г. Пермь |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А60-61950/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя, товарищества собственников жилья "Уралмашевец-2": не явились;
от заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 февраля 2020 года по делу N А60-61950/2019,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению товарищества собственников жилья "Уралмашевец-2" (ИНН 6663033072, ОГРН 1036604795358)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Уралмашевец-2" (далее - заявитель, ТСЖ "Уралмашевец-2", ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания N 29-05-17-363 от 13.08.2019, принятого Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2020 (резолютивная часть объявлена 12.02.2020) требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Департамент приводит доводы о том, что поскольку размер обязательных платежей для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этим собранием сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, наличие в ТСЖ утвержденной сметы доходов и расходов, предусматривающей перечень выполняемых работ и услуг, и периодичность их оказания, прямо предусмотрено нормативными актами. Позицию ТСЖ о том, что возможно применение размера ставки платы за содержание жилого помещения, утвержденного органом местного управления, Департамент считает ошибочными, поскольку утвержденный органом местного самоуправления размер платы за содержание жилого помещения применяется при взаимоотношениях между собственниками помещений и управляющей организацией в случае управления домом управляющей компанией.
ТСЖ "Уралмашевец-2" представило отзыв с возражениями на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа от 15.07.2019 N 29-05-15-363 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, ТСЖ "Уралмашевец-2" на предмет выполнения выданного ранее предписания.
В ходе проведения проверки установлено и отражено в акте от 13.08.2019 нарушение ТСЖ "Уралмашевец-2" ч. ч. 2, 4 ст. 154, ч. 8 ст. 156, п. 8.1, ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2019 N 491, пунктов 1-30 Минимального перечня услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества перечень в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (л.д. 21).
По результатам проверки ТСЖ "Уралмашевец-2" выдано предписание от 13.08.2019 N 29-05-17-363 с требованием в срок до 08.10.2019 утвердить в установленном законом порядке для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Восстания, д. 56/3 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества (далее тариф на содержание жилья), на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов, на соответствующий год, включающей в себя минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества перечень в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения, с учетом технических особенностей домов, а также дополнительных работ и услуг, оказываемых собственникам многоквартирного дома (л.д. 23).
Полагая, что предписание не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы при осуществлении деятельности, ТСЖ "Уралмашевец-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности оснований для признания предписания недействительным и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).
Департамент ГЖИСН в соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным, в том числе, на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области (п. 1, подп. 1 п. 9 Положения).
Таким образом, Департамент наделен полномочиями по государственному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением обязательных требований жилищного законодательства, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит, в том числе плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ товариществу собственников жилья предоставлено право определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
На основании ч. 5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п. 8.1 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждение смет доходов и расходов товарищества на год отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
Согласно части 3 статьи 146 Жилищного кодекса РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, при избранном способе управления многоквартирным домом (товарищество собственников жилья) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этим собранием сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год
Такой вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 09.11.2010 по делу N 4910/10, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.2019 по делу N 308-ЭС18-14220.
На основании ч. 1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом (ч. 1.1. ст. 146 Жилищного кодекса РФ).
Как указано ранее, согласно ч. 3 ст. 146 Жилищного кодекса РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и Департаментом не опровергнуто, что собрание по спорному вопросу в ТСЖ было неоднократно инициировано, проводилось в форме очно-заочного голосования, решения по вопросам утверждения новой сметы расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также тарифа для начисления платы за содержание и ремонт общего имущества приняты не были приняты ввиду отсутствия кворума.
Для подтверждения данного обстоятельства в материалы дела представлены реестры членов ТСЖ, принявших участие в общих собраниях от 03.11.2018, 02.08.2019, проведенных в очной форме; уведомления о проведении собрания от 18.10.2018, от 01.07.2019; бюллетени голосования членов ТСЖ по вопросам повестки фотоматериалы, подтверждающие размещение уведомления о проведении общего собрания от 18.10.2018, от 01.07.2019, протокол N 3 общего собрания членов ТСЖ и собственников жилья от 17.11.2015 (л.д. 73-81). В повестку дня общего собрания, в том числе, входили вопросы утверждения сметы доходов и расходов на содержание общего имущества в МКД на соответствующий год.
Обязанность ежегодно принимать решения об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в соответствии с утвержденной на год сметой доходов и расходов, находящаяся в исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (п. 8.1 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ), действующим законодательством не предусмотрена и непринятие на общем собрании (в том числе в связи с отсутствием кворума) решения об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, не является тождественным непроведению общего собрания собственников.
В соответствии с протоколом об итогах общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собрание признано неправомочным в связи с отсутствием кворума, соответственно, решение по вопросам повестки дня собрания по утверждению сметы доходов и расходов принято не было.
Таким образом, заявитель выполнил законодательно возложенную на него обязанность по проведению годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, уведомив надлежащим образом о дате его проведения членов товарищества, при этом, собственники помещений самостоятельны в распоряжении принадлежащими им жилищными правами и обязать к участию всех членов товарищества не представляется возможным.
Вместе с тем, собственники помещений самостоятельны в распоряжении принадлежащими им жилищными правами и обязать к участию всех членов товарищества не представляется возможным. Действующим законодательством не предусмотрено последствий для собственников-членов ТСЖ за неучастие в общих собраниях товарищества.
Доводы сторон со ссылкой на положения части 4 статьи 158 ЖК РФ относительно применения (неприменения) заявителем размера ставки платы за содержание жилого помещения, утвержденного органом местного управления, апелляционным судом оставлены без рассмотрения, поскольку не имеют отношения к предмету спора.
Апелляционный суд полагает, что доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, оснований для непринятия данной оценки коллегия апелляционного суда не усматривает.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2020 года по делу N А60-61950/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61950/2019
Истец: ТСЖ "УРАЛМАШЕВЕЦ-2"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТСЖ УРАЛМАШЕВЕЦ-2