город Томск |
|
13 июля 2019 г. |
Дело N А03-21380/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Логачева К.Д., рассмотрел апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (N 07АП-4609/2020) на решение от 19.03.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-21380/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Мищенко А.А..), по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (ИНН 2225082380, ОГРН 1062225028018), г. Барнаул, Алтайский край к Наземцевой Нине Захаровне (ИНН 222400034817), г. Барнаул, Алтайский край о взыскании финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года в размере 6 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к нотариусу Наземцевой Нине Захаровне (далее по тексту - заинтересованное лицо, страхователь) о взыскании финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года в размере 6 000 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 16.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 6, 8, 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), указывает на то, что страхователем поданы сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года в отношении 12 застрахованных лиц с нарушением срока.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 15.03.2019 страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года на 12 застрахованных лица.
В отношении Наземцевой Н.З. Пенсионным фондом была проведена проверка, и по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, 11.04.2019 был составлен акт N 032S18190005066.
Рассмотрев акт о выявленном правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, заявитель 23.05.2019 принял решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 032S1910005902, которым страхователь был привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закон N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 6 000 рублей.
Требование N 032S01192880517 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.06.2019 направлено в адрес заинтересованного лица, и в срок до 12.07.2019 в добровольном порядке исполнено не было.
Неисполнение страхователем требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Арбитражному делу присваивался номер А03-18811/2019. 20.11.2019 судом был вынесен судебный приказ, в отношении исполнения которого от Наземцевой Н.З. поступили возражения. Определением от 04.12.2019 судебный приказ от 20.11.2019, выданный по делу N А03-18817/2019 был отменен.
После чего, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания с Наземцевой Н.З. финансовых санкций.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142)в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (ред. от 14.06.2018) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (Далее Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный законом срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь 2019 года в отношении 12 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - январь 2019 года - не позднее 15 февраля 2019 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года в отношении 12 застрахованных лиц были поданы по телекоммуникационным каналам связи - 15.03.2019.
После проведения проверки данных сведений, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременности предоставления сведений, в связи с чем, им было принято решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Оператором электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствующим установленным требованиям и осуществляющим деятельность по обеспечению электронного документооборота является ЗАО "Калуга Астрал".
Как следует из письма от 14.03.2019 N 921/1С, ЗАО "Калуга Астрал" подтвердило, что действительно, Наземцева Н.З. сформировала и направила в Пенсионный фонд пакет сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, указанный пакет сведений получен транспортным сервером оператора электронного документооборота ЗАО "Калуга Астрал" 07.02.2019, то есть в установленный законом срок. Однако в результате единичного сбоя в модуле электронного документооборота указанный пакет сведений не мог быть обработан и передан в адрес территориального органа Пенсионного фонда.
Представленными в материалы дела заинтересованным лицом доказательствами подтверждено, что страхователь действовал добросовестно и своевременно, 07.02.2019, в установленный законом срок, предпринял попытку представления отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года в отношении 12 застрахованных лиц в Пенсионный фонд через оператора электронного документооборота ЗАО "Калуга Астрал".
Таким образом, в ходе судебного разбирательства суду первой инстанции представлены доказательства того, что невозможность предоставления отчетности в установленный законом срок возникла не по вине страхователя, а в результате единичного сбоя в модуле электронного документооборота.
Пенсионный фонд не представил суду дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований. Доводов в опровержение позиции страхователя об отсутствие вины, Пенсионным фондом также не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, имеющиеся доказательства являются достаточными для разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 12 застрахованных лиц, которые были направлены в отчете СЗВ-М и получены Пенсионным фондом 15.03.2019, следует квалифицировать как сведения, полученные с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Единичный сбой в модуле электронного документооборота, факт которого подтверждается оператором электронного документооборота ЗАО "Калуга Астрал", при направлении страхователем отчета в установленный законом срок, носит технический характер и позволяет рассмотреть вопрос о нарушении срока, как произошедший по независящим от страхователя обстоятельствам.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.03.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-21380/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-21380/2019
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: Наземцева Нина Захаровна
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4609/20
20.03.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21380/19
19.03.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21380/19
30.12.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21380/19