город Ростов-на-Дону |
|
14 июля 2020 г. |
дело N А32-45195/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Малыхиной М.Н., Маштаковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Чайка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2020 по делу N А32-45195/2018
по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго"
(ИНН 2320033802 ОГРН 1022302953947)
к товариществу собственников жилья "Чайка"
(ИНН 2318032583 ОГРН 1062318006816)
о взыскании задолженности, пени,
принятое в составе судьи Корейво Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к товариществу собственников жилья "Чайка" (далее - ответчик) о взыскании 12 212 рублей 04 копейки, из них: 10 483 рублей 31 копейки - задолженности за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01 марта 2017 года по 30 июня 2018 года, 1728 рублей 73 копеек - пени за период с 5 октября 2018 года по 15 ноября 2019 года и с 16 ноября 2019 года по день фактической оплаты задолженности в порядке, предусмотренном п. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", а также судебные расходы по оплате государственной пошлины (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 35-36)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2020 по делу N А32-45195/2018 исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Товарищество собственников жилья "Чайка" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции при вынесении решения не принял во внимание доводы ответчика, что дом по адресу г. Сочи Краснодарского края, Лазаревский район, село Волковка, ул. Надежная. д.18, не имеет мест общего пользования, оборудованных отопительными приборами, поскольку конструкция дома предусматривает только открытые коридоры балконного типа на 2-м этаже, а 1-й этаж не имеет общего коридора вообще, каждая квартира оборудована отдельным входом непосредственно на улицу. Дом не оборудован общедомовым прибором учета потребления тепловой энергии, что подтверждается, предоставленным ранее суду ответчиком в качестве доказательства, актом об отсутствии технической возможности установки данного прибора, составленным и подписанным специалистами "Сочитеплоэнерго". Кроме того, до указанного в иске срока, платежей за потребление тепловой энергии на общедомовые нужды с жильцов дома не взималось.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией осуществляет поставку горячего водоснабжения в многоквартирный дом, расположенный в г. Сочи по адресу: ул. Надежная, д. 18.
Согласно сведениям с официального интернет-сайта "Реформа ЖКХ" товарищество собственников недвижимости "Чайка" создано для обслуживания указанного многоквартирного дома.
Договор на поставку горячей воды на содержание общего имущества в многоквартирных домах между истцом и ответчиком не заключен.
За период с марта 2017 года по июнь 2018 года по указанному дому ответчиком осуществлено потребление горячей воды на общедомовые нужды на общую сумму 10483 рубля 31 копейки, что подтверждается расчетом суммарной задолженности ответчика по МКД, расположенному по адресу: р-н Дагомыс, ул. Надежная, д.18.
Ответчик оплату за поставленную горячую воду, потребленную на общедомовые нужды, не произвел, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере 10483 рублей 31 копейки.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п. 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с ч. 11 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения: - на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме); - на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в п. 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в п. 21.1 Правил N 124, исходит из положения ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, при управлении домом управляющей организацией обязательственные отношения по оплате отпущенных в дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией, которая в силу приведенных норм права обязана осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 п. 2 информационного письма от 5 мая 1997 года N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Таким образом, отсутствие заключенного в письменной форме договора между истцом и ответчиком о снабжении горячей водой общедомового имущества находящегося в управлении ответчика многоквартирного дома не может служить самостоятельным основанием для освобождения последнего от обязанности по оплате в адрес гарантирующего поставщика стоимости горячего водоснабжения на содержание общего имущества МКД, фактически потребленного данным многоквартирным домом.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поставки горячего водоснабжения в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами, которые суд признает надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Доказательства того, что собственники помещений в спорном многоквартирных домах, в отношении которых истец произвел начисление платы за объем потребления горячего водоснабжения на ОДН, приняли на общем собрании решение об оплате ресурсоснабжающей организации ресурса, поставленного на ОДН в полном объеме, в материалах дела отсутствуют.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, коллективный (общедомовой) прибор учета в спорном многоквартирном доме отсутствует, техническая возможность установки прибора учета имеется при выполнении реконструкции существующей системы отопления.
В силу под. "в" п. 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Нормативный объем СОИ определяется как произведение утвержденного норматива и площади мест общего пользования в соответствии с формулой 15 Правил N 354.
Объем нормативных СОИ, определенный по формуле 15 Правил N 354, согласно общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД и норматива СОИ.
где: - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема СОИ (горячей) воды, предоставленной на СОИ за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
С 1 июля 2016 года на основании Приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (РЭК) от 1 июля 2016 года N 1/2016-нп. утвержден норматив потребления горячего водоснабжения на СОИ, в размере 0,03 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома.
С 1 июня 2017 года на основании Приказа РЭК от 18 мая 2017 года N 3/2017-нп. утвержден норматив потребления горячего водоснабжения на СОИ, в размере:
- для домов от 1 до 5 этажей -0,031 куб. м;
- для домов от 6 до 9 этажей -0,027 куб. м;
- для домов от 10 до 16 этажей -0,022 куб. м;
- для домов более 16 этажей -0,014 куб. м;
Площадь мест общего пользования, участвующая в расчете объема коммунального ресурса, указана в справке ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ и равна 86,0 м2.
Действующие тарифы на тепловую энергию и тепловой носитель, согласно приказов Региональной Энергетической Комиссии - Департамента Цен и Тарифов Краснодарского Края от 15 декабря 2016 года N 80/2016-т: компонент на холодную воду ООО "Сочиводоканал" (тепловой носитель): с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 28,58 руб./м3 без НДС.
Компонент на тепловую энергию нагрева: с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 2688,33 руб./Гкал без НДС.
Компонент на холодную воду ООО "Сочиводоканал" (тепловой носитель) с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года - 29,68 руб./м3 без НДС.
Компонент на холодную воду МУП "Сочиводоканал" (тепловой носитель) с 1 сентября 2017 года: с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года - 26,57 руб./м3 без НДС.
Компонент на тепловую энергию нагрева: с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года - 2795,80 руб./Гкал без НДС.
Согласно приказу РЭК ДЦиТ Краснодарского края от 18 мая 2017 года N 02/2017-нп. о внесении изменений в приказ РЭК ДЦиТ от 31 августа 2012 года N 2/2012нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С наружной сетью горячего водоснабжения (открытая схема):
- для домов с изолированными стояками: с полотенцесушителями - 0,061 куб. м; без полотенцесушителей - 0,056 куб. м;
- для домов с неизолированными стояками: с полотенцесушителями - 0,066 куб. м; без полотенцесушителей - 0,061 куб. м.
Без наружной сети горячего водоснабжения (закрытая схема):
- для домов с изолированными стояками: с полотенцесушителями - 0,059 куб. м; без полотенцесушителей - 0,054 куб. м;
- для домов с неизолированными стояками: с полотенцесушителями - 0,064 куб. м; без полотенцесушителей - 0,069 куб. м.
В соответствии с п. 22 (ж) Правил N 124, при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
В определении от 27 апреля 2017 года N 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
В соответствии п. 5 ст. 9 ФЗ N 190 от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Пунктом 27 Правил N 354 определен размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24.
Согласно ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По смыслу ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение).
В порядке п. 10 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в п. 21.1 правил N 214 предусмотрена ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 41-КГ17-18 следует, что управляющие организации в силу ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу.
В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учета, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, в многоквартирном доме, подключенном к системе центрального теплоснабжения, ежегодно производится технологический слив горячей воды (теплоносителя) с внутридомовой системы отопления, в рамках выполнения минимального перечня (Правила N 290). Горячая вода на содержание общего имущества может тратиться различными способами, сброс воды в стояке при выполнении аварийно-восстановительных работ (замена стояка, радиаторов отопления), гидравлические испытания (промывка, опрессовка) системы отопления, технологический пролив, более того возможно незаконное вмешательство (несанкционированное подключение) в систему ГВС.
Вместе с тем, отсутствие водоразборных устройств (кранов и радиаторов), а также приборов учета в местах общего пользования не приводит к исключению фактического потребления соответствующих коммунальных ресурсов в многоквартирном доме при содержании общего имущества, которое может осуществляться при выполнении минимального перечня работ, услуг, а также в виде технологически неизбежных потерь при подаче коммунальных ресурсов в жилые, нежилые помещения по внутридомовым инженерным системам многоквартирного дома.
Доказательств оплаты потребленной горячей воды в полном объеме, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела ответчиком также не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в сумме 10483 рублей 31 копейки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что многоквартирный жилой дом не имеет мест общего пользования опровергается представленной в материалы дела справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ по г. Сочи, в которой указано, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества (площадь мест общего пользования) составляет 86 кв.м (т.1 л.д.21).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что услуги не оказывались, а если оказывались, то ненадлежащего качества, отклоняется судом апелляционной инстанции как не подтвержденный материалами дела. Акты, составленные между истцом и ответчиком и фиксирующие параметры некачественно оказанных услуг в материалах дела отсутствуют. В материалах дела представлены обращения жильцов домам N 20,24,26,18 по поводу отсутствия отопления и некачественной услуге по ГВС по состоянию на 14.11.06г. (т.1 л.д.25). Вместе с тем, период, за который истец взыскивает задолженность в рамках настоящего дела - март 2017 -июнь 2018. Кроме того, на обращения жильцов истцом были даны разъяснения о том, что в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребителями коммунальных услуг необходимо в соответствии с пунктами 104-113 Правил известить исполнителя коммунальных услуг, который обязан совместно с потребителями составить актов предоставлении услуг ненадлежащего качества. Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги (т.1 л.д.18). За спорный период ответчиком таких актов составлено не было. Все представленные обращения граждан (жильцов дома) датированы 2006,2007 годом (т.1 л.д.44-46). Обращение граждан от 10.04.2018 (ответ на претензию истца) мотивировано отсутствием мест общего пользования в доме и неправомерностью начислений (т.1 л.д.41), что опровергается справкой БТИ о наличии в доме мест общего пользования площадью 86 кв.м. Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не подтверждены материалами дела.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 5 октября 2018 года по 15 ноября 2019 года в размере 1728 рублей 73 копеек и начиная с 16 ноября 2019 года по день оплаты долга в соответствии с п. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении".
В силу ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу п. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет пени судом проверен и признан верным.
В силу п. 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежат взысканию пени за период с 5 октября 2018 года по 15 ноября 2019 года в размере 1728 рублей 73 копейки и начиная с 16 ноября 2019 года по день оплаты долга в соответствии с п. 9.2 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении".
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2020 по делу N А32-45195/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Чайка" (ИНН 2318032583 ОГРН 1062318006816) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45195/2018
Истец: ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", МУП "СТЭ" города Сочи "Сочитеплоэнерго", МУП ГОРОДА СОЧИ "СОЧИТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ТСЖ "Чайка"