г. Чита |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А19-28440/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Корзовой Н. А., Желтоухова Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усадьба Черных" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2019 года по делу N А19-28440/2018 по исковому заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба Черных" (ОГРН 1133850003022, ИНН 3808227576) о признании возведения некапитального строения незаконным, возложении обязанности привести земельный участок в соответствие с требованиями градостроительных регламентов, о взыскании судебной неустойки в случае неисполнения судебного акта,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба Черных" (далее - ответчик) с требованиями: о признании незаконным возведения ООО "Усадьба Черных" некапитального строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000021:2577; о возложении обязанности на ООО "Усадьба Черных" в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу привести земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:2577 в соответствие с Правилами землепользования и застройки, путем демонтажа некапитального строения, требование о взыскании с ООО "Усадьба Черных" в пользу Администрации города Иркутска судебной неустойки в случае неисполнения судебного акта по делу с начислением по 1500 рублей за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днем, указанным в решении суда, вступившем в законную силу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2010 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным возведение некапитального строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000021:2577. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Усадьба Черных" в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу привести земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:2577 в соответствие с градостроительным регламентом земельного участка путем демонтажа некапитального строения, в следующих координатах: H I X 383597.86 У 3335759.27; Н2 Х 383594.14 У 3335763.90; НЗ Х 383579.72 У 3335752.31; Н4 Х 383583.44 У 3335747.68 Присуждена в пользу Администрации города Иркутска судебная неустойка на случай неисполнения судебного акта, подлежащая взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Усадьба Черных" в сумме 15 000 руб. в месяц, начиная исчисление данной неустойки по истечении 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Усадьба Черных" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2019 года по делу N А19-28440/2018, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что часть спорной постройки по ул. Седова проходит по красной линии и по границе участка и соответствует ст. 64.13 ПЗЗ, так как является деревянной конструкцией натурального оттенка дерева или оттенка в соответствии с цветовым решением фасада, следовательно, не подлежит демонтажу. Расположение забора незначительно отклоняется от красной линии, что, по мнению ответчика, нарушением не является, так как сама по себе красная линия обладает не только длиной, но и шириной, в границах которой допустимо размещать ограждение.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.02.2020.
Определением Четвертого арбитражного суда от 03.07.2020 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Корзову Н.А. на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
От ответчика поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное введенным режимом самоизоляции в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение рассмотрения дела возможно по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Отложение рассмотрения дела в отсутствие представителя одной из сторон при заявленном ходатайстве об отложении рассмотрения дела является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела.
Учитывая длительность рассмотрения апелляционной жалобы, неоднократность отложений судебных заседаний, наличием достаточности времени для сбора и представления доказательств с учетом рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для дальнейшего отложения судебного разбирательства. Более того, явка представителей сторон в судебное заседание обязательной не признавалась. Указанное заявителем обстоятельство не препятствует рассмотрению доводов, приведенных в апелляционной жалобе, не создает также и препятствий по проверке законности обжалуемого судебного акта. Отложение судебного разбирательства при полноте представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений сторон не отвечает целям эффективного правосудия.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, из сведений, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости за ответчиком зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:2577. Вид разрешенного использования - административное здание.
Помимо того, ответчик является собственником нежилого здания с кадастровым номером 38:36:000021:29846, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:2577.
В соответствии с заключением специалиста Комитета по управлению муниципальным имуществом управления земельного контроля Администрации города Иркутска N 2018/095 от 11.09.2018 в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:2577 была выполнена геодезическая съемка фактических контуров строений, находящихся на территории вышеуказанного земельного участка, составлен кадастровый план земельного участка, а также было установлено, что на земельном участка расположено некапитальное строением площадью 110 квадратных метров, а сам земельный участок расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения ОДЗ-201/130/4 в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 N 006-20-260428/6.
Из заключения специалиста МУП БТИ г. Иркутска следует, что с правого торца здания, с кадастровым номером 38:36:000021:29846 возводится некапитальное строение, установлено, что возведен деревянный каркас из бруса, частично смонтировано деревянное решетчатое ограждение, частично залиты бетонные полы. Наружные размеры: длина 18,47 м., ширина 6,29 м., высота 2,36 м.
В ходе проведенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска осмотра был составлен акт N 836 от 24.07.2018, в котором указано о наличии огороженной территории и пристроя к зданию с кадастровым номером 38:36:000021:29846.
Исполняя обязанности по осуществлению мероприятий в рамках земельного контроля, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, верно применены следующие нормы права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 N 418/339 город Иркутск включен в перечень исторических поселений.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона N 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя: разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению; обеспечение согласования в соответствии с настоящим законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.
