город Омск |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А81-9108/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Краецкой Е.Б., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3069/2020) Сусликова Дмитрия Михайловича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2020 по делу N А81-9108/2019, принятое по исковому заявлению Сусликова Дмитрия Михайловича (ИНН 890100430574) к обществу с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ИНН 8602196404, ОГРН 1128602024385) о признании незаконными и не подлежащими оплате счета, выставленные обществом за период с 01.01.2019 по 31.07.2019, и обязании заключить договор на оказание услуг по обращению твердых коммунальных отходов в редакции потребителя,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Сусликов Дмитрий Михайлович (далее - Сусликов Д.М., истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - ООО "Инновационные технологии", общество, ответчик) о признании незаконными и не подлежащими оплате счета общества, выставленные за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 и обязании ООО "Инновационные технологии" заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с физическим лицом - собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N ИТ01КОПР06000251 в своей редакции Приложения N 1 к договору, с условием применения расчетов за услугу по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования, в соответствии с которыми просил произвести перерасчет стоимости услуги по обращению с ТКО оказанной ООО "Инновационные технологии" за период с 01.01.2019 по 31.07.2019.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2020 по делу N А81-9108/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Сусликов Д.М. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: обязанность заключить договор по обращению с ТКО с региональным оператором возникает только у лица, у которого образуются ТКО; поскольку ни офисное помещение площадью 97, 6 м, ни магазин площадью 74 м
, не использовались и в них ТКО не образовывалось, то утверждение ООО
Инновационные технологии
об оказании истцу услуги по вывозу ТКО несостоятельны, а требования об оплате не оказанных услуг, неправомерны; обязанность доказать наличие образования ТКО в принадлежащих истцу помещениях лежит на ответчике, поскольку он предъявляет Сусликову Д.М. счета к оплате не существующего ТКО; редакция договора, опубликованного ответчиком в качестве публичной оферты противоречит типовой форме договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
1156
Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008
641
, поскольку условие пункта договора сформулировано в редакции отличной от императивной нормы типового договора и является недействительным в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем по данному основанию счета ответчика не подлежат оплате; поскольку под предпринимательскую деятельность истцом использовался только один объект недвижимости (часть первого нежилого этажа со встроенным магазином, назначение: нежилое, общая площадь 246,6 м
, этаж 1), то начисление платы возможно только за него, но при этом, поскольку условие о цене оказываемой услуги сформулировано в противоречие с императивной нормой и ничтожно, то начисление платы незаконно.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Инновационные технологии" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Требования истца основаны на оказании ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (часть 8 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (части 1 и 2 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Частью 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами образующихся на территории субъекта Российской Федерации является территориальная схема обращения с отходами, которая обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе для лиц в деятельности которых образуются отходы, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. Описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны деятельности регионального оператора содержаться в территориальной схеме.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ целью деятельности регионального оператора является осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в границах зоны своей деятельности в соответствии с территориальной схемой и региональной программой.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществления накопления, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу пункта 8(4) Правил N 1156 является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, адресованное потребителям, и текст типового договора в соответствии с абзацем 2 пункта 8(17) Правил N 1156 размещаются региональным оператором в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пунктом 8(18) Правил N 1156).
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закон N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 416-П ответчику присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01.01.2019 сроком на 6 лет.
18.04.2019 между Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и региональным оператором (ООО "Инновационные технологии") заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 4001-19/111 (далее - Соглашение), на основании которого общество приступило к исполнению обязательств регионального оператора в пределах зоны деятельности, определенной в соответствии с Соглашением, с 01.01.2019.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 02.08.2016 N 101-од утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов (далее - Территориальная схема).
Пунктом 8.1 Территориальной схемы предусмотрено, что движение отходов на территории источников образования отходов (за исключением месторождений, эксплуатируемых предприятиями топливно-энергетического комплекса) осуществляется от мест накопления до объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, расположенных в пределах одного населенного пункта, входящего в состав территории источника образования отходов (подпункт 8.1.1 Территориальной схемы); от мест накопления до объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, расположенных на территории другого населенного пункта, входящего в состав территории другого источника образования отходов (подпункт 8.1.2 Территориальной схемы).
