Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф06-67089/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А55-34878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 06 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием: от общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН" - представитель Ивашура Е.В.(доверенность от 10.02.2020),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2020 года по делу N А55-34878/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
о признании недействительным предписания N Ставр-80650 от 19.09.2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ответчик), о признании недействительным предписания N Ставр-80650 от 19.09.2019 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Государственная жилищная инспекция Самарской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Государственной жилищной инспекции Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя общества с ограниченной ответственностью "МАИ+ЗН", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Государственной жилищной инспекцией Самарской области проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью "МАИ+3Н" по вопросам порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.09.2019 (т.1, л.д. 90-94).
19.09.2019 по итогам проведенной проверки ГЖИ СО выдало заявителю предписание N Ставр-80650 от 19.09.2019 г., которым на Общество возложена обязанность в трехмесячный срок устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
Произвести начисление платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования потребителям, проживающим по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9 до момента принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с решением общего собрания собственников помещений от 28.10.2014 г., на период с 01.07.2018 г. по 30.06.2019 г.
Произвести перерасчет платы за содержание, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования потребителям проживающим по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9 начисленной с июля 2019 года (л.д. 10-13).
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, указывая на то, что плата за "содержание", "текущий ремонт" и обслуживание внутридомового газового оборудования фактически была установлена собственниками помещений протоколом от 28.10.2014 г. с июля 2019 года. Также поясняет, что органу контроля было известно о существовании вышеназванного протокола от 28.10.2014 г., поскольку копия данного протокола была направлена Заявителем в ответ на запрос о предоставлении информации N Ставр-80650 от 27.08.2019 г. сопроводительным письмом N 719 от 13.09.2019 г.
В соответствии с пунктами 17-18 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила):
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Решения, предусмотренные вышеназванными пунктами Правил на момент вынесения обжалуемого предписания как отмечалось выше имелись у Заинтересованного лица, однако, не принимая их во внимание и вопреки вышеназванным пунктам Правил, Федеральному закону N 176-ФЗ от 29.06.2015 г. Постановлению Правительства от 03.04.2013 г. N 290 Орган контроля указал, что решения собственников об установлении платы за "содержание", "текущий ремонт общего имущества" и ТО ВДГО не имеется. Также Заинтересованное лицо указало, что должностным лицом, а именно руководителем Заявителя было допущено самовольное увеличение платы по вышеназванным статьям, что фактически противоречит всем имеющимся документам, а также тесту обжалуемого предписания, согласно которому установлено, что приказ должностного лица - руководителя ООО "МАИ+3Н" основывался на протоколе общего собрания 28.10.2014 г.
Исходя из изложенного, Заявитель считает, что Заинтересованное лицо, предписывая Заявителю действия, согласно обжалуемому предписанию фактически противоречило, фактам, установленным самим Заинтересованным лицом в обжалуемом предписании, в связи, с чем допустило искаженное толкования норм ЖК РФ применительно к обстоятельствам дела.
Заявитель отмечает, что обжалуемое предписание фактически ущемляет его права и экономические интересы как управляющей организации обслуживающей вышеназванный дом и выполняющей работы по "содержанию", "текущему ремонту" и ТО ВДГО в интересах и по заказу собственников помещений дома, расположенного по адресу: с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9.
Обжалуемее предписание фактически причиняет убытки Заявителю, поскольку как отмечалось ранее Орган контроля постановил исключение оплат собственников за "текущий ремонт", "содержание" и ТО ВДГО из квитанций, выставляемых собственникам, а также обязывает Заявителя возвратить денежные средства, которые в свою очередь уже были потрачены Заявителем на выполнение работ в интересах собственников в рамках обслуживания вышеназванного дома.
Аналогичные доводы приведены обществом и в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение для собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Договором управления устанавливается перечень услуг по статьям содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, периодичность выполнения работ и цена на эти услуги.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежаще содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства от 03.04.2013 г. N 290.
Для определения размера платы, по статье содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, собственники помещений в доме вправе провести общее собрание по вопросу установления цены на содержание, а в случае невозможности принятия решения обратиться по данному вопросу в органы местного самоуправления для принятия такого решения в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9, осуществляет ООО "МАИ+ЗН".
Как указала ГЖИ, из информации представленной ООО "МАИ+ЗН", в ходе проверки следует, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9, было принято решение, закрепленное в протоколе общего собрания от 28.10.2014 г., об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на период с 01.07.2014 г по 30.06.2019 г. На период с 01.07.2018 г. по 30.06.2019 г., плата за содержание и ремонт общего имущества была установлена в размере 24,77 руб./м2 общей площади жилого помещения (из них 23,50 руб./м2 за содержание общего имущества, 1,27 руб./м2 за текущий ремонт) и обслуживание ВДГО (в том числе наружные сети, внутридомовое оборудование, внутриквартирное оборудование, ремонтно-заявочное) без плит 358,46 руб. с одной квартиры. Обслуживание ВДГО для собственников, заключивших договор на обслуживание ВКГО с СВГК 66,05 руб. с одной квартиры.
Приказом директора ООО "МАИ+ЗН" от 15.07.2019 г. N 173 (представленного в ходе проверки) утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества согласно приложения N 1 (продолжение) к протоколу вышеуказанного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Ставропольский район Подстепки, пер. Лазурный, д. 9, из которого следует, что с. 01.07.2019 г., до момента принятия общим собранием иного перечня тарифов, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества устанавливается в размере 25,83 руб./м2 общей площади жилого помещения (из них 24,51 руб./м2 за содержание общего имущества, 1,32 руб./м за текущий ремонт) и обслуживание ВДГО (в том числе наружные сети, внутридомовое оборудование, внутриквартирное оборудование, ремонтно-заявочное) без плит 373,87 руб. с одной квартиры. Обслуживание ВДГО для собственников, заключивших договор обслуживание ВКГО с СВГК 68,89 руб. с одной квартиры.
Из анализа платежных документов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с декабря 2018 г. по август 2019 г. следует, что для расчета платы за содержание общего имущества, текущий ремонт и ТО ВДГО, многоквартирного дома по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9, в период с декабря 2018 г. по июнь 2019 г., для расчета платы за содержание общего имущества многоквартирного дома применена ставка, утвержденная решением общего собрания от 28.10.2014 г., а с июля 2019 г. - установленная приказом директора ООО "МАИ+ЗН" от 15.07.2019 г. N 173. Согласно приложения N 1 (продолжение) к протоколу вышеуказанного общего собрания собственников помещения многоквартирном доме.
Следовательно, как указала ГЖИ, действия ООО "МАИ+ЗН" по установлению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества и ТО ВДГО, установленного для жителей дома по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9, с 01.07.2019 г. и не утвержденного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, противоречит требованиям ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - "Правила N416).
Настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (п.1 "Правил 416").
В силу п. 2 "Правил N 416", под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п/п "ж" п. 4. Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
В силу п/п. "а" и "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требования к порядку расчета платы за содержание жилого помещения, являются лицензионными требованиями.
Соответственно указанные нарушения жилищного законодательства являются нарушением лицензионных требований.
Согласно материалам дела, в ходе осуществления проверочных мероприятий надзорный орган установил нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.
По мнению проверяющих указанное нарушение повлекло необоснованное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги для граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, тем самым затронуло права граждан, являющихся потребителями таких услуг, предоставленные и реализованные ими в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регламентирована нормами жилищного законодательства и имеет своей направленностью гарантирование прав и интересов собственников жилых помещений.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При этом на управляющую организацию не возлагается обязанность по предоставлению указанных предложений, а дается лишь право данной организации выступить с такими предложениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Статья 45 ЖК РФ обязывает собственника, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, сообщить иным собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. Обязанность собственников об информировании управляющей организации о предстоящем собрании и об обращении в управляющую компанию за получением экономически обоснованного тарифа жилищным законодательством не предусмотрена.
Однако законом не ставится во взаимозависимость получение собственниками предложений от управляющей организации и реализация собственниками права по самостоятельному установлению данной платы.
Однако, принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что действия ООО "МАИ+ЗН" по установлению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества и ТО ВДГО, установленного для жителей дома по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, пер. Лазурный, д. 9, с 01.07.2019 г. и не утвержденного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, противоречит требованиям ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований жилищного законодательства, определяющих порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения, последним не предоставлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания при отсутствии доказательств о нарушении прав Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно не учтено содержание протокола от 28.10.2014 г., которым плата за "содержание", "текущий ремонт" и обслуживание внутридомового газового оборудования фактически была установлена собственниками помещений с июля 2019 года., и органу контроля было известно о существовании вышеназванного протокола от 28.10.2014 г., поскольку копия данного протокола была направлена Заявителем в ответ на запрос о предоставлении информации N Ставр-80650 от 27.08.2019 г. сопроводительным письмом N 719 от 13.09.2019 г.
Позиция Общества со ссылкой на приложение N 1 (продолжение) к протоколу общего собрания является необоснованной по следующим основаниям.
Согласно протоколу от 28.10.2014 (вопрос N 5) собственники помещений установили, что утвердить тарифы за жилое помещение и дополнительные услуги за 1 кв.м. в месяц с 01.07.2014 на период пролонгации договора управления многоквартирного дома, согласно приложению N 1.
Изложенное не свидетельствует о том, что Общество вправе без согласования с собственниками самостоятельно изменять тарифы на какие-либо жилищные и иные услуги отличные от тарифов, установленных в 2014 году в приложении N4 протокола от 28.10.2014(вопрос N 5).
В 2014 году на общем собрании собственники не могли принять решение за период с 01.07.2019 года.
На основании пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
При этом, действующее законодательство не устанавливает ограничений на изменение собственниками помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, после заключения договора управления многоквартирным домом. Также, действующее законодательство не устанавливает иного порядка установления размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, чем предусмотрен пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрании собственников помещений в таком доме.
Законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.
Указанная норма является императивной, не предусматривает отступления от предписанного порядка. Соответственно стороны не могут, ссылаясь на свободу договора, выбирать иные правила поведения.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Инспекцией правомерно выдано предписание об устранении выявленных нарушений, основания для признания его недействительным отсутствуют, поскольку заявителем не представлено подтверждающих доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не указаны нормы закона, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый ненормативный правовой акт, в связи с чем, отсутствуют два обязательных условия для признания предписания незаконным: нарушения законодательства и ущемления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2020 года по делу N А55-34878/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34878/2019
Истец: ООО "МАИ+ЗН"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области