Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф04-4803/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А45-38303/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Афанасьевой Е.В.,
Фертикова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый И.Б., в режиме веб-конференции рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Exmo Exchange LTD (Эксмо Эксчендж ЛТД) (N 07АП-3933/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2020 по делу N А45-38303/2019, по исковому заявлению Exmo Exchange LTD (Эксмо Эксчендж ЛТД) (41 Коршем стр., оф. 0.044, Лондон, Великобритания N1 6DR, регистрационный номер компании 11655602) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу (ул. Советская, д. 33, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630099, ОГРН 1045403211369), Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об устранении препятствий в пользовании Интернет-сайтом.
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу: Лазарь О.О. по доверенности от 17.01.2019, паспорт.
СУД УСТАНОВИЛ:
Exmo Exchange LTD / Эксмо Эксчендж ЛТД обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу об обязании устранить препятствия в использовании сайта http://exmo.com на территории Российской Федерации, возобновив доступ к нему.
Впоследствии по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии со статьей 49 истец отказался от исковых требований в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу.
Требования, предъявленные к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, уточнены истцом следующим образом: признать незаконными действия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), выразившиеся в блокировке сайта exmo.com при несоблюдении требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 1101 от 26.10.2012 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"; обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) устранить препятствия в использовании сайта http://exmo.com на территории Российской Федерации, возобновив доступ к нему.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме, ссылаясь на то, что обстоятельства дела, которые суд посчитал установленными, не доказаны материалами дела. В дополнениях к апелляционной желобе истец также указывает на отсутствие текста об "электронной валюте" на скриншотах страницы сайта истца как на момент блокировки, так и на момент судебного разбирательства, также полагает необоснованными выводы суда о соблюдении процедуры уведомления о предстоящей блокировке сайта.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил оставить решение арбитражного суда без изменения.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу в судебном заседании поддержал доводы отзыва на жалобу.
Истец и второй ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статьей 123, 156 (частей 1,3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (с изменениями от 13.05.2004) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
данный Федеральный закон регулирует Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом N 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 03.04.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы - гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона N 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу части 3 статьи 15.5 Федерального закона N 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети "Интернет" к Интернет-сайту https://exmo.com, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, на основании решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.08.2016, Роскомнадзором соблюдена процедура ограничения доступа к сайту в сети Интернет https://exmo.com, установленная статьей 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Пунктом 11 Правил предусмотрено определение уполномоченным лицом Роскомнадзора провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети "Интернет" сайта в сети "Интернет", на котором размещена запрещенная информация, и направление провайдеру хостинга и владельцу сайта в сети "Интернет" (при наличии предоставленных им Роскомнадзору контактных данных) в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в Единый реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет". Такое уведомление, как указано выше, было направлено провайдеру хостинга информационного ресурса http://exmo.com. В соответствии с частью 7 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в течение суток с момента получения от оператора Единого реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в Единый реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 9 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ предусмотрено, что в случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" вышеуказанных мер, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в Единый реестр. Соответствующие меры провайдером хостинга и владельцем сайта в сети "Интернет" http://exmo.com предприняты не были. В рамках реализации вышеназванных положений законодательства решением N 68454-IP-on сетевой адрес информационного ресурса http://exmo.com был внесен в Единый реестр.
При ограничении доступа к сайту в сети "Интернет" http://exmo.com соблюдены требования действующего законодательства; нарушения прав и законных интересов истца допущено не было.
Уполномоченное должностное лицо Роскомнадзора принимает решение об исключении из единого реестра соответствующего доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) при поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда об отмене решения уполномоченного органа о включении в единый реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов), позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет" (далее - вступившее в законную силу решение суда), или обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, а также в связи с удалением запрещенной информации и (или) ограничения доступа к сайту в сети "Интернет".
При поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда сотрудник Управления по надзору в сфере информационных технологий формирует решение об исключении соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра. Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной, не позднее одних суток со дня поступления решения суда. После принятия указанного решения в соответствующую реестровую запись вносятся сведения о дате и времени исключения доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.
Одновременно с этим провайдеру хостинга и (или) оператору связи направляется уведомление в электронном виде, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью Роскомнадзора.
В случае удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к сайту в сети "Интернет", включенному в единый реестр, провайдер хостинга может направить в Роскомнадзор соответствующее обращение об исключении информации из реестра (далее - обращение). В обращении должен быть указан способ удаления или ограничения доступа к запрещенной информации. К обращению прилагается скриншот страницы сайта после удаления запрещенной информации.
Обращение направляется в электронном виде на электронный почтовый ящик, либо на бумажном носителе, подписанном уполномоченным должностным лицом.
При поступлении в Роскомнадзор обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи Управление по надзору в сфере информационных технологий организует его проверку. Проверка проводится в соответствии с пунктами 38 - Регламента.
В случае удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему запрещенную информацию, уполномоченное должностное лицо Управления по надзору в сфере информационных технологий в течение 3 суток со дня получения обращения формирует решение об исключении из единого реестра соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов).
Удаление запрещенной информации и (или) ограничения доступа к сайту в сети "Интернет" должны быть подтверждены скриншотом страницы сайта после удаления запрещенной информации.
Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной.
Одновременно с принятием указанного решения в соответствующую реестровую запись вносятся сведения о дате и времени исключения доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.
Одновременно с этим провайдеру хостинга и (или) оператору связи направляется уведомление в электронном виде, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью Роскомнадзора.
В случае установления в ходе проверки доступа к запрещенной информации на сайте в сети "Интернет" и (или) доступа к сайту в сети "Интернет" исключение из единого реестра такого сайта не осуществляется.
В рассматриваемом случае ответчик исполнял вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт незаконного размещения ответчиком запрещенной законом информации на Интернет-сайте истца.
Дополнительных доказательств для установления права ответчика по совершения действий по ограничению доступа к данному сайту, не требуется.
Суд обращает внимание на то, что истец, в случае устранения запрещенной информации, не лишен права обратиться к ответчику в указанном выше порядке, подтвердив удаление запрещенной информации.
Таким образом, истец не опроверг доводов ответчиков о правомерности действий последних, оснований для вывода о незаконности действий ответчиков у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка истца на ненаправлении ему извещения о блокировке сайта является несостоятельной, так как опровергается имеющимся в материалах дела доказательствами.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2020 по делу N А45-38303/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-38303/2019
Истец: Exmo Exchange LTD / Эксмо Эксчендж ЛТД, Представитель истца Парамонова К.А.
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: Парамонова Ксения Александровна, Приморский районный суд города Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4803/20
13.07.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3933/20
16.03.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-38303/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-38303/19