Согласно пункту 8.7 Территориальной схемы с учетом существующих и перспективных данных об объектах обращения с ТКО, а также исходя из возможностей транспортного потока между населенными пунктами, оптимальным вариантом по транспортно-логистическому и экономическому обоснованию является установление на территории автономного округа единой зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, представленной в таблице 9.
В таблице 9 к пункту 8.7 Территориальной схемы предусмотрено описание территорий, входящих в состав зоны деятельности регионального оператора, в числе которых указаны все муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа, с имеющимися у них местами накопления ТКО.
Таким образом, согласно положениям Территориальной схемы все ТКО, образованные на территории населенного пункта, подлежат транспортированию посредством услуг регионального оператора.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. То есть потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления, предусмотренных схемой обращения с отходами - Территориальной схемой.
Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Абзац пятый пункта 2 Правил N 1156 определяет контейнерную площадку как место (площадку) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Учитывая нормы Правил N 1156, порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, устанавливает, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в соответствии со схемой обращения с отходами. Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен осуществить обращение с ними не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Кроме того, статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание в населенных пунктах загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Согласно пункту 5.3 Территориальной схемы в таблице 2 представлена информация о местах накопления ТКО на территории источников образования отходов, полученная от органов местного самоуправления, в том числе в городе Лабытнанги.
Таким образом, исходя из содержания пункта 9 Правил N 1156 потребители услуги по обращению с ТКО в городе Лабытнанги осуществляют складирование ТКО в места (площадки) накопления ТКО в соответствии с Территориальной схемой.
22.12.2018 ответчиком во исполнение пункта 8(4) и абзаца 2 пункта 8(17) Правил N 1156 после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора были размещены в печатном средстве массовой информации, в котором публикуются нормативно-правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, - газете "Красный Север" N 101 (16342) на страницах 11 - 15, а также на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям (физическим и юридическим лицам) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, в рамках договора публичной оферты, даже если заявка от потребителя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не поступила до 22.01.2019 в адрес регионального оператора, договор с каждым потребителем на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является заключенным в силу закона на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день - с 22.01.2019.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона с 01.01.2019 у собственников твердых коммунальных отходов, возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу пункта 8(18) Правил N 1156 услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Из материалов дела следует и истцом подтверждено (письмо истца в адрес регионального оператора от 02.09.2019 N 11/6046), что истец осуществляет в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Лабытнанги, ул. Л. Гиршгорна, д. 51, в двух нежилых помещениях торговую деятельность, и использует одно нежилое помещение под размещение офиса.
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
В соответствии с ФККО к твердым коммунальным отходам относится мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами) с кодом 7 35 100 01 72 5, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) с кодом 7 33 100 01 72 4 и прочие отходы в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам.
Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - Перечень N 810).
В соответствии с пунктом 118 данного Перечня N 810 компонентный состав отходов - "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", который образован "в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений предприятия", исходя из среднестатистических значений, содержит бумага, картон - 40 - 50%, полимерные материалы - 25 - 30%, также может содержать: металл, текстиль, пищевые отходы, стекло, резина, песок, вода, древесина.
Таким образом, действующим законодательством предполагается, что при осуществлении торговой деятельности, а также в результате жизнедеятельности персонала в офисных помещениях в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений образуются твердые коммунальные отходы, что объективно требуется их складирование в контейнер в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию твердых коммунальных отходов), осуществлять обращение с твердыми коммунальными отходами исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае истца), так и для регионального оператора.
Ответчик в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 осуществлял вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, установленной для многоквартирного дома по адресу: г. Лабытнанги, ул. Леонида Гиршгорна, д. 51, в котором находятся нежилые помещения истца.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом - собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N ИТ01КОПР06000251 (далее - договор) в письменном виде был оформлен ответчиком 31.05.2019 и направлен истцу сопроводительным письмом от 03.06.2019 N И-ЕРИЦ-Л-2019-7979 от 03.06.2019.
Данный договор был оформлен ответчиком на условиях формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в соответствии с которым истцу производилось начисление платы на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
На момент начала оказания региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (01.01.2019), оформления договора в письменном виде (31.05.2019) и до 25.07.2019 собственный контейнер для складирования твердых коммунальных отходов у истца отсутствовал. Контейнер был приобретен истцом 25.07.2019, о чем он уведомил в письменной форме ответчика.
