г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А26-10571/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Трощенко Е.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Вихорев Д.А. (руководитель)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явился, извещен
2) Минеев В.А. по доверенности от 01.11.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6266/2020) автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Карельская строительная академия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2020 по делу N А26-10571/2019 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Карельская строительная академия"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
3-и лица: 1) автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Современная научно-техническая академия" (ОГРН 1191001002169)
2) автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Современная научно-технологическая академия" (ОГРН 1127799013220)
о признании незаконным и отмене предупреждения
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Карельская строительная академия" (далее - заявитель, АНО ДПО "КСА") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, УФАС) от 19.08.2019 N 03- 15/141/3118.
Суд привлек автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования "Современная научно-техническая академия" (автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Инноватика") (ОГРН 1191001002169, ИНН 1001339630, ул. Зайцева (Октябрьский р-н), д. 67, оф. 260, пом. 2, г. Петрозаводск, 185031) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя и автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования "Современная научно-технологическая академия" (ОГРН 1127799013220, ИНН 7705520940, пер. Газетный, д. 3-5, стр. 1, г. Москва, 125009) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Решением суда от 22.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, АНО ДПО "КСА" направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что судом не установлены обстоятельства, при которых действия АНО ДПО "КСА" и АНО ДПО "СНТА" были или могли быть направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Ссылается на неверное применение судом первой инстанции норм материального права и необоснованный отказ в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель АНО ДПО "КСА" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель третьего лица просил оставить жалобу без удовлетворения.
Управление и автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Инноватика" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Карельского УФАС России поступило заявление автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Современная научно-технологическая академия" от 30.04.2019 N 7061 (вх. N 2413 от 20.05.2019; ИНН 7705520940, ОГРН 1127799013220, сокращенное наименование - АНО ДПО "СНТА", далее - Заявитель).
Из заявления следует, что в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 21.03.2019 внесена запись о регистрации в качестве юридического лица автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Современная научно-техническая академия" (ИНН - 1001339630, ОГРН 1191001002169, далее АНО ДПО "СНТА").
В заявлении указано на сходство до степени смешения сокращенного наименования вновь созданной организации с сокращенным наименованием Заявителя.
В связи с рассмотрением заявления, на основании статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" направлялись запросы о представлении сведений (информации) в адрес АНО ДПО "СНТА" от 22.05.2019 N 03-15/141/1860, а также в адрес учредителя АНО ДПО "СНТА" - автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Карельская строительная академия" (далее - АНО ДПО "КСА") от 20.06.2019 N 03-15/141/2294.
Запрошенные сведения (информация) были представлены АНО ДПО "СНТА" с письмом от 06.06.2019 N 11/03, АНО ДПО "КСА" с письмом от 24.06.2019 N 34.
На основании части 4 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" срок рассмотрения заявления был продлен в связи с необходимостью сбора и анализа дополнительных доказательств, о чем в адрес Заявителя направлено уведомление с письмом от 20.06.2019 N 03-15/141/2291.
Кроме того, указанным письмом у Заявителя были запрошены дополнительные документы (сведения), необходимые для рассмотрения заявления.
Из полученных в ходе рассмотрения документов установлены следующие фактические обстоятельства.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве за основным государственным регистрационном номером 1127799013220.
Запись о данном юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ 09.07.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 20.05.2019 МЮЭ9965-19-48849436.
Согласно выписке полное наименование заявителя - автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Современная научно-технологическая академия"; сокращенное наименование - АНО ДПО "СНТА".
В выписке из ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности Заявителя обозначена деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код 85.42.9 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).
В качестве дополнительного вида деятельности в выписке из ЕГРЮЛ указана издательская деятельность (код 58).
Департаментом образования г. Москвы Заявителю выдана лицензия от 25.10.2013 N 034268 в отношении следующих образовательных программ:
- дополнительная профессиональная программа повышения квалификации;
-дополнительная профессиональная программа переподготовки кадров.
