г.Самара |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А55-26024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Комфорт дом" - представителя Ибрагимовой Ю.Н. (доверенность от 21.01.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" - представителя не явился, извещено,
от третьих лиц: муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба" - представитель не явился, извещено,
от муниципального предприятия городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" - представитель не явился, извещено,
от администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2020 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2019 года по делу N А55-26024/2019 (судья Мешкова О.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт дом" (ИНН 6324016308, ОГРН 1116324000825), Самарская область, г.Тольятти, к обществу с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" (ИНН 6316178168, ОГРН 1126316007641), г.Самара, третьи лица: муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", г.Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр", г.Самара, администрация городского округа Самара, г.Самара,
о взыскании стоимости фактически поставленной тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт дом" (далее - ООО "Комфорт дом", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" (далее - ООО "ВТС", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения - стоимости фактически поставленной тепловой энергии (ГВС) в июне 2019 года в размере 1 567 644 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба" (далее - МП г.о. "Инженерная служба"), муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" (далее - МП г.о. "Единый информационно-расчетный центр"), администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены, с ООО "ВТС" в пользу ООО "Комфорт дом" взысканы задолженность в размере 1 567 644 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 28 676 руб.
В апелляционной жалобе ООО "ВТС" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не учел, что приборы учета установлены не на границе ответственности ООО "Волгатеплоснаб". Приборы учета установлены в пределах ответственности ООО "КОМФОРТ ДОМ", в самой котельной. За пределами приборов учета снабжается еще один потребитель энергии, а именно: ЗАО "ГК "Электрощит-ТМ Самара", то есть арендодатель объектов теплоснабжения. Однако потребленная энергия ЗАО ГК "Электрощит-ТМ Самара" не учитывается при формировании счета на оплату потребленной энергии ООО "Волгатеплоснаб". Несмотря на то, что ответчик являлся единой теплоснабжающей организацией, договора с ЗАО ГК "Электрощит-ТМ Самара" на снабжение ответчик не имеет. Ранее заключенный договор был расторгнут при заключении договора аренды объектов теплоснабжения ЗАО ГК "Электрощит-ТМ Самара" с истцом. По мнению ответчика, при рассмотрении дела судом первой инстанции необходимо было привлечь в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ЗАО ГК "Электрощит-ТМ Самара".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Комфорт дом" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 30 марта 2020 года рассмотрение дела было отложено на 15 час 10 мин 22 апреля 2020 года, в судебном заседании 22 апреля 2020 года рассмотрение дела было отложено на 15 час 10 мин 03 июня 2020 года, в судебном заседании 03 июня 2020 года рассмотрение дела было отложено на 10 час 30 мин 08 июля 2020 года.
Определением суда от 08 июля 2020 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Корнилова А.Б., в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "ВТС", МП г.о. "Инженерная служба", МП г.о. "Единый информационно-расчетный центр", администрации городского округа Самара надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Комфорт дом" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "Комфорт дом", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, и установлено вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов по делам N А55-21792/2019 и А55-6833/2019 по спорам между теми же сторонами, между ООО "Комфорт-Дом" (арендатор) и ЗАО "ГК "Электрощит" -ТМ Самара" (арендодатель) заключен договор аренды объектов теплоснабжения N 07 от 07.09.2018, в соответствии с которым ЗАО "ГК "Электрощит" -ТМ Самара" предоставляет ООО "Комфорт -Дом" во временное владение и пользование недвижимое и движимое имущество, в том числе отопительно-промышленную котельную и иное оборудование, неразрывно участвующее в процессах производства и передачи тепловой энергии (теплоносителя). Данная котельная включена в схему теплоснабжения городского округа Самара по Красноглинскому району города Самара -зона деятельности 39, установленной тепловой мощностью 148,78 Гкал/час и обеспечивает тепловой энергией промышленные производства, население, бюджетных потребителей, юридических лиц.
Пунктом 113 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, (далее - Правила N808) предусмотрено, что организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет подписанные со своей стороны проекты договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на объемы тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, иным теплоснабжающим организациям. Однако договор поставки тепловой энергии между ООО "ВТС" и ООО "Комфорт дом" так и не был заключен.
