город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2020 г. |
дело N А53-8773/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу муниципального предприятия "Азовводоканал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2020 по делу N А53-8773/2020
по заявлению муниципального предприятия "Азовводоканал"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Азовводоканал" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 05.03.2020 N 061/04/9.21-226/2020.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на рекомендательный характер п. 1.2 выданных заявителю ТУ, и, следовательно, об отсутствии навязывания заявителю условий, противоречащих законодательству в области технологического присоединения к инженерным сетям. Кроме того, апеллянт указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) поступило заявление Руденко Р.В. (вх. 21490) о неправомерных действиях муниципального предприятия "Азовводоканал", выразившихся в нарушении Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" при подключении к сетям водоснабжения и водоотведения жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Азов, ул. Торговая, 83.
20.01.2020 Управление направило в адрес МП "Азовводоканал" извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении письмом N 888/02. Изменение получено МП "Азовводоканал" 23.01.2020 г., согласно почтовому идентификатору N34400643813208.
12.02.2020 должностным лицом управления Бубельцовой О.С. в отсутствие представителя МП "Азовводоканал" был составлен протокол об административном правонарушении N 061/04/9.21-226/2020 о совершении МП "Азовводоканал" административного правонарушения, выразившемся в необоснованном возложении на Руденко Р.В. обязанности по проектированию и строительству в точке врезки в водопроводную линию из стальных труб, диаметром 150 мм по ул. Торговая водопроводного колодца, в котором Руденко Р.В. необходимо было установить отключающую запорную арматуру (т.е. за границами земельного участка) тем самым нарушило порядок технологического присоединения объектов капитального строительства к сети водоснабжения, установленный Правилами 644., ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
17.02.2020 определением о назначении дела рассмотрения дела N 061/04/9.21- 226/2020 дело об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 03.03.2020 г. в 15 часов 30 минут.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении, а также материалы административного дела в присутствии представителя МП "Азовводоканал" Сивачевой К.А., заместителем руководителя Управления Батуриным С.В. вынесено постановление от 05.03.2020 по делу N 061/04/9.21-226/2020 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ с назначение наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Копия постановления получена представителем МП "Азовводоканал" Сивачевой К.А. 05.03.2020.
Полагая, что вины в действиях нет, а требование МП "Азовводоканал" носили рекомендательный характер, заявитель обратился в суд с заявлением о признании постановления 05.03.2020 по делу N 061/04/9.21-226/2020 незаконным и его отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, 14.9, 14.31 - 14.33, 14.38, 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31 - 14.33 данного Кодекса; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.4823.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, постановление о назначении административного наказания по делу N 061/04/9.21-226/2020 об административном правонарушении от 05.03.2020 было принято уполномоченным должностным лицом - заместителем руководителя Управления Батуриным С.В.
В соответствии с части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в нарушении установленных законодательством порядка и сроков представления потребителю технических условий, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются, в том числе юридические лица.
В пункте 88 Правил N 644 установлено, что заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.
Согласно пункту 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 Технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Исходя из пункта 15 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 83 от 13.02.2006 (далее - Правила N 83), подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данной норме корреспондируют положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013N 644 (далее - Правила N 644), которые регулируют, в том числе, порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров транспортировки воды, договоров транспортировки сточных вод.
Судом при исследовании материалов дела установлено, что 26.03.2019 Руденко Р.В. обратился в муниципальное предприятие "Азовводоканал" с заявкой (Р-190 от 26.03.2019 г.) на технологическое присоединение объекта капитального строительства к сети водоснабжения и водоотведения.
08.04.2019 МП "Азовводоканал" направило в адрес заявителя технические условия N 847 от 08.04.2019 г. на подключение жилого дома по адресу: г. Азов, ул. Торговая, 83 к сетям водоснабжения.
Пунктом 1.2 технических условий предусмотрено, что Руденко Р.В. необходимо в точке врезки в водопроводную линию из стальных труб, диаметром 150 мм по ул. Торговая запроектировать и построить водопроводный колодец, в котором установить отключающую запорную арматуру.
Между тем точка врезки находится за пределами земельного участка Руденко Р.В.
П. 2 Правил 644 установлено, "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов централизованных систем холодною водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Кроме того, п. 32 Правил 644 предусмотрено, что при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Как следует из п. 3 Главы 1 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка.
Исходя из этого, управление обоснованно пришло к выводу, что МП "Азовводоканал" незаконно возложило на Руденко Р.В. обязанность по проектированию и строительству в точке врезки в водопроводную линию из стальных труб, диаметром 150 мм по ул. Торговая водопроводного колодца, в котором также определили установить отключающую запорную арматуру, тем самым нарушило порядок технологического присоединения объектов капитального строительства к сети водоснабжения, установленный Правилами 644.
МП "Азовводоканал", возражая против вынесенного постановления, указывало, что управлением ошибочно сделан вывод об императивном характере информации, содержащейся в техническом условии N 847, касающейся возложения обязанности по проектированию и строительству в точке врезки в водопроводную линию из стальных труб, диаметром 150 мм по ул. Торговая водопроводного колодца, в котором установить отключающую запорную арматуру (т.е. за границами земельного участка Руденко Р.В.). По мнению заявителя, технические условия являются необязательным документом при осуществлении технологического присоединения, в них содержатся сведения именного информационного, но никак не обязывающего характера, в связи с чем управление необоснованно пришло к выводу о навязывании МП "Азовводоканал" заявителю условий, противоречащих законодательству в области технологического присоединения к инженерным сетям.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы МП "Азовводоканал" несостоятельны ввиду того, п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям, инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" содержит формулировку "Технические условия должны содержать следующие данные", что указывает на наличие обязательных пунктов технических условий, данная формулировка дает исчерпывающий перечень пунктов только обязательного характера, никак не ограничивая включение другой информации в технические условия.
Исходя из буквального толкования слов и терминов, использованных МП "Азовводоканал" в пункте 1.2. технических условий, а именно "в точке врезки в водопроводную линию необходимо запроектировать и построить водопроводный колодец, в котором установить отключающую запорную арматуру" - следует о формулировании данного условия как обязанности, в связи с чем доводы учреждения о рекомендательном характере пункта 1.2. несостоятельны.
Таким образом, материалами дела N 061/04/9.21-226/2020, протоколом об административном правонарушении от 12.02.2020 г. подтверждено наличие в действиях МП "Азовводоканал" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом проведена оценка материалов дела, на основе анализа представленных документов установлено, что именно МП "Азовводоканал" является субъектом ответственности за совершение вмененного ему административного правонарушения.
В материалах дела об административном правонарушении имеются достаточные доказательства, указывающие на наличие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких условиях суд не усмотрел правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 рублей, как наиболее адекватная мера правового воздействия.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2020 по делу N А53-8773/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8773/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АЗОВВОДОКАНАЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