Отвечая на запрос Карельского УФАС России, Заявитель в письме от 28.06.2019 N 7548 сообщил, что услуги оказываются по следующим формам обучения: очная, очно-заочная, заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации осуществляется по следующим направлениям дополнительного профессионального образования:
- архитектура и дизайн; реставрация;
- государственное и муниципальное управление; государственные закупки; менеджмент;
- землеустройство и кадастр; инженерные изыскания; инженерные системы; кадровое делопроизводство; металлургия; метрологический контроль; строительство; проектирование;
- транспортная безопасность; экологическая безопасность;
- бухгалтерское дело; экономика и финансы; юриспруденция; оценочная деятельность;
- ветеринария; косметология; лаборатории; медицина; техническое обслуживание медицинской техники (ТОМТ);
- фармация; энергетика;
- маркшейдерское дело; нефтегазовое дело;
- подъемные сооружения и лифты; холодильное оборудование;
- охрана труда; пожарно-технический минимум;
- педагогика; спорт и фитнес.
В качестве доказательства получения услуги любым потребителем, независимо от места нахождения (жительства), Заявитель предоставил копии договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, заключенных с заказчиками Республики Карелия: ООО "Карелиан Вуд Кампани", ООО "Карелия-Восток-Сервис", АО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат", АО "Карельский окатыш", ГБУ Республики Карелия "Госпиталь для ветеранов войн".
Кроме того, Заявитель оказывает услуги по обучению мерам пожарной безопасности работников организаций, по программам "Пожарно-технический минимум", согласованным Управлением надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по г. Москве (письмо от 24.07.2013 N 4690-4-5).
Информация о деятельности Заявителя размещена в сети Интернет: - сайт https://www.snta.ru; - группа в социальной сети "Вконтакте" https://vk.com/anodposnta.
В свою очередь, АНО ДПО "СНТА" (ИНН 1001339630) зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску 21.03.2019 за основным государственным регистрационном номером 1191001002169 (подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 02.04.2019 N ЮЭ9965-19-36537513).
Согласно Уставу организации полное наименование - автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Современная научно-техническая академия", сокращенное наименование - АНО ДПО "СНТА".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АНО ДПО "СНТА" является деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код 85.42.9 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).
В качестве дополнительных видов деятельности указаны обучение профессиональное (код 85.30) и образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (код 85.41.9).
Пунктом 1.10 Устава АНО ДПО "СНТА" (утвержден решением единственного учредителя, протокол 22.01.2019 N 02/19) предусмотрено, что организация реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, а также программы профессионального обучения, занимается научно-технической деятельностью в области дистанционных технологий в образовании.
Пунктом 2.1 Устава АНО ДПО "СНТА" предусмотрено, что основной целью деятельности организации является оказание образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам. В силу пункта 2.2 Устава АНО ДПО "СНТА" вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам:
- программы подготовки научно-педагогических кадров;
- программы ординатуры;
- дополнительные общеобразовательные программы;
- программы профессионального обучения.
В письме от 06.06.2019 N 11/03 АНО ДПО "СНТА" указало, что с момента создания финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется по причине прохождения процедуры лицензирования, сайт в сети Интернет отсутствует, договоры с хозяйствующими субъектами не заключались.
На основании приказа Министерства образования Республики Карелия от 23.07.2019 N 809 АНО ДПО "СНТА" выдана лицензия от 23.07.2019 N 0007709 на осуществление деятельности по дополнительному профессиональному образованию, профессиональному обучению.
Единственным учредителем АНО ДПО "СНТА" (ИНН 1001339630) является автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Карельская строительная академия" (сокращенное наименование АНО ДПО "КСА").
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.06.2019 единственным учредителем АНО ДПО "КСА" является - Вихорев Алексей Константинович, директором - Вихорев Дмитрий Алексеевич, он же является директором АНО ДПО "СНТА".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АНО ДПО "КСА" является деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код 85.42.9 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).
В качестве дополнительных видов деятельности, в том числе, указаны обучение профессиональное (код 85.30) и образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (код 85.41.9).
Отвечая на запрос Карельского УФАС России от 20.06.2019 N 03- 15/141/2294 АНО ДПО "КСА" с письмом от 24.06.2019 N 34 не представило запрошенные документы - устав, реестр договоров, копию лицензии, сведения о перечне видов обучения, а также перечень направлений, по которым осуществляется обучение.
Вместе с тем в ходе рассмотрения заявления, посредством изучения информации, размещенной на сайте Министерства образования Республики Карелия, а также АНО ДПО "КСА", Управлением установлено следующее.
В соответствии с лицензией от 05.04.2019 N 3091, выданной Министерством образования Республики Карелия, АНО ДПО "КСА" вправе осуществлять деятельность по дополнительному профессиональному образованию, профессиональному обучению.
АНО ДПО "КСА" оказывает услуги по обучению мерам пожарной безопасности работников организаций, по программам "Пожарно-технический минимум", согласованным Управлением надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Республике Карелия письмом от 16.04.2013 N 450- УНД-2-13.
Согласно пункту 1.10 Устава АНО ДПО "КСА" (утвержден решением единственного учредителя от 29.12.2010, распечатан Управлением с сайта в сети Интернет - anooksa.ru) организация реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, программы подготовки научнопедагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, а также программы профессионального обучения, занимается научно-технической деятельностью в области дистанционных технологий в образовании.
Пунктом 2.1 Устава АНО ДПО "КСА" предусмотрено, что основной целью деятельности организации является оказание образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам.
В силу пункта 2.2 Устава АНО ДПО "КСА" вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам:
- программы подготовки научно-педагогических кадров;
- программы ординатуры;
- дополнительные общеобразовательные программы;
- программы профессионального обучения.
Повышение квалификации осуществляется по следующим направлениям: строительство, проектирование, инженерные изыскания, энергоаудит, пожарная безопасность, пожарно-технический минимум, экологическая безопасность, охрана труда, атомная промышленность.
АНО ДПО "КСА" проводит обучение как в очной, так и в заочной формах с применением дистанционных образовательных технологий.
Информация о деятельности АНО ДПО "КСА" размещена в сети Интернет - сайт http ://anooksa.ru.
Согласно части 1 пунктов 1 и 2 статьи 9 ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.
Пунктом 2 статьи 9 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (субъектов) распространяются и на действия (бездействие) группы лиц, что свидетельствует о том, что Закон рассматривает группу лиц в качестве единого субъекта на товарном рынке.
С учетом изложенного, Управление признало АНО ДПО "СНТА" (ИНН 1001339630) и АНО ДПО "КСА" группой лиц по вышеуказанным основаниям (один директор - Вихорев Д.А., АНО ДПО "КСА" единственный учредитель АНО ДПО "СНТА").
Заявитель и группа лиц в составе АНО ДПО "КСА" и АНО ДПО "СНТА" осуществляют (вправе осуществлять) аналогичные виды деятельности в соответствии с видами деятельности, указанными в выписках из ЕГРЮЛ, выданными лицензиями, информацией, размещенной в сети Интернет, представленными документами.
Управлением установлено, что Заявитель и АНО ДПО "КСА" информацию об осуществлении деятельности по обучению размещают в сети Интернет, обучение проводится как в очных, так и в заочных формах с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет пройти обучение любому потребителю независимо от его места нахождения (жительства).
С учетом изложенного, УФАС сделало вывод о том, что Заявитель и группа лиц в составе АНО ДПО "КСА" и АНО ДПО "СНТА" осуществляют (вправе осуществлять) деятельность на всей территории Российской Федерации, следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.
Заявитель, АНО ДПО "СНТА", АНО ДПО "КСА" зарегистрированы в качестве юридических лиц, что подтверждается внесением сведений об их регистрации в ЕГРЮЛ, относятся к числу некоммерческих организаций в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации.
Уставами Заявителя, АНО ДПО "СНТА", АНО ДПО "КСА" предусмотрено, что оказание образовательных услуг осуществляется на платной основе, что свидетельствует об осуществлении ими деятельности, приносящей доход.
На момент регистрации АНО ДПО "СНТА" (ИНН 1001339630, дата регистрации -21.03.2019), Заявителем уже было зарегистрировано в установленном порядке наименование АНО ДПО "СНТА" (ИНН 7705520940, дата регистрации - 09.07.2012), в связи с чем Управление пришло к выводу о том, что он в силу пункта 1.1 статьи 4 ФЗ "О некоммерческих организациях" обладает исключительным правом на его использование.
При этом в полном наименовании Заявителя и АНО ДПО "СНТА" использованы идентичные слова - "современная", "научная", "академия", а также созвучные с фонетической точки зрения слова - "технологическая" и "техническая".
Сокращенные наименования Заявителя и АНО ДПО "СНТА" абсолютно идентичны, тождественны как с фонетической, так и с семантической точки зрения.
