город Омск |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А75-14742/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1559/2020) Департамента финансов администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2019 по делу N А75-14742/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский (ОГРН 1058603874042, ИНН 8617022016, адрес (место нахождения): 628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р-он Сургутский, пос. Нижнесортымский, пер. Таежный, 2) к Департаменту финансов администрации Сургутского района (ОГРН 1028601680656, ИНН 8617011381, адрес (место нахождения): 628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р-он Сургутский, пос. городского типа Белый яр, ул. Маяковского, д. 1А), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600516053, ИНН 8601009620, адрес (место нахождения): 628006, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5, оф. 325), об оспаривании действий и решения от 30.04.2019 N 30-01-21-810 о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, об обязании возобновления дотаций,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента финансов Администрации Сургутского района - Черняева Елена Дмитриевна по доверенности N 30-01-21-112 от 17.01.2020 сроком действия по 31.12.2020; Сабельфельд Елена Вячеславовна по доверенности N 30-01-21-111 от 17.01.2020 сроком действия по 31.12.2020;
от Администрации сельского поселения Нижнесортымский - Гуляева Оксана Петровна по доверенности N 1 от 13.01.2020 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту финансов Администрации Сургутского района (далее - Департамент финансов, заинтересованное лицо) об оспаривании действий и решения от 30.04.2019 N 30-01-21-810 по приостановлению предоставления межбюджетных трансфертов, об обязании возобновления дотаций из бюджета района бюджету поселения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депфин Югры, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2019 по делу N А75-14742/2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент финансов обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что при принятии решения о приостановлении предоставления из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности финансовый орган Администрации Сургутского района не учёл положения пункта 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ в редакции, действующей на момент оспариваемых действий), а именно, то, что решение о приостановлении межбюджетных трансферов, источником финансового обеспечения которых являются средства субъекта Российской Федерации, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации. То есть предусматривалось, что имеются порядки, устанавливаемые финансовыми органами, отличные от порядка, предусмотренного БК РФ для применения мер бюджетного принуждения, а именно главой 30 БК РФ. Как указывает податель жалобы, такой порядок был утверждён Приказом Депфина Югры от 14.04.2011 N 11-нп "Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в связи с чем апеллянт, ссылаясь на существование иных порядков, полагает не основанным на нормах права вывод суда первой инстанции о том, что применение меры бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов допускается только в соответствии и в порядке, предусмотренном БК РФ.
По утверждению подателя жалобы, к получателю межбюджетных трансфертов (Администрации) была применена мера ответственности в рамках сложившихся договорных правоотношений в соответствии с условиями соглашения от 09.01.2019 N 10, в связи с чем Департамент финансов не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что к Администрации была применена бюджетная мера принуждения.
Как указывает апеллянт, Администрация, подписав соглашение от 09.01.2019 N 10, взяла на себя обязательства, в том числе, в части условия по исполнению полномочий. При этом условие об отсутствии судебных актов по вопросам неисполнения органами местного самоуправления поселений полномочий, в том числе, по решению вопросов местного значения поселений (применительно к предоставлению безвозмездной финансовой помощи из бюджета Сургутского района бюджетам поселений) предусмотрено решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389, в связи с чем податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе наличие неисполненных судебных актов у получателя бюджетных средств не свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих возможность предоставления межбюджетных трансфертов, если эти решения не связаны с бюджетным законодательством.
Кроме того, Департамент финансов считает неправомерным вывод суда, что Администрация в полном объёме исполнила решение суда первой инстанции от 05.04.2018 по делу N А75-18618/2017, поскольку, по утверждению заинтересованного лица, Администрацией решение суда по делу N А75-18618/2017 формально исполнено только в части назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и ёмкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский", а в части незаконного бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), решение по делу N А75-18618/2017 не исполнено, что подтверждается также решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.05.2019 года по делу N 2а-861/2019.
Кроме того, податель жалобы обращает внимание на то, что оспариваемое решение о приостановлении предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский было утверждено приказом от 26.04.2019 N 13-п "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский", которое 25.11.2019 уже отменено приказом N 67-п "Об отмене приказа от 26.04.2019 N13-п", что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует об устранении нарушений законных интересов сельского поселения Нижнесортымский.
В письменном отзыве Администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, настаивая на том, что приостановление Департаментом финансов предоставления межбюджетных