г. Владивосток |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А24-7470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Д.А. Глебова, К.П. Засорина,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы временного управляющего должника Савинковой Натальи Владимировны, акционерного общества "Южные электрические сети Камчатки",
апелляционные производства N N 05АП-2760/2020, 05АП-2763/2020
на определение от 02.04.2020
по заявлению Управления строительства, благоустройства, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципального казенного учреждения (ИНН 4109005036, ОГРН 1094141002438)
о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 19 819 619 рублей 80 копеек,
по делу N А24-7470/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан Трейд" (ИНН 4101145190, ОГРН 1114101003125)
о признании общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района" (ИНН 4109005406, ОГРН 1124177001805) несостоятельным (банкротом),
при участии:
от временного управляющего должника Савинковой Натальи Владимировны: Балина И.А., по доверенности от 05.06.2020 сроком действия на 3 месяца, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан Трейд" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района" (далее - должник, ООО "Коммунэнерго УКМР") несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 13.01.2020 (дата объявления резолютивной части) заявление признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утверждена Савинкова Наталья Владимировна. Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 25.01.2020 N 13.
В рамках данного дела о банкротстве в арбитражный суд 14.02.2020 поступило заявление Управления строительства, благоустройства, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципального казенного учреждения (далее - Управление ЖКХ, заявитель) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 19 819 619 рублей 80 копеек.
Определением суда от 02.04.2020 требования Управления ЖКХ признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Коммунэнерго УКМР" в размере 19819619 рублей 80 копеек основного долга.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, временный управляющий должника Савинкова Н.В. и конкурсный кредитор акционерное общество "Южные электрические сети Камчатки" (далее - АО "ЮЭСК") обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просили определение от 02.04.2020 отменить, во включении требований Управления ЖКХ в третью очередь реестра требований кредиторов должника отказать.
Временный управляющий по тексту своей жалобы и письменных дополнений к апелляционной жалобе привела доводы о нарушении судом норм процессуального права, что выразилось в рассмотрении заявления в период, когда в связи с недопущением распространения коронавирусной инфекции были объявлены нерабочие дни и лица, участвующие в деле, находились в самоизоляции. Нарушение норм материального права, по мнению апеллянта, выразилось в том, что, по сути, в реестр требований кредиторов включены требования муниципального образования - Усть-Камчатский муниципальный район в лице его представительного органа - Администрации УКМР, которое является учредителем должника, что свидетельствует о необходимости понижения очередности удовлетворения заявленного требования ввиду наличия корпоративного характера заявленных требований.
АО "ЮЭСК" в своей апелляционной жалобе привело доводы, аналогичные указанным выше доводам временного управляющего.
Апелляционные жалобы приняты к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначены к рассмотрению в судебном заседании на 08.06.2020.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 08.06.2020 коллегия установила, что требование заявителя рассмотрено Арбитражным судом Камчатского края без привлечения лиц, участвующих в деле, на основании пункта 5 статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
В то же время в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что подобные требования, тем не менее, рассматриваются в судебном заседании, назначаемом определением суда, которое размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, но в силу указанных норм отсутствует необходимость соблюдения установленного частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пятнадцатидневного срока и не требуется предусмотренного частью 1 статьи 123 Кодекса наличия к началу судебного заседания сведений о получении определения о принятии требования; если же в такое судебное заседание явились участвующие в деле о банкротстве лица, суд обязан допустить их в это заседание. Пункт 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в таком случае не применяется.
Таким образом, по смыслу указанных разъяснений лица, участвующие в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, поименованные в статьях 34, 35 Закона о банкротстве, и в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению таких требований и арбитражный суд обязан обеспечить реализацию такого права.