Как указывает истец, несмотря на отсутствие заключенного в форме одного документа договора поставки тепловой энергии, ООО "Комфорт-Дом" осуществляло с 07.09.2018 поставку ООО "ВТС" тепловой энергии в сети ООО "ВТС", которые ответчику принадлежали на праве аренды, на основании договора аренды имущества муниципальной казны от 30.12.2016 N 000190-М, заключенного между ООО "ВТС" и департаментом управления имуществом городского округа Самара (далее - договор аренды имущества муниципальной казны), что ответчик не оспаривает и установлено вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов по делам N А55-21792/2019 и А55-6833/2019 по спорам между теми же сторонами.
В соответствии с условиями договора аренды имущества муниципальной казны департамент передал ООО "ВТС" тепловые сети и тепловые пункты, расположенные в пос. Глинка Красноглинского района г.Самара Самарской области.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 14.12.2018 N 788 для ООО "Комфорт Дом" (СЦТ - Красная Глинка) городского округа Самара утвержден одноставочный тариф - 1546 рублей/Гкал без учета НДС.
Единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) в 39 зоне деятельности котельной по району "Красная глинка" являлось ООО "ВТС", у которое ранее в аренде находилась данная котельная, но 24.04.2019 договор аренды имущества муниципальной казны был расторгнут по соглашению сторон и данные объекты теплоснабжения закреплены на праве хозяйственного за муниципальным предприятием городского округа Самара "Инженерная служба" на основании приказа департамента от 24.04.2019 N 989 и акта приема - передачи от 24.04.2019.
ООО "ВТС" направило в Министерство энергетики РФ уведомление о прекращении статуса Единой теплоснабжающей организации в 39 зоне деятельности в связи с расторжением договора аренды имущества муниципальное казны от 30.12.2016.
Приказом Минэнерго России N 498 от 22.05.2019 ООО "ВТС" утратило статус ЕТО в зоне деятельности с кодом 39 в соответствии с пунктами 13 и 16 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 2012 N 808 (далее - Правила N808).
Министерством энергетики РФ 08.07.2019 был издан приказ N 674 о присвоении МП городского округа Самара "Инженерная служба" статуса теплоснабжающей организации в городском округе Самара в зоне деятельности с кодом 3, указанной в актуализированной схеме теплоснабжения городского округа Самара до 2032 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 08 июня 2017 года N 506.
Истцом в адрес ООО "ВТС" выставлен счет N 246 от 30.06.2019 на оплату фактически поставленного в июне 2019 года теплоносителя (ГВС) - 845 Гкал на сумму 1 567 644 рублей с учетом того, что 30.11.2018 были приняты в эксплуатацию приборы учета, согласно показаниям которых в июне 2019 года было поставлено ООО "ВТС" ГВС в объеме 845 Гкал.
В связи с неоплатой постановленной тепловой энергии 09.07.2019 (вх. от 09.07.2019 N 1057) истцом в адрес ООО "ВТС" была направлена досудебная претензия от 05.07.2019 исх. N 0507/1 об уплате задолженности в размере 1567644 руб.
Поскольку претензия ответчиком не была удовлетворена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, указав на то, что обязанность по исполнению функций ЕТО, к которой относится обеспечение теплоснабжением жителей 39 зоны деятельности и оплата поставщикам, в том числе ООО "Комфорт Дом" за фактически поставленную тепловую энергию, в соответствии с п. 18 Правил N 808 до 07.07.2019 (дата присвоение статуса ЕТО МП городского округа "Инженерная служба") возложена на ООО "ВТС", следовательно, именно, на стороне ООО "ВТС" возникло неосновательное обогащение в размере фактически поставленной ООО "Комфорт Дом" тепловой энергии за июнь 2019 года.
Согласно статье 8 ГК РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. При этом в соответствии со статьей 153 ГК РФ в качестве сделки могут быть квалифицированы действия граждан и юридических лиц, которые направлены на установление гражданских прав и обязанностей.
В пункте 2 Информационного письма от 05.05.2007 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Правоотношения между владельцем источника тепловой энергии (поставщиком) и единой теплоснабжающей организацией (покупателем) по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в системе теплоснабжения регулируются договором поставки, заключаемым на условиях, предусмотренных законом для договоров теплоснабжения с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения (пункт 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункт 45 Правил N 808).