В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, по смыслу названных правовых норм на орган местного самоуправления в историческом поселении возлагается обязанность по контролю за соблюдением градостроительных требований в таком поселении в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия. Соответственно, органы местного самоуправления вправе требовать от заинтересованных лиц соблюдения градостроительных регламентов, а в случае их нарушения - восстановления положения существовавшего до такого нарушения, в том числе в судебном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, в целях сохранения облика исторических поселений решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 N 006-20-260428/8 утверждены Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск (далее - Правила).
В соответствии со статьей 64.13 Правил в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОДЗ-201/130/4) частей квартала в границах улиц 3-го Июля - Кожова - Седова для видов разрешенного использования земельного участка "административное здание" указано, что здания, строения, сооружения временного (сезонного) назначения, не являющиеся объектами капитального строительства, допускается размещать исключительно в пределах соответствующих границ, предусмотренных приложением 5 настоящих правил (допускается отклонение от таких границ до 1,5 метров) и вне отопительного периода, устанавливаемого администрацией города Иркутска.
Из приложения N 5 Правил следует, что на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000021:2577 в части, находящейся со стороны ул. Седовой, сбоку от здания допускается размещение элементов озеленения, а также крупномерных деревьев и кустарников и не допускается размещение зданий, строений и сооружений временного (сезонного) назначения, не являющихся объектами капитального строения.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 41, пунктов 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально; градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, статья 85 Земельного кодекса РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится постройка).
Учитывая градостроительный регламент, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000021:2577 в части, находящейся со стороны ул. Седовой, размещение зданий, строений и сооружений временного (сезонного) назначения, не являющихся объектами капитального строительства, не допускается.
Согласно материалам дела, из заключения специалиста Комитета по управлению муниципальным имуществом управления земельного контроля Администрации города Иркутска N 2018/095 от 11.09.2018, который в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:2577 выполнил геодезическую съемку фактических контуров строений, находящихся на территории вышеуказанного земельного участка, и составил кадастровый план земельного участка, следует, что на земельном участка расположено некапитальное строением площадью 110 квадратных метров, а сам земельный участок расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения ОДЗ-201/130/4 в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 N 006-20-260428/6.
В соответствии с заключением специалиста МУП БТИ г. Иркутска, с правого торца здания с кадастровым номером 38:36:000021:29846 возводится некапитальное строение, установлено, что возведен деревянный каркас из бруса, частично смонтировано деревянное решетчатое ограждение, частично залиты бетонные полы. Наружные размеры: длина 18,47 м., ширина 6,29 м., высота 2,36 м.
Вместе с тем, как уже отмечалось, Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска и не допускается размещение зданий, строений и сооружений временного (сезонного) назначения, не являющихся объектами капитального строения.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что ответчик, возведя на земельном участке некапитальное строение, нарушил положения статьи 64.13 Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, а также статей 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, статьи 85 Земельного кодекса РФ.
Доводы ответчика, приведенные также в апелляционной жалобе, о возведении забора по красной линии, а также о его соответствии ст. 64.13 Правил землепользования и застройки правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 64.13 Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска ограждение земельного участка допускается размещать по его границам.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о правомерности размещения ограждения земельного участка по красным линиям земельного участка является необоснованным. Вследствие чего, вывод суда первой инстанции о том, что при размещении ограждения земельного участка в виде забора по красным линиям, довод ответчика о его соответствии требованиям, установленным Правилами, не имеет правового значения.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено нарушение ООО "Усадьба Черных" градостроительного законодательства, требование истца о возложении обязанности по приведению земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:2577 в соответствие с градостроительным регламентом земельного участка путем демонтажа некапитального строения правомерно признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку на момент рассмотрения дела некапитальное строение ответчиком демонтировано не было, доказательств иного в материалы дела не представлено, судом первой инстанции правомерно установлен ответчику срок исполнения решения - 30 календарных дней с момента вступления решения в законную в силу.
Требование истца о взыскании с ООО "Усадьба Черных" в пользу Администрации судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта по делу с начислением по 1500 руб. за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днем, указанным в решении суда, также рассмотрено судом первой инстанции, и с учетом принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения удовлетворено частично, в сумме 15 000 руб. в месяц, начиная исчисление данной неустойки по истечении установленного судом срока исполнения обязательства - 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2019 года по делу N А19-28440/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Н.А.Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28440/2018
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: ООО "Усадьба Черных"