Вместе с тем на сайте Арбитражного суда Камчатского края 19.03.2020 размещена информация о том, что в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, на основании постановления Президиума ВС РФ и Президиума Совета Судей РФ от 18.03.2020 N 808, Арбитражный суд Камчатского края приостанавливает с 19 марта по 10 апреля 2020 года (включительно) приём документов через канцелярию суда, работу зала ознакомления, а также личный прием граждан; рассмотрение дел с 19 марта по 10 апреля 2020 года включительно, а также ознакомление с материалами дел арбитражным судом осуществляться не будет, даты судебных заседаний, назначенных в указанный период, будут изменены, о чем стороны будут извещены путем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru/). Дела, подлежащие рассмотрению в порядке упрощенного производства и дела приказного производства, а также дела, по которым все лица, участвующие в деле, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, подлежат рассмотрению в установленную судом дату.
Поскольку рассматриваемый обособленный спор по установлению требований не относится к делам безотлагательного характера и лица, участвующие в деле о банкротстве, с учетом размещенной на сайте Арбитражного суда Камчатского края информации, обоснованно ожидали переноса судебного заседания по рассмотрению заявленных требований, рассмотрение заявления нарушило их права на участие в судебном заседании, на заявление ходатайств и возражений, предоставление доказательств.
Таким образом, судебная коллегия на основании пункта 4 части 4 статьи 270, части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом приведенных в пунктах 27, 29, 30 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснений, определила перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, о чем вынесла соответствующее определение от 08.06.2020, которым судебное разбирательство по делу, рассматриваемому по правилам суда первой инстанции, назначено на 06.07.2020.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции 06.07.2020 за исключением представителя временного управляющего должника, представители иных лиц, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились. Настоящий обособленный спор рассмотрен в их отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ. Коллегией заслушаны пояснения присутствовавшего в заседании представителя временного управляющего, поддержавшего доводы апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 81, 159, 184, 185, 262 АПК РФ, приобщил к материалам дела поступившие от временного управляющего Савинковой Н.В. дополнения к апелляционной жалобе, а также поступившие от Управления ЖКХ возражения на апелляционные жалобы, письменное мнение на дополнение к жалобе.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции признает заявленные требования обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника исходя из следующего.
Положениями части 1 статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Под денежным обязательством в силу абзаца четвертого статьи 2 Закона о банкротстве понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Установление требований кредиторов, предъявленных в ходе процедуры наблюдения, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов, кредиторы вправе предъявить требования по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Сообщение о введении наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 25.01.2020, Управление ЖКХ обратилось в арбитражный суд 06.02.2020 (согласно штампу почтового отделения на конверте), то есть в пределах установленного Законом о банкротстве срока.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В силу названных норм права в предмет доказывания по спорам об установлении размера требований кредиторов в обязательном порядке входят обстоятельства возникновения долга. При этом подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником, ее размер.
В рассматриваемом деле требование в размере 19 819 619 рублей 80 копеек Управление ЖКХ обосновало ненадлежащим исполнением ООО "Коммунэнерго УКМР" (получатель субсидии) обязательств по соглашению от 03.05.2018 N 1 о предоставлении муниципальных преференций в виде субсидий на оказание финансовой поддержки юридическим лицам, обеспечивающим жизнедеятельность населения Усть-Камчатского муниципального района (далее - соглашение о предоставлении субсидий). Решением Арбитражного суда Камчатского края от 26.08.2019 по делу N А24-4153/2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, с ООО "Коммунэнерго УКМР" в пользу Управления ЖКХ взыскано 19 819 619 рублей 80 копеек основного долга.
В силу статьи 16 АПК РФ, статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, в том числе для судов, рассматривающих дела о банкротстве. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве, разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.
По смыслу пункта 22 Постановления N 35 арбитражный суд при рассмотрении требования кредитора, основанного на решении суда, вступившего в законную силу, не проверяет вновь установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства при предъявлении кредитором денежных требований к должнику.
