г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А56-108252/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Барабановым С.В.,
при участии:
от ответчика: Тарадай М.И. по доверенности от 09.01.2020;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11574/2020) Местной Администрации Муниципального образования Лебяженское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 по делу N А56-108252/2019, принятое
по иску ООО "Главное управление жилищным фондом"
к Местной Администрации МО Лебяженское городское поселение
об обязании определить управляющую организацию, имеющую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Местной Администрации МО Лебяженское городское поселение (ИНН 4720007705, ОГРН 1034702181140; далее - Администрация) об обязании определить управляющую организацию, имеющую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления по адресам: Ленинградская область, Ломоносовский район, Лебяжье, пер. Ильина, д. 2, ул.Линейная, д.13, ул.Лоцманская д.13, д.15, ул.Набережная, д.6, ул.Приморская, д.21, Приморская, д.3, Приморская, д.5, ул.Строителей, д.10, Строителей, д.3, Строителей, д.6, Строителей, д.8, ул. Боровая, д.11, ул. Лоцманская, д.9, ул.Приморская, д.17, ул.Приморская, д.17, ул.Приморская, д.17, ул.Приморская, д.19, ул.Приморская, д.29, ул.Приморская, 57/2, ул.Строителей, д.7, Ленинградская область, Ломоносовский р-н, Форт Красная Горка, д.44, д.100, д.83, д 99, д.10.
Решением суда от 20.02.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 20.02.2020, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в части, исключив из списка домов, в отношении которых Администрация должна определить управляющую организацию - домов, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, пос.Лебяжье, пер. Ильина, д.2, ул.Линейная, д.9, ул.Линейная д.13, ул.Линейная д.15, ул.Приморская, д.17, Приморская, д.21, Приморская, д.29, ул.Строителей, д.8, ул.Строителей, д.10.
В жалобе Администрация ссылается на то, что на момент обращения истца с исковым заявлением часть домов не соответствовала требованиям статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в домах составляет менее чем 50%. В связи с тем, что собственники помещений обладают квалифицированным большинством голосов (более 50%), следовательно, имеют возможность по своему усмотрению определить способ управления, без привлечения органов местного самоуправления для выбора способа управления домом. Податель жалобы указывает на то, что часть домов, не относятся к многоквартирным домам, а являются домами блокированной застройки.
Определением суда от 23.06.2020 судебное заседание отложено на 07.07.2020.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством обороны России (заказчик), выполняющим правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, и ООО "ГУЖФ" (управляющая организация) 27.07.2015 заключен договор N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, а также по итогам собраний собственников помещений в многоквартирных домах с долей собственности Российской Федерации более 50 % - договоры управления (фактические отношения по управлению многоквартирными домами).
На основании протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: Ленинградская область, Ломоносовский район, Лебяжье, пер.Ильина, д.2, ул.Линейная, д.13, ул.Лоцманская д.13, д.15, ул.Набережная, д.6, ул.Приморская, д.21, Приморская, д.3, Приморская, д.5, ул.Строителей, д.10, Строителей, д.3, Строителей, д.6, Строителей, д.8, ул.Боровая, д.11, ул. Лоцманская, д.9, ул.Приморская, д.17, ул.Приморская, д.17, ул.Приморская, д.17, ул. Приморская, д. 19, ул. Приморская, д. 29, ул. Приморская, 57/2, ул. Строителей, д.7, Ленинградская область, Ломоносовский р-н, Форт Красная Горка, д.44, д.100, д.83, д.99, д.10 ООО "ГУЖФ" с 16.06.2015 года осуществляет обслуживание указанных многоквартирных домов.
Многоквартирные дома находятся на территории муниципального образования Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области.
Согласно уведомлению от 17.05.2018 N 28/3145, подписанному начальником управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа, общество поставлено в известность о принятом на основании части 8.2 статьи 162 ЖК РФ решении о расторжении в одностороннем порядке с 21.05.2018 договора N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации.
В уведомлении обществу указано на необходимость оказывать услуги по управлению многоквартирными домами до выбора новой управляющей компании по результатам открытых конкурсов либо реализации выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирными домами.
