационного сбора (3 000 000 руб.), исчисленная Таможней в соответствии перечнем самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным указанным выше Постановлением, Обществом не оспорена. Контррасчет представлен не был.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворили требования Таможни о взыскании утилизационного сбора.
Отклоняя доводы ООО "Спецстрим" о том, что Таможней пропущен срок для взыскания платежа, апелляционный суд исходит из следующего.
Пунктом 17 Правил N 81 установлено, что в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из анализа положений пункта 17 Правил не следует, что факт неуплаты или неполной уплаты должен быть установлен в день подачи декларации либо в день выпуска товара.
Трехлетний срок на обращение в суд таможенным органом не пропущен.
22.10.2018 Таможней Обществу было направлено заказное письмо с Уведомлением N 19-39/346 о необходимости уплаты утилизационного сбора. В связи с тем, что были допущены ошибки в данном письме (неверный расчет утилизационного сбора), таможней было подготовлено Уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора от 01.04.2019 N 19-41/87 (с верным расчетом утилизационного сбора) и вручено представителю Общества по доверенности от 10.01.2019.
Ссылки Общества на то, что таможенным органом допущено нарушение порядка направления уведомления об уплате утилизационного сбора, закрепленного в пункте 17 Правил, не могут быть приняты во внимание. Так, таможенным органом в материалы дела представлены доказательства направления уведомления от 22.10.2018 N 19-39/346 (почтовое уведомление о вручении). Уведомление от 01.04.2019 N 19-41/87 вручено представителю Общества по доверенности от 10.01.2019.
Сроки информирования декларанта о факте неуплаты утилизационного сбора по смыслу приведенных положений п.17 Правил не являются пресекательными и их возможное несоблюдение, с одной стороны не продлевает установленный законом трехлетний срок на обращение таможенного органа в суд за взысканием утилизационного сбора, а с другой стороны не прекращает установленную законом обязанность по уплате утилизационного сбора и не препятствует таможенному органу обратиться в суд за взысканием утилизационного сбора в пределах общего трехлетнего срока.
Доводы апелляционной жалобы Общества со ссылками на положения пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняются.
Действительно, в качестве плательщиков утилизационного сбора указанными положения закона поименованы, в том числе, лица, которые приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.
Однако смысл положений пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства (определение Верховного суда Российской Федерации от 06.09.2019 N 310-ЭС19-8382 по делу N А09-10878/2017).
Таким образом, у суда отсутствуют основания полагать, что реализация Обществом ввезенных на территорию РФ товаров свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что покупатели Общества уплатили утилизационный сбор в отношении спорных товаров, либо суммы утилизационного сбора были взысканы с покупателей Общества в принудительном порядке.
Напротив, в материалы дела представлены сведения, имеющиеся у таможенного органа об отсутствии фактов уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных товаров.
Ссылки Общества на то обстоятельство, что срок уплаты утилизационного сбора не наступил, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие вышеприведенным нормам права, поскольку утилизационный сбор взимается за каждое ввозимое транспортное средство (самоходную машину), что предполагает возникновение обязанности по уплате утилизационного сбора в момент ввоза соответствующего ТС или самоходной машины на территорию Российской Федерации.
Убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.12.2019 по делу N А14-8011/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрим" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8011/2019
Истец: Воронежская таможня
Ответчик: ООО "Спецстрим"
Третье лицо: ООО "Контур"