Дополнительным соглашением N 1 от 08.08.2019 к договору, подписанным истцом, в договор были внесены изменения относительно учета объема твердых коммунальных отходов и расчета платы за услуг по обращению с твердых коммунальных отходов, на основании которого с 01.08.2019 начисление платы истцу осуществляется исходя из объема вывезенных контейнеров. При этом на основании данного дополнительного соглашения способ расчет объема образованных истцом твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 осуществляется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с условиями расчета платы за услугу за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с 01.08.2019 исходя из объема вывезенных контейнеров.
При этом, учитывая презумпцию осуществления истцом деятельности, приводящей к образованию твердых коммунальных отходов, до момента установки истцом собственного контейнера места складирования твердых коммунальных отходов могло осуществляться истцом либо в контейнеры которые наиболее близко расположены к месту нахождения его нежилых помещений, либо на контейнерной площадке для дома по ул. Л. Гиршгорна, д. 51 в г. Лабытнанги.
Доказательства наличия обстоятельств, позволяющих действовать истцу в соответствии с пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, истцом в материалы дела не представлены.
Ссылаясь на то обстоятельство, что истцу за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 ответчиком осуществляется начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании нормативов накопления, а не исходя из объема вывезенного контейнера истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В обоснование исковых требований истец указывает на пункт 8(18) Правил N 1156, которым предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, данная норма права направлена на регулирование отношения на стадии оказания региональным оператором услуг с момента начала его деятельности до дня заключения договора и в первый со дня заключения договора расчетный период на основании цены договора. Основополагающим при ее применении является определение дня заключения договора и цены договора, которая определяется на основании пункта 5 формы типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в пределах расчетного периода по договору равного одному календарному месяцу в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Понятие "цена договора" не равнозначно понятию "по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора", так как определяется не только размером единого тарифа, а определяется как произведение единого тарифа и показателей, применимых для ее расчета на основании формул, определенных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктами "б", "г" пункта 13 формы типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
На основании пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил расчетным путем исходя либо из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 148(38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 9(5) Приложение N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(38) Правил по формуле 9(5).
Согласно пункту 9(6) Приложение N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(38) Правил по формуле 9(6).
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в нежилом помещении в многоквартирном доме может определяться на основании объема вывезенных контейнеров только при наличии у потребителя собственного контейнера для накопления твердых коммунальных отходов, установленного в местах накопления твердых коммунальных отходов, позволяющего на основании Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, учет и расчет исходя из их количества и объема.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный между истцом и ответчиком вступил в силу 22.01.2019 и являлся в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 фактически заключенным на предложенных Ответчиком условиях, более того, как уже было указано выше, истец сам в своих предложениях о заключении дополнительного соглашения признавал отсутствие у него контейнеров, поэтому в любом случае условие договора об осуществлении расчетов по договору на основании объемов вывезенных контейнеров в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 не может быть применено и изложено в договоре, а, следовательно, не может быть произведен перерасчет за данный период расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Объем и стоимость оказанных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 определен ответчиком расчетным путем исходя из нормативов накопления, рассчитанных с учетом площади и назначения принадлежащих истцу помещений, в соответствии с Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.03.2018 N 259-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов от нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах в Ямало-Ненецком автономном округе".
При этом возможность осуществить перерасчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании пункта 8(18) Правил N 1156 как большую, так и в меньшую сторону, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеется у потребителя и регионального оператора при условии, если платежных документах, выставленных потребителю, имелись несоответствия о количестве расчетных единиц нежилого помещения, данные нормативов накопления, о количестве и объеме контейнеров, не учтены сведения об отнесении потребителя к льготной категорий, а также если деятельность на объекте образования твердых коммунальных отходов не осуществлялась на законных основаниях, с приложением подтверждающих документов (документы, подтверждающие факт простоя на объекте образования твердых коммунальных отходов (акт о простое, приказ о простое, копия уведомления территориального органа занятости населения о возникновении простоя, со штампом регистрации уведомления в территориальном органе занятости населения) за период приостановления деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов, документы, правоприменительных органов, предписывающие приостановить деятельность на объекте образования твердых коммунальных отходов (судебные решения, постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, протокол о временном запрете деятельности, требования, предписания, представления органов государственного контроля (надзора) и иные.
В пункте 93 Правил N 354 предусмотрены условия, при которых документы предъявляемые потребителям для перерасчета, должны соответствовать требованиям к оформлению, содержанию, полноте и достоверности документов, предоставляемых региональному оператору как исполнителю коммунальной услуги.
Иных оснований осуществления перерасчета действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, данная норма направлена на регулирования взаимоотношений между потребителем и региональным оператором в период бездоговорных отношений, в связи с чем направлена на исключение убытков у сторон в связи с начислением платы при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства наличия в выставленных ему платежных документах за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 недостоверных данных о количестве расчетных единиц нежилых помещений, о примененных нормативах накопления. При этом истец не является потребителем, имеющим право на льготные тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, перечень которых указан в статье 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов и коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса".
Истцом в соответствии со статьей 65 АПК РФ документального подтверждения наличия иных необходимых для расчета показателей не представлено, на произведенный ответчиком арифметический расчет стоимости оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возражений не заявлено.
Из пояснений истца следует, что офисное помещение и третий объект (часть первого нежилого этажа со встроенным магазином, назначение: нежилое, общая площадь 74 м2, этаж 1) с момента приобретения по назначению не использовались, соответственно ТКО в данных помещениях не могли образовываться. Офисное помещение не использовалось в связи с отсутствием такой необходимости, в связи с чем, было продано.
Часть первого нежилого этажа со встроенным магазином, назначение: нежилое, общая площадь 74 м2, этаж 1 в настоящее время используется под склад для обслуживания магазина (общая площадь 246,6 м2, этаж 1).
Таким образом, истец считает, что, поскольку ни офисное помещение площадью 97,6 м2, ни магазин площадью 74 м2, не использовались и в них ТКО не образовывалось, то утверждение ООО "Инновационные технологии" об оказании ему услуги по вывозу ТКО несостоятельны, а требования об оплате не оказанных услуг, неправомерны.
Как выше указано, только магазин площадью 246,6 м2 используется для торговли алкогольной продукцией, о чем свидетельствует лицензия на право розничной торговли в данном помещении.
Вместе с тем каких-либо допустимых доказательств о неиспользовании помещений и продажи офисного помещения истец в материалы дела также не представил.
17.01.2020 истцом заявлено ходатайство об истребовании у ответчика документов о количестве контейнеров, расположенных на контейнерной площадке для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), установленной для многоквартирного дома по адресу: г. Лабытнанги, ул. Леонида Гиршгорна, д. 51, об объеме вывезенных ТКО с данной контейнерной площадки за период с 01.01.2019 по 01.08.2019, количестве жильцов, проживающих в данном многоквартирном доме, данные о нормативах накопления ТКО для жилых помещений в многоквартирных домах.
Вместе с тем, сведения об объеме вывезенных ТКО с данной контейнерной площадки за период с 01.01.2019 по 01.08.2019 не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как учет вывезенных ТКО с контейнерных площадок осуществляется по объему контейнеров, вывезенных с контейнерных площадок оператором по транспортированию ТКО. При этом и цена по договору транспортирования ТКО в год для ООО "СтройПромСервис" независимо объема транспортирования ТКО является твердой и определяется на весь срок исполнения договора (раздел 3 договора транспортирования ТКО).
Данная цена не влияет на размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, рассчитываемый исходя из формул, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правилами N 354.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2018 N 1349-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (за исключением организаций, финансируемых из окружного и местного бюджетов)" установлено, что при отсутствии в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном с региональным оператором по обращению с ТКО, условия о коммерческом учете ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, начисление платы за услуги регионального оператора по обращению с ТКО в отношении объектов предприятий торговли осуществляется по нормативам, утвержденным данным постановлением, исходя из количества расчетных единиц нежилого помещения, с применением в качестве расчетной единицы - норматива накопления ТКО на 1 кв.м площади нежилого помещения.
При отсутствии у физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в нежилых помещениях многоквартирного дома, отдельного контейнера, договор на оказание услуги по обращению с ТКО заключается только на условиях осуществления расчетов за услугу по обращению с ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, поскольку применение расчетов за услугу по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО является недопустимым, так как не позволяет региональному оператору осуществить начисление платы исходя из объема вывезенных контейнеров.
Сведения о количестве жильцов, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Лабытнанги, ул. Леонида Гиршгорна, д. 51, также не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как вывоз ТКО осуществляется в соответствии с договором и СанПиН независимо от количества жильцов многоквартирного дома, в связи с чем требование истца об их предоставлении не обосновано и незаконно.
Более того, истец владеет указанными сведениями в силу того, что является председателем Правления товарищества собственников жиля "Гиршгорна 51", что подтверждается письмом, направленным им в адрес АО "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" от 12.11.2019.
В обоснование количества контейнеров, расположенных на контейнерной площадке для сбора ТКО, установленной для многоквартирного дома по адресу: г. Лабытнанги, ул. Леонида Гиршгорна, д. 51, общество приобщило к материалам дела договор N 0400700002718000003-1022471-02 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования город Лабытнанги от 30.10.2018, заключенный между ООО "Инновационные технологии" и ООО "СтройПромСервис", подписанный сторонами квалифицированной электронно-цифровой подписью по результатам аукциона на электронной площадке (далее - договор транспортирования ТКО).
Согласно пункту 17 приложения N 2 к договору транспортирования ТКО количество установленных контейнеров для многоквартирного дома по адресу: г. Лабытнанги, ул. Леонида Гиршгорна, д. 51 составляет 3 единицы объем 0,8 м3 каждый. Географические координаты места накопления ТКО в формате градусы, минуты, секунды: 66°39'52" северной широты; 66°21'40" восточной долготы.
Также факт того, что на указанной контейнерной площадке установлено 3 контейнера для многоквартирного дома подтверждается фотоматериалом, представленным вместе с отзывом на ходатайство об истребовании доказательств.
В соответствии с условиями пунктов 3.9, 4.13, 4.22, 5.1.3, 5.1.4 договора транспортирование ТКО осуществляется мусоровозами, оснащенными функционирующей (включенной аппаратурой) в течение всего времени нахождения мусоровоза на маршруте аппаратурой спутниковой навигации в соответствии с требованиями законодательства (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS).
Система ГЛОНАСС обеспечивает определение местонахождения объекта.
В соответствии с данными, полученными из навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС при транспортировании ООО "СтройПромСервис" ТКО (оператор по транспортированию ТКО для многоквартирного дома N 51 в г. Лабытнанги по ул. Леонида Гиршгорна), с контейнерной площадки, установленной для данного многоквартирного дома, вывоз ТКО осуществлялся в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), СанПиН 2.1.2.2645-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), предусматривающими вывоз ТКО в холодное время года, при среднесуточной температуре -5 °С и ниже, не реже 1 раза в 3 суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток, в частности вывоз производился ежедневно, в период с 01.01.2019 по 31.07.2019.
Данные полученные из навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС приобщены обществом в материалы дела, в том числе через систему "Мой Арбитр" в виде таблиц Excel с интерактивными свойствами, позволяющими произвести просмотр нахождения мусоровоза на маршруте по адресу: г. Лабытнанги, ул. Леонида Гиршгорна, д. 51, по каждой дате и времени его присутствия на контейнерной площадке для накопления ТКО.
Таким образом, ответчиком услуга по обращению с ТКО на территории города Лабытнанги оказывалась в соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается письмом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО (от 20.11.2019 N 4001-17/7552). Следовательно, факт осуществления ответчиком вывоза ТКО в спорный период нашел свое подтверждение, так как вывоз ТКО производился в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
При этом ответчик, осуществляя функции регионального оператора по обращению с ТКО, не определяет места (контейнерные площадки) для накопления ТКО, так как организация и определение мест накопления ТКО относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округа и осуществляется органом местного самоуправления, в данном случае на территории города Лабытнанги - Администрацией города Лабытнанги.
Учитывая изложенное у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности осуществить перерасчет и произвести начисление платы по договору за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 на основании объема контейнера, установленного истцом 25.07.2019, и принятого ответчиком к учету с 01.08.2019.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела и не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Сусликова Дмитрия Михайловича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2020 по делу N А81-9108/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9108/2019
Истец: Сусликов Дмитрий Михайлович
Ответчик: ООО "Инновационные технологии"