В связи с изложенным требование кредитора о включении в реестр требований должника задолженности на сумму 19 819 619 рублей 80 копеек, подтвержденное вступившими в законную силу судебным актом, по смыслу законодательства о банкротстве, считается безусловно установленным.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что требования ООО "Коммунэнерго УКМР" в размере 19 819 619 рублей 80 копеек в соответствии с пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Временный управляющий и конкурсный кредитор АО "ЮЭСК" возражали против включения заявленного требования в реестр по мотиву корпоративного характера правоотношений сторон.
Из имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРЮЛ от 03.02.2020 следует, что учредителем (участником) ООО "Коммунэнерго УКМР" является Усть-Камчатский муниципальный район. В соответствии с Уставом Усть-Камчатского муниципального района функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет Администрация УКМР, в свою очередь в структуру Администрации УКМР входит Управление строительства, благоустройства, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, заявителем по обособленному спору о включении требований в размере 19 819 619 рублей 80 копеек фактически выступает учредитель в лице своего представительного органа.
Вместе с тем спорные правоотношения между Управлением ЖКХ и ООО "Коммунэнерго УКМР" регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается нормативными муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими органов местного самоуправления.
Постановлением администрации Усть-Камчатского муниципального района от 30.03.2016 N 109 утвержден порядок предоставления и определения размера муниципальных преференций в виде субсидий на оказание финансовой поддержки юридическим лицам, обеспечивающим жизнедеятельность населения Усть-Камчатского муниципального района (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Усть-Камчатского муниципального района, при условии обеспечения ими жизнедеятельности населения Усть-Камчатского муниципального района.
При таких обстоятельствах, поскольку соглашение о предоставлении субсидий заключено с должником для обеспечения им жизнедеятельности населения муниципального района, оно не может быть признано направленным на компенсационное финансирование юридического лица его участником, следовательно, основания для понижения очередности удовлетворения требования Управления ЖКХ не имеется.
В этой связи доводы временного управляющего должника и конкурсного кредитора АО "ЮЭСК" со ссылкой на пункты 3.2, 3.3 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020, судом отклоняются, как несостоятельные.
Поскольку апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, определение Арбитражного суда Камчатского края от 02.04.2020 по делу N А24-7470/2019 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления об установлении требований в деле о банкротстве и апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку такие заявления и апелляционные жалобы государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Камчатского края от 02.04.2020 по делу N А24-7470/2019 отменить.
Признать обоснованными и включить требования Управления строительства, благоустройства, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципального казенного учреждения в размере 19819619 рублей 80 копеек основного долга в третью очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-7470/2019
Должник: ООО "Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района"
Кредитор: ООО "Меридиан Трэйд"
Третье лицо: Администрация Усть-Камчатского муниципального района, Администрация Усть-Камчатского муниципального района - муниципальное казеное учреждение, АО "Ремонтно-эксплуатационное управление", АО "Ремонтно-эксплуотационное управление", АО "Солидбанк", АО "Южные электрические сети Камчатки", ассоциация "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса", ГК "Агенство по страхованию вкладов" АККА "Камчатагропромбанк" (ПАО), Гостехнадзор Камчатского края, Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" АККА "КамчатагропромбанкЦ" (ПАО), Коммунэнерго УКМР, МАУ РКЦ ЖКУ, Межрайонная ИФНС N 3 по Камчатскому краю, Межрайонная прокуратура, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края, ООО "Дельта-Ойл", ООО "Стрелец", ООО "Ювикам", ПАО "Сбербанк России" N8556, пятый арбитражный апеляционный суд, Савинкова Наталья Владимировна, Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципальное казенное учреждение, Управление строительства, благоустройства, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства администрации Усть-Камчатского муниципального района-муниципальное казенное учреждение, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, Усть-Камчатский районный суд Камчатского края, Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6581/2021
28.09.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3239/2021
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4420/2021
17.06.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2882/2021
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3113/20
23.07.2020 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-7470/19
07.07.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2760/20
07.07.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2763/20
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-7470/19