По общему правилу потребитель обязан оплатить фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета (статьи 539, 541,544 ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17.02.1998 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Пунктом 33 Правил N 808 предусмотрено, что потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом о теплоснабжении, за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения: 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц. Плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель или цены, определяемой по соглашению сторон (пункт 34 Правил N 808).
Согласно пункту 115 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, (далее -Правила коммерческого учета) при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
Пунктом 116 Правил коммерческого учета тепловой энергии предусмотрено, что в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.
В случае если предыдущий расчетный период приходится на другой отопительный период или данные за предыдущий период отсутствуют, производится пересчет количества тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил.
Учитывая, что приборы учета не были введены в эксплуатацию, количество поставленной тепловой энергии истец определил расчетным методом, исходя из 94000 Гкал, количества, которое должно поставить ООО "Комфорт Дом" по договору поставки тепловой энергии и которое было принято министерством энергетики и ЖКХ Самарской области для расчета тарифа.
При этом факт отсутствия подписанного в форме единого документа договора не является основанием для освобождения от оплаты поставленного энергоресурса. Пунктом 33 Правил N 808 предусмотрено, что потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении". Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 335 от 10.10.2018 для ООО "Комфорт Дом" (СЦТ -Красная Глинка), городского округа Самара утвержден одноставочный тариф - 1546 рублей/Гкал (без учета НДС). На границе балансовой принадлежности сторон 30.11.2018 установлены и приняты в эксплуатацию приборы учета, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, что также установлено вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов по делам N А55-21792/2019 и А55-6833/2019 по спорам между теми же сторонами.
В июне 2019 года согласно показаниям приборов учета истцом поставлена тепловая энергия (ГВС) в объеме 845 Гкал на сумму 1567644 руб., что подтверждается ведомостями снятия показаний приборов учета, кроме того ответчиком не опровергнуто документально.
Истцом выставлен счет на оплату, который ответчик не оплатил.
В ходе рассмотрения дела ответчик наличие непогашенной задолженности перед истцом в заявленной в иске сумме надлежащим образом не опроверг, доказательств погашения долга в материалы дела не представил, в связи с чем, судом оценка требований истца была осуществлена с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому, риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Доводы ответчика со ссылкой на то, что он является ненадлежащим ответчиком, иск предъявлен к нему необоснованно, поскольку в апреле 2019 года ООО "ВТС" утратило статус ЕТО и договор аренды муниципального имущества расторгнут с арендодателем 24.04.2019, судом первой инстанции отклонён по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 02.11.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Доказательствами, подтверждающими статус теплоснабжающей организации, являются документы, свидетельствующие о наличии на каком-либо законном праве у организации источника тепловой энергии, либо при отсутствии таковых, договоры о приобретении тепловой энергии в целях ее дальнейшей продажи потребителям и документы, свидетельствующие о наличии у организации тепловых сетей, с помощью которых обеспечивается передача такой тепловой энергии до потребителя.
Согласно пункту 3 Правил N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается решением органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения. В пункте 13 Правил N 808 приведены случаи, когда организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации. В частности, организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Однако согласно п. 18 Правил N 808 организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.
Таким образом, в силу статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 18 Правил N 808 ООО "ВТС" обязано исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что обязанность по исполнению функций ЕТО, к которой относится обеспечение теплоснабжением жителей 39 зоны деятельности и оплата поставщикам, в том числе ООО "Комфорт Дом", за фактически поставленную тепловую энергию, в соответствии с п. 18 Правил N 808, до 07.07.2019 (дата присвоение статуса ЕТО МП городского округа Самара "Инженерная служба") возложена на ООО "ВТС".
Следовательно, именно у ООО "ВТС" возникла обязанность по оплате фактически поставленной ООО "Комфорт Дом" тепловой энергии за период с 01.06.2019 по 30.06.2019.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательство должно быть исполнено надлежащим образом.
Ответчик в качестве аргумента недостоверного подсчета поставленной ему тепловой энергии ссылается на то, что при расчете не были учтены потери, которые имеются на магистрали, идущей в пос. Красная Глинка от прибора учета до зон эксплуатационной ответственности сторон (забор завода Электрощит), так как прибор учета установлен до границы зон эксплуатационной ответственности сторон (забор завода Электрощит).
Приказом Министерства энергетики и РФ от 10.10.2018 N 341 для ООО "Комфорт Дом" утверждены нормативные потери на 2018 год, составившие 7 646 тыс. Гкал в год.
Согласно письму ООО "Самара ЭСКО" от 18.09.2019 N 219, в рамках заполнения работ по договору N 388/18 от 10.09.2018, заключенному с ООО "Комфорт Дом", был произведен расчет и экспертиза технологических потерь при передаче тепловой энергии от котельной, расположенной на территории городского округа Самара на 2018 год. При расчете технологических потерь, потери тепловой энергии сети, идущей в п. Красная Глинка, от Котельной до забора, границы раздела, не учитывались.
Приказом Минэнерго РФ от 18.12.2017 N 1185 для ООО "ВТС" утверждены нормативны технологических потерь на 2018 год, равные 60 957,1 тыс. Гкал в год.
В ответ на запрос ООО "Комфорт Дом" Минэнерго РФ был предоставлен расчет нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям ООО "ВТС" на 2018 год. Согласно этому расчету в технологические потери, утвержденные приказом министерства энергетики РФ от 18.12.2017 N 1185 для ООО "ВТС", включены технологические потери от сетей завода Электрощит, находящихся в аренде ООО "Комфорт Дом".
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 897 установлен тариф в сфере теплоснабжения для ООО "ВТС", городской округ Самара (вместе с "Долгосрочными параметрами регулирования, устанавливаемыми на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "ВТС" городской округ Самара") на период c 01.01.2019 по 31.12.2023.
Согласно протоколу заседания коллегии министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 39-к было предложено установить тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "ВТС", городской округ Самара, согласно таблице 179, установить долгосрочные параметры регулирования тарифов, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации, для ООО "ВТС", городской округ Самара, согласно таблице 180 и признать утратившим силу приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 17.12.2015 N 638. Основные показатели расчета представлены в таблице 181.
Пунктом 33 таблицы 181 предусмотрена покупка у ООО "Комфорт Дом" тепловой энергии в объеме 94 000 Гкал.
Пунктом 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 настоящего документа. (абз.З п.73 Основ ценообразования).
Пунктом 61 Основ ценообразования установлено, что расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Таким образом, учитывая то, что потери тепловой энергии для ООО "ВТС" на 2019 год не утверждались в тариф ООО "ВТС" на 2019 год были включены потери 2018 года, в которые вошли потери от тепловых сетей проходящим по территории завода Электрощит, идущим в пос. Красная Глинка и которые принадлежат ООО "Комфорт Дом", что подтверждается, в том числе и тем, что для ООО "ВТС" на период:
- с 01.07.2018 по 31.12.2018 был установлен тариф 1739 рублей за Гкал без учета НДС;
- с 01.01.2019 по 30.06.2019 был установлен тариф 1739 рублей за Гкал без учета НДС.
Для ООО "Комфорт Дом" тариф составил:
- с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 1546 рублей за Гкал без учета НДС;
- с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1546 рублей за Гкал без учета НДС.
Следовательно, учитывая то, что потери, от магистралей, идущих по территории завода в пос. Красная Глинка, принадлежащие ООО "Комфорт Дом", были включены в тариф ООО "ВТС" и отсутствуют в тарифе ООО "Комфорт Дом", данные потери не были исключены из количества тепловой энергии, поставленной ООО "ВТС".
Довод ответчика о необходимости выявления линии балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, точек передачи и поставки тепловой энергии не имеют правового значения, в связи с тем, что учет поставленной тепловой энергии осуществляется на основании показаний приборов учета.
Доводы ответчика о неправомерности расчета не принимаются судом, поскольку согласно протоколу заседания коллегии министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.12.2018 N 39-к таблицы 181 п.33 принято к расчету затраты на покупку у ООО "Комфорт Дом" 94,000 тысяч Гкал по тарифу МЭЖКХ.
При этом, подав заявку в миниэнерго и ЖКХ Самарской области для расчета тарифа затраты на покупку у ООО "Комфорт Дом" 94,0 тыс. Гкал, ООО "ВТС" выразило согласие на покупку ООО "Комфорт Дом" 94,0 тыс. Гкал. в год.
В силу части 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении обязанность по компенсации потерь в собственных тепловых сетях теплосетевых или теплоснабжающих организаций лежит на этих организациях. Компенсация потерь в тепловых сетях осуществляется путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими этим организациям, либо посредством заключения договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями.
Нормы пункта 6 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исходят из обязанности владельца объекта теплосетевого хозяйства по проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
С учетом вышеизложенного затраты, связанные с компенсацией потерь в сетях теплоснабжения (за исключением нормативных технологических потерь, связанных с оказанием услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя - часть 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении), относятся на теплосетевую (теплоснабжающую) организацию, в ведении которой находятся объекты сетевого хозяйства.
ООО "Комфорт Дом" поставляет тепловую энергию ООО "ВТС" до границы эксплуатационной ответственности, которая проходит по забору ООО "Комфорт Дом", поставка тепловой энергии конечному потребителю осуществляется по сетям, находящимся в аренде у ООО "ВТС" протяженностью около 37 тысяч метров в однотрубном исчислении, однако в расчете ООО "ВТС" отсутствуют данные о количестве потерь тепловой энергии, что противоречит части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в определении N 309-ЭС 17-8472 от 23.10.2017, правоотношения между владельцем источника тепловой энергии (поставщиком) и единой теплоснабжающей организацией (покупателем) по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в системе теплоснабжения регулируются договором поставки, заключаемым на условиях, предусмотренных законом для договоров теплоснабжения с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения (пункт 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункт 45 Правил N 808). По общему правилу потребитель обязан оплатить фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета (статьи 539, 541, 544 ГК РФ).
Коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении (пункт 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 94 Правил N 1034).
Законодательство обязывает вести учет энергоресурсов с применением для этих целей приборов учета (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",, пункты 1, 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Таким образом, расчет задолженности произведен истцом правильно, надлежащих доказательств обратного суду ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции требования истца удовлетворил, взыскал с ответчика в пользу истца задолженность за фактически поставленную тепловую энергию (ГВС) в июне 2019 года в размере 1567644 руб.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины в размере 28676 руб. по платежному поручению N 983 от 06.08.2019 отнесены на ответчика и взысканы с него в пользу истца. Судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. за рассмотрение заявления об обеспечении иска на основании ст. 110 АПК РФ отнесены на истца, поскольку в принятии обеспечительных мер отказано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приборы учета установлены не на границе ответственности ООО "ВТС", а в пределах ответственности ООО "КОМФОРТ ДОМ", в самой котельной, несостоятельны, не нашли своего подтверждения. Доказательств, свидетельствующих об установке прибора учета вне границ ответственности ООО "ВТС", ответчиком не представлено. При этом истец 09.09.2019 при участии представителей органов местного самоуправления, МП г.о.Самара "Инженерная служба", ЗАО "ГК "Электрощит", провел осмотр тепловых сетей и котельной находящейся в аренде у истца, до границы эксплуатационной ответственности с тепловыми сетями МП г.о.Самара "Инженерная служба", которая проходит по забору предприятия "Электрощит". В ходе осмотра установлено, что из здания центральной котельной выходят два трубопровода (подача и обратка), которые проходят по территории предприятия "Электрощит", до границы эксплуатационной ответственности с тепловыми сетями, принадлежащими на праве собственности городскому округу Самара, находящимися на праве хозяйственного ведения у МП г.о.Самара "Инженерная служба". Указанные трубопроводы обеспечивают поступление тепловой энергии только в тепловые сети городского округа Самара. Шесть других трубопроводов, выходящих из здания центральной котельной, проходят по территории предприятия "Электрощит" и предназначены для обеспечения зданий и сооружений третьих лиц, причем приборы учета установлены у всех потребителей.
Ссылка ответчика на то, что за пределами приборов учета снабжается еще один потребитель энергии, а именно: ЗАО "ГК "Электрощит-ТМ Самара", то есть арендодатель объектов теплоснабжения, несостоятельна ввиду недоказанности данных обстоятельств.
Доводы ответчика о необходимости привлечения судом к участию в деле ЗАО ГК "Электрощит-ТМ Самара" в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд апелляционной инстанции отклоняет ввиду того, что обжалуемым решением не затрагиваются права и законные интересы данного лица, на него не возлагаются обязанности и ограничения в его деятельности..
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права. Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 27 декабря 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2019 года по делу N А55-26024/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26024/2019
Истец: ООО "Комфорт дом"
Ответчик: ООО "Волгатеплоснаб"
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр", Муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба"