Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2020 г. N Ф07-9716/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А56-60924/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Мосякина Ю.П. - доверенность от 01.01.2020
от ответчика (должника): не явился. извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11717/2020) ООО "Трансойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2020 по делу N А56-60924/2019(судья Сурков А.А.), принятое
по иску ООО "Трансойл"
к ООО "ИРТРАНС ВОСТОК"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ОГРН: 1037835069986; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Иртранс Восток" (ОГРН: 1053810030230; далее - ответчик) о взыскании 530 314,18 руб. в возмещение убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору поставки от 01.10.2014 N 255/10-19/14.
Решением суда от 03.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Определением суда от 04.06.2020 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2020 N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", суд изменил дату судебного заседания с 01.07.2020 на 08.07.2020.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направил. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество "Иртранс Восток" поставило Обществу "Трансойл" по Договору поставки от 01.10.2014 N 255/10-19/14 (далее - договора) эластомерные поглощающие аппараты (далее - ЭПА).
В соответствии с условиями договора (п.8.4, 8.4.1), если в течение гарантийного срока Товар окажется дефектным или не соответствующим условиям Договора, Покупатель имеет право устранить/исправить/ дефекты самостоятельно, и потребовать возмещения поставщиком понесённых Покупателем расходов на устранение/исправление дефектов.
В этом случае Поставщик обязан возместить Покупателю все понесенные последним расходы в течение 5 дней с момента получения Поставщиком соответствующего требования и составления акта забраковки согласно п. 8.6 Договора.
В соответствии с пунктом 8.6 Договора о факте обнаружения дефекта Товара в течение гарантийного срока Покупатель извещает Поставщика в письменной форме. Полномочный представитель Поставщика обязан прибыть к месту нахождения Товара в течение 5 дней с момента получения письменного уведомления Покупателя для составления Акта забраковки.
Если в течение 5 дней с момента получения Поставщиком письменного уведомления Покупателя Поставщик не сообщит о своем участии в составлении Акта забраковки, либо по прибытии откажется от его подписания, то Покупатель вправе составить Акт забраковки в одностороннем порядке.
Акт забраковки, составленный в одностороннем порядке, имеет равную юридическую силу для каждой из Сторон. Покупатель также вправе привлечь к составлению Акта забраковки представителя ТПП или иного компетентного органа с отнесением расходов на виновную сторону. Согласно пункту 8.7 Договора забракованный Покупателем Товар должен быть отремонтирован на месте или вывезен Поставщиком со склада (стройплощадки, офиса) Покупателя не позднее 15 дней со дня составления Акта забраковки.
Вывоз забракованного Товара и предоставление взамен надлежащего Товара Поставщик осуществляет своими силами и за свой счет (включая все транспортные расходы по перевозке забракованного Товара, по доставке надлежащего Товара на склад (стройплощадку, офис) Покупателя, расходы по страхованию перевозимого Товара, а также возмещает Покупателю документально подтвержденные расходы на монтаж вновь поставленного надлежащего Товара и демонтаж забракованного Товара). Любые сообщения между Сторонами должны совершаться в письменной форме и считаются направленными, если они отправлены по почте заказным письмом (телеграммой) по адресу Стороны, указанному в настоящем Договоре.
Любые сообщения между Сторонами считается полученными Стороной в дату поступления такого уведомления по адресу Стороны, указанному в настоящем Договоре. Соблюдение процедуры, предусмотренной настоящим пунктом, не мешает Сторонам пользоваться услугами оперативной связи (факсимильной связью, электронной почтой) в процессе исполнения Договора (пункт 12.5 Договора).
В период март 2017 года - май 2018 года работниками ОАО "РЖД" на полигоне курсирования ж.д. подвижного состава были произведены отцепки, забраковка с переводом в нерабочий парк и последующий текущий отцепочный ремонт (далее - ТОР) вагонов собственности Общества "Трансойл".
Причинами отцепки и забраковки вагонов N N 51696821, 51233559, 50725464, 51387348, 51621779, 50059260, 53904900, 51529956, 51131191, 51055655, 51629368, 57276859, 51760031, 51491231, 51230456, 50327030, 51466308, 51529790, 51489730, 51031763, 58702655, 51708451, 51624948, 51714848 по кодам неисправности КЖА 2005 04 явились технологические неисправности ЭПА.
В рамках исполнения обязательств по договору от 14.06.2013 N ТОР-ЦВ-00-32 на выполнение ТОР грузовых вагонов, принадлежащих Обществу "Трансойл", и Регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, силами эксплуатационных вагонных депо с оформлением необходимой рекламационной документации ОАО "РЖД" был произведен ремонт вагона собственности Общества "Трансойл".
Ремонт любого вагона с неисправностью производится в соответствии с руководящим документом МПС РФ от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" и договором подряда с собственником вагона.
Пунктом 2.4 Руководства установлено, что при текущем отцепочном ремонте (ТОР) должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно- 3 А56-60924/2019 фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
В соответствии с п.2.6 Руководства текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными, то есть ТОР является единым технологическим процессом, в ходе которого производятся обязательные работы по проверке и замене в случае обнаружения неисправностей ЭПА, тормозного оборудования, тележек, буксового узла, колесных пар, кузова, рамы вагона. Согласно актам и уведомлениям ВУ-22, ВУ-36 обнаруженные неисправности устранены, вагоны выпущены из ремонта. Работы и расходы подрядчика в полном объёме оплачены собственником - Обществом "Трансойл".
При проведении текущего и планового ремонта были забракованы следующие ЭПА: N N PA000000830-000503, PA000000857-000509, PA000008907-003911, PA000001419-141609, PA000012371-141609, PA000003308-141610, PA000031320- 141603, PA000001826-141609, PA000002545-141609, PA000000504-141603, PA000004027-141611, PA000004301-141609, PA000010271-141604, PA000007007- 000503, PA000001057-141609, PA000002209-141608, PA000012541-141609, PA000001102-141610, PA000002674-141608, PA000003277-000502, PA000000361- 141614, PA000001064-674004, PA000003305-003909, PA000006742-141614.
В соответствии с пунктом 8.7 Договора, забракованный покупателем товар должен быть отремонтирован на месте или вывезен поставщиком со склада покупателя не позднее 15 дней со дня составления акта забраковки. Вывоз забракованного товара и предоставление взамен надлежащего товара, поставщик осуществляет своими силами и за свой счёт (включая все транспортные расходы по перевозке забракованного товара, по доставке надлежащего товара на склад покупателя, расходы по страхованию перевозимого товара, а также возмещает покупателю документально подтверждённые расходы на монтаж вновь поставленного надлежащего товара и демонтаж забракованного товара).
В рамках досудебного претензионного порядка в адрес ООО "Иртранс Восток" была направлена претензия N 901/2018/03.17-05.18/ИртрансВосток.
Поскольку названная претензия была оставлена без удовлетворения, Общество "Трансойл" обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, усматривает основания для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (пункт 2 статьи 469 ГК РФ).
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 475 ГК РФ покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Как установлено пунктом 3 статьи 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения ему убытков, их размер, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору, причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств и причиненными истцу убытками. Для удовлетворения требования о взыскании убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных фактов.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истец доказал наличие совокупности фактов, необходимых для взыскания с ответчика убытков в сумме 530 314,18 руб., связанных с отцепочным ремонтом железнодорожных вагонов истца.
Из материалов дела следует, что ответчик во исполнение обязательств по Договору поставил истцу ЭПА.
Суд установил, что причиной отцепки неисправных вагонов явились технологические неисправности ЭПА, установленных на вагонах истца.
Действующее законодательство предписывает ОАО "РЖД" производить отцепку неисправных вагонов в текущий ремонт для устранения неисправностей.
Согласно пункту 6.2 Регламента организации работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов от 09.01.2004 N 667-2004 ПКБ ЦВ при выявлении дефектов узлов и деталей вагонов, возникших в период гарантийных сроков ответственности по причине низкого качества изготовления, ремонта или модернизации составляются акты-рекламации формы ВУ-41-М.
По факту отцепки спорных вагонов в текущий отцепочный ремонт истец представил в дело акты-рекламации по форме ВУ-41-М, в которых указана полная информация по каждому случаю неисправности, в том числе наименование отказавших узлов и деталей, их завод-изготовитель, характер дефекта, заключение комиссии о причинах появления дефектов. Представленными актами-рекламациями подтверждается, что причина появления дефектов на вагонах - технологические неисправности ЭПА.
Акты - рекламации, представленные в дело, составлены в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами, подтверждающими причинно-следственную связь между действиями ответчика, поставившим товар (ЭПА), не выдержавший гарантийный срок изготовления, и возникновением неисправности вагонов.
Таким образом ответчик является лицом, обязанным возместить истцу убытки, связанные с текущим отцепочным ремонтом спорных вагонов.
Ссылки ответчика об отсутствии уведомления со стороны ООО "Трансойл" в порядке пункта 8.6 Договора не опровергают факты недостатков товара и расходов, понесенных истцом по их устранению.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта.
Общая сумма расходов, понесенных Истцом по устранению недостатков товара, выявленных в период гарантийного срока, подтверждается расчетно-дефектными ведомостями и актами выполненных работ. Оплата истцом текущего отцепочного ремонта спорных вагонов подтверждена платежными поручениями, представленными в материалы дела.
В соответствии с пунктом 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97 (разработано и утверждено Министерством путей сообщения Российской Федерации 02.09.1997), при текущем отцепочном ремонте контрольные и регламентные работы являются обязательными и должны быть проведены вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Контрольно-регламентные работы проводятся для соблюдения процедуры проведения текущего отцепочного ремонта, поскольку эксплуатационное вагонное депо несет гарантийную ответственность за выполненный ремонт.
Пункт 5.1 названного Руководства устанавливает обязательный порядок проверки при текущем отцепочном ремонте технического состояния тормозного оборудования и предохранительных устройств.
С учетом изложенного при производстве текущего отцепочного ремонта спорных вагонов работы не могли быть выполнены в меньшем объеме, чем предусмотрено нормативными инструкциями, независимо от причины поступления вагона в ремонт.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2020 по делу N А56-60924/2019 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Иртранс Восток" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" 530 314,18 руб. в возмещение убытков, 13 606 руб. расходов оп оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60924/2019
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: ООО "ИРТРАНС ВОСТОК"