Вместе с тем при создании новой организации - АНО ДПО "СНТА" (ИНН 1001339630) его учредитель АНО ДПО "КСА", осуществляющий деятельность на рынке образовательных услуг, по мнению УФАС, не мог не знать о существовании на указанном рынке на протяжении семи лет некоммерческой организации с наименованием, сходным до степени смешения с наименованием вновь созданной организации.
Кроме того, Управлением установлено, что в соответствии с пунктом 1.6 Устава АНО ДПО "СНТА" имеет символику - эмблему (логотип) в виде двух параллельных векторных остроугольных зданий, состоящих из двух частей каждое, при этом левое полностью находится в полуокружности, правое верхней частью пересекает полуокружность. Эмблема (логотип) может использоваться в различной цветовой гамме без изменения его (ее) составных частей. Изображение эмблемы (логотипа) размещено на титульном листе Устава, в следующем виде:
*Указанный логотип АНО ДПО "СНТА" использует также на бланках, в печати.
В свою очередь Заявитель на сайте в сети Интернет, а также на бланках (на заявлении, поданном в Карельское УФАС России), в печати использует эмблему следующего вида:
С учетом исполнения логотипов Заявителя и АНО ДПО "СНТА" в виде параллельных остроугольных фигур, находящихся в полуокружности, УФАС сделало вывод о том, что логотипы сходны до степени смешения.
Управление указало, что в предпринимательской деятельности логотип - типичный пример коммерческого обозначения юридического лица, это своего рода способ выделения и отделения юридического лица от других, ему подобных участников рынка. Коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы.
Таким образом, УФАС пришло к выводу о том, что действия группы лиц в составе АНО ДПО "КСА" и АНО ДПО "СНТА" по использованию полного, сходного до степени смешения наименования, и сокращенного, тождественного как с фонетической, так и с семантической точками зрения наименования последнего, с полным и сокращенным наименованием Заявителя, а также по использованию при осуществлении АНО ДПО "СНТА" как коммерческого обозначения логотипа, сходного до степени смешения с логотипом Заявителя, нарушают требования действующего законодательства, направлены на получение преимуществ при осуществлении приносящей доход деятельности.
Кроме того, правомерно предположить, что подобное поведение группы лиц в составе АНО ДПО "КСА" И АНО ДПО "СНТА" потенциально способно причинить убытки Заявителю в виде неполученных доходов, возможных к получению в рамках добросовестной конкуренции (так как может повлечь перераспределение спроса на рынке оказания образовательных услуг).
Управлением учтено, что письмом от 18.04.2019 N 11/02 АНО ДПО "СНТА" отказало Заявителю в изменении наименования, что также свидетельствует о стремлении к получению преимуществ при осуществлении приносящей доход деятельности.
С учетом изложенного Управление установило в действиях группы лиц в составе АНО ДПО "КСА" и АНО ДПО "СНТА", связанных с использованием наименования и коммерческого обозначения в виде логотипа, тождественного и сходного до степени смешения с наименованием и коммерческим обозначением в виде логотипа Заявителя, наличие признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренной статьей 14.8 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с наличием признаков нарушения статьи 14.8 ФЗ "О защите конкуренции" в действиях группы лиц в составе АНО ДПО "КСА" и АНО ДПО "СНТА", выразившегося в использовании наименования, сходного до степени смешения с наименованием Заявителя, а также использования сходного до степени смешения логотипа, Карельское УФАС России вынесло предупреждение от 19.08.2029 N 03- 15/141/3118 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно данному предупреждению группе лиц в составе АНО ДПО "КСА" и АНО ДПО "СНТА" необходимо в срок до 01 ноября 2019 года прекратить указанные действия путем:
1) прекращения использования полного наименования (без учета организационно-правовой формы), сходного до степени смешения с полным наименованием (без учета организационно-правовой формы) Заявителя, в том числе путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы;
2) прекращения использования в сокращенном наименовании АНО ДПО "СНТА" аббревиатуры "СНТА", в том числе путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы;
3) прекращения использования на бланках, в печати и иными способами коммерческого обозначения в виде логотипа:
, в том числе путем внесения соответствующих изменений в Устав.
