г. Москва |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А40-218227/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Савенкова О.В., Александровой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЛАНТЭКС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2020 года
по делу N А40-218227/19, принятое судьей Михайловой Е.В. (133-1792)
по иску ООО "ЛАНТЭКС" (ОГРН 1037739294735, ИНН 7704148084)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании сделки недействительной,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Атаманов Р.С. по доверенности от 12.05.2020, диплом ВСГ 2746494 от 17.07.2009;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАНТЭКС" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным уведомления Департамента городского имущества города Москвы от 25.12.2016 N 33-6-108259/16-(0)-1 и N 33-6- 108259/16-(0)-2 об изменении размера арендной платы по договору аренды N 05- 00474/99 от 17.12.1999 года, заключенного между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО "ЛАНТЭКС".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-218227/19 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика возражал против требований апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя истца.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.12.1999 между Департаментом (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор аренды от N 05-00474/99 (далее - Договор) в отношении объекта недвижимости общей площадью 134,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Саратовская, д. 18/10, стр. 1.
Срок действия Договора установлен с 18.03.1999 по 30.06.2015 (в редакции дополнительного соглашения от 30.05.2013).
После 30.06.2015 арендатор не возвратил арендованное помещение и продолжил им пользоваться, в связи с чем, по истечении указанного срока договор возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).
В соответствии с уведомлениями от 02.12.2013 N ЗЗ-А-162606/13-(0)-0 и N33-А-162607/13-(0)-0 ставка арендной платы на 2014 год установлена в размере 3 500,00 руб. за 1 кв.м в год (л.д.32). В соответствии с данным уведомлением, рыночная ставка на основании заключения независимого оценщика от 04.10.2013 г. N808-14/2013-Ар составляет 13 285 руб.
До 2016 года истцу была установлена льготная арендная ставка, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с уведомлениями от 25.12.2016 N 33-6-108259/16-(0)-1 и N 33-6-108259/16-(0)- 2 ставка арендной платы на 2017 год установлена в размере 17 682,34 руб. за 1 кв.м в год.
Данные уведомления получены истцом применительно к ст.165.1 ГК РФ (РПО 10970206583003, 10970206583010 л.д.83-84)
Согласно п. 5.4 Договора установлено, что арендная плата по Постановлению Правительства Москвы подлежит ежегодному пересмотру и перерасчету при изменении базовой стоимости 1 кв.м строительства, изменения размера минимальной ставки арендной платы или методики расчета.
В соответствии с п. 4.2.10 Договора в случае изменения порядка предоставления помещения в аренду, новой редакции договора или изменении величины и порядка начисления арендной платы, изменения базовой стоимости 1 кв.м. строительства, изменения методики расчета, устанавливаемых распорядительными документами Правительства Москвы, арендодатель направляет арендатору уведомление с расчетом новых ставок арендной платы заказным письмом. Расчет арендной платы считается принятым с момента, указанного в уведомлении.
Полагая, что изменение ставки арендной платы является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из того обстоятельства, что условиями Договора предусмотрено право арендодателя на изменение ставки арендной платы в одностороннем порядке в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике и являются обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение или расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, законом или договором.
Пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договором аренды установлен порядок изменения размера арендной платы, не противоречащий части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого изменение размера арендной платы представляет собой исполнение данного условия, не требует внесения изменений в договор.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (ред. от 29.10.2013 г. N 710-ПП, от 23.12.2013 г. N 869-ПП, от 01.07.2014 г. N 364-ПП) и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (ред. от 15.04.2013 г. N 236-ПП, от 01.07.2013 N 424-ПП, от 29.10.2013 г. N 710-ПП, от 01.07.2014 г. N 364-ПП).
В пункте 2.4 Приложения к указанному Постановлению предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы по истечении шестимесячного срока с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления.
Аналогичное положение относительно установления рыночной ставки арендной платы, определенной на основании заключения независимого оценщика содержится в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП.
Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП и N 809-ПП являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
Субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 года предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв. м, принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (Постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП).
В целях исполнения постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП Департаментом городского имущества города Москвы организованы работы по оценке 10 105 объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности Федеральными стандартами оценки ФСО N 1 - 3 от 20.07.2007, Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Перерасчет ставок арендной платы на 2017 год по Договору произведен Департаментом в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, от 25.12.2012 N800-ПП на основании оценочного отчета от 04.10.2013 N 880-14/2013-АР, выполненного ООО "Центр оценки "Аверс", получившего положительное экспертное заключение от 06.11.2013 N1173/11/13 НП СРО "Деловой союз оценщиков"
Следовательно, требования, предусмотренные пунктом 2.4 Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, Департаментом выполнены.
Согласно условиям Договора, арендная плата рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809 и от 25.12.2012 800-ПП, о чем указано в оспариваемом уведомлении.
Согласно п. 5.4 Договора установлено, что арендная плата по Постановлению Правительства Москвы подлежит ежегодному пересмотру и перерасчету при изменении базовой стоимости 1 кв.м строительства, изменения размера минимальной ставки арендной платы или методики расчета.
В соответствии с п. 4.2.10 Договора в случае изменения порядка предоставления помещения в аренду, новой редакции договора или изменении величины и порядка начисления арендной платы, изменения базовой стоимости 1 кв.м. строительства, изменения методики расчета, устанавливаемых распорядительными документами Правительства Москвы, арендодатель направляет арендатору уведомление с расчетом новых ставок арендной платы заказным письмом. Расчет арендной платы считается принятым с момента, указанного в уведомлении.
Согласно указанным нормативным актам субъектам малого предпринимательства с 1 января 2017 предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
В соответствии с п. 4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии с п. 2.4 Постановления N 800-ПП в редакции, действовавшей на 02.12.2016 по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 1(1) настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы с даты, указанной в соответствующем уведомлении Департамента городского имущества города Москвы, но не ранее чем через два месяца с даты направления такого уведомления.
Следовательно, постановлением N 800-ГШ был поименован конкретный способ корректировки арендной платы и извещения об этом арендатора -направление уведомления.
Таким образом, доводы истца о недействительности уведомлений о ставке арендной платы на 2017 год не обоснованы, поскольку не учитывают положения, действующего на период спорных правоотношений законодательства и положений самого договора аренды, а именно п.п. 5.4, 4.2.10.
При этом ссылка истца на п. 5.1.2. договора аренды несостоятельна, поскольку извещение арендатора о ставке арендной платы на очередной год не является изменением изменения условий оплаты аренды.
В данном случае, к изменению условий оплаты аренды будет относиться такое изменение арендной платы, которое является результатом внесения изменений в методику расчёта арендной платы, приведённую в договоре.
В данном же случае фактическое изменение размера арендной платы в результате корректировки на процент индексации не является изменением условий самих договоров в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ условий договора аренды о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ГШ "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы" при расчете ставки арендной платы по договорам аренды (за исключением договоров аренды, заключенных по результатам торгов) в 2015-2017 годах с 1 января применялся коэффициент-дефлятор с учетом индекса 1,10.
Таким образом, на 2017 год по вышеуказанному договору аренды установлена рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициентов-дефляторов в размере 17 682,34 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС.
Соответствующие уведомления Департамента от 25.12.2016 N 33-6-108259/16-(0)-1 и N 33-6-108259/16-(0)- 2 об изменении ставки арендной платы на 2017 год направлены в адрес Истца в установленном порядке.
Таким образом, направленные в адрес Истца уведомления выполнены в соответствии с нормами действующего законодательства и противоречия между условиями договора аренды и постановлениями Правительства Москвы отсутствуют.
При таких обстоятельствах, ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что Общество не должно было обращаться в Комиссию для подтверждения факта получения льготной ставки арендной платы, подлежит отклонению, так как сторонами в Договоре был согласован порядок изменения арендной платы, который не был нарушен Департаментом.
Не обжалуя судебный акт, Департамент в своих возражениях на апелляционную жалобу ссылается на неправильный вывод суда первой инстанции о том, что истцом не пропущен трехлетний срок исковой давности, поскольку односторонняя сделка (уведомление) является оспоримой и к ней подлежат применению положения статьи 181 Гражданского кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с доводом Департамента, поскольку согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Также ч. 1 ст. 200 ГК РФ установлено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку истец мог узнать о нарушении своего права не ранее даты направления такого уведомления (27.12.2016 г) а с иском в суд истец обратился 20.08.2019 г., судебная коллегия приходит к выводу о пропуске истцом годичного срока исковой давности на обжалование односторонней сделки (уведомления), что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что в остальном при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "ЛАНТЭКС" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2020 года по делу N А40-218227/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Панкратова Н.И. |
Судьи |
Савенков О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218227/2019
Истец: ООО "ЛАНТЭКС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