Письмом начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа от 14.06.2018 N 06/1451 Минобороны России уведомило ООО "ГУЖФ" о фактическом прекращении договорных отношений по управлению многоквартирными домами, более 50 % помещений в которых находятся в собственности Российской Федерации в лице Минобороны России, указав, что по таким домам будут проведены общие собрания собственников и направлены обращения в адреса глав муниципальных образований о проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации, и отметив, что подписание соглашения о расторжении договора управления нецелесообразно, в отношении многоквартирных домов проводятся мероприятия по прекращению управления обществом.
С 21 мая 2018 года заявитель оказывал услуги по обслуживанию указанных многоквартирных домов.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2018 по делу N А40-78208/2018-18-94 принято заявление о признании ООО "ГУЖФ" несостоятельным (банкротом), в отношении общества возбуждено производство по делу о банкротстве.
ООО "ГУЖФ" 06.09.2019 обратилось в адрес главы Администрации МО "Лебяженское городское поселение" Ломоносовского р-на, Ленинградской области с заявлением N 60/1683, в котором сообщило о том, что выбор способа управления многоквартирными домами не реализован, и уведомило Администрацию о необходимости в течение 30 дней с момента поступления обращения провести открытый конкурс по выбору управляющей организации по перечисленным в письме многоквартирным домам, а также назначить временную управляющую организацию до подведения итогов по признанию победителя открытого конкурса.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2018 по делу N А40-78208/2018-18-94 в отношении ООО "ГУЖФ" введена процедура наблюдения.
Поскольку управляющая организация Администрацией не назначена, заявитель, посчитав бездействие ответчика не соответствующим закону и нарушившим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 названного Кодекса.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 названного Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном названным Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с названным Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 названной статьи, но не более одного года.
До введения в действие части 17 статьи 161 ЖК РФ в письме N 12258- АЧ/04, на которое ссылается Общество, органам местного самоуправления в случае появления "дома без управления" рекомендовалось определить временную управляющую организацию или муниципальную организацию, имеющую лицензию на управление многоквартирными домами, ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на период проведения конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В части 5.4 статьи 198 ЖК РФ указано, что в случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
Как установлено в части 3 статьи 200 ЖК РФ, лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, признание организации, выполняющей функции управляющей организации в отношении многоквартирного дома, банкротом возлагает на нее обязанность продолжать выполнение функций управляющей организации вплоть до момента наступления определенных частью 3 статьи 200 ЖК РФ обстоятельств.
Между тем, на момент обращения к Администрации, равно как и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции заявитель являлся действующей управляющей организацией, включенной в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ленинградской области, и управлял спорными многоквартирными домами.
В своем обращении от 06.09.2019 Общество уведомило Администрацию, что спорные жилые дома могут остаться без управления, однако само это предположение не является основанием для определения органом местного самоуправления временной управляющей компании. Частью 7 статьи 161 ЖК РФ установлено, что любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 названной статьи. Между тем, Общество является управляющей организацией спорных многоквартирных домов, в связи с чем, в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации не отнесено к кругу лиц, уполномоченных требовать проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации.
Доводы заявителя о трудном финансовом положении и введении в отношении него процедуры банкротства не имеют правового значения для разрешения настоящего спора. Апелляционным судом отмечается, что заявителем не опровергнуты доводы Администрации о том, что часть домов, не относятся к многоквартирным домам, а являются домами блокированной застройки.
При указанных обстоятельствах, поскольку в соответствии с буквальным толкованием положений действующего законодательства, необходимость определения временной управляющей организации и проведения конкурса определяется отсутствием управляющей компании, а также наличием и реализацией решения правообладателей помещений о выборе способа управления, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ заявленное Обществом требование не подлежит удовлетворению. Данный подход изложен в судебных актах по делам N А56-142863/2018 и N А56-70707/2019.
Положения законодательства, которые бы обязывали Администрацию объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в связи с обстоятельствами, указанными Обществом в его письме, не приведены.
Судом не установлено, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствовало оспариваемое бездействие Администрации.
При таких обстоятельствах принятое решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного окта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 по делу N А56-108252/2019 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-108252/2019
Истец: ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛИЩНЫМ ФОНДОМ", ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ"
Ответчик: МЕСТНОЕ АДМИНИСТРАЦИЯ МО ЛЕБЯЖЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11574/20
20.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-108252/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-108252/19