Полагая, что названное предупреждение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, АНО ДПО "КСА" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предупреждения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции", Закон о защите конкуренции), определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
На основании части 1 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Частью 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Таким образом, из содержания части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции следует, что предупреждение выдается только лишь при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 10 ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (пункт 2 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
В силу пункта 1.1 статьи 4 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
В силу пункта 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.
Согласно части 2 статьи 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Частью 6 статьи 1252 ГК РФ установлено, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что АНО ДПО "СНТА" (ИНН 7705520940) было зарегистрировано в качестве юридического лица раньше АНО ДПО "СНТА" (ИНН 1001339630) и соответственно сведения АНО ДПО "СНТА" (ИНН 7705520940) о его наименовании были внесены в ЕГРЮЛ ранее сведений о фирменном наименовании АНО ДПО "СНТА" (ИНН 1001339630).
С учетом исполнения логотипов Заявителя и АНО ДПО "СНТА" в виде параллельных остроугольных фигур, находящихся в полуокружности, был сделан вывод, что логотипы сходны до степени смешения.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что анализ представленных в материалы дела документов подтверждает то обстоятельство, что группой лиц в составе АНО ДПО "СНТА" и АНО ДПО "КСА" использовались наименование и коммерческое обозначение логотипа, тождественного и сходного до степени смешения с наименованием, коммерческим обозначением в виде логотипа автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Современная научнотехнологическая академия".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные действия содержат признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренной статьей 14.8 ФЗ "О конкуренции".
Вопреки доводам подателя жалобы, при рассмотрении заявлений и материалов антимонопольные органы не ограничены доводами заявителей, изложенными в заявлениях, вправе самостоятельно принимать решения о наличии/отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства с принятием соответствующих мер реагирования (подпункт 3 части 2 статьи 39 ФЗ "О защите конкуренции").
Как верно указано в решении суда первой инстанции, Карельское УФАС России не обращалось в суд с иском к АНО ДПО "КСА" о прекращении использования наименования, тождественного наименованию заявителя, а действовало в рамках предоставленных ему ФЗ "О защите конкуренции" полномочий, установило признаки недобросовестной конкуренции и, руководствуясь статьёй 39.1 ФЗ "О защите конкуренции", выдало предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки недобросовестной конкуренции.
При этом на возможность защиты права на наименование некоммерческой организации от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, ФЗ "О защите конкуренции", статьи 10.bis Парижской конвенции, указано в пункте 147 Пленума N 10.
Учитывая изложенное, оспариваемое предупреждение УФАС соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, оснований полагать, что оспариваемым актом нарушаются права и законные интересы заявителя, что является необходимым условием для признания такого акта недействительным не имеется.
Доводы подателя жалобы о не рассмотрении запроса АНО ДПО "КСА" от 24.06.2019 с просьбой мотивировать необходимость предоставления документов, указанных в запросе от 20.06.20019 N 03-15/141/2294, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В связи с рассмотрением поступившего в адрес Управления заявления, на основании части 1 статьи 25, части 6 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции" в адрес АНО ДПО "КСА" был направлен запрос о представлении информации.
При этом в запросе была отражена информация о рассмотрении УФАС заявления Заявителя с жалобой на действия АНО ДПО "СНТА" по использованию фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию заявителя.
Кроме того, в указанном в запросе была отражена информация об установлении в рамках рассмотрения заявления обстоятельств, свидетельствующих, что учредителем АНО ДПО "СНТА" является АНО ДПО "КСА".
Согласно части 1 статьи 25 ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Соответственно, антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимые документы и информацию, а последние, в свою очередь, обязаны предоставить запрашиваемые сведения в установленный антимонопольным органом срок. Объем запрашиваемых сведений определяется антимонопольным органом самостоятельно в зависимости от существенных обстоятельств.
Мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация о существе дела, целях и задачах истребования документов. Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что запрос УФАС был мотивирован в том объеме, который предусмотрен статьей 25 ФЗ "О защите конкуренции" - указаны сведения о заявителе, существе его требования, а также причины направления запроса в АНО ДПО "КСА".
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22 января 2020 года по делу N А26-10571/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Карельская строительная академия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10571/2019
Истец: АНО дополнительного профессионального образования "Карельская строительная академия"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: АНО дополнительного профессионального образования "Современная научно-техническая академия", АНО дополнительного профессионального образования "Современная научно-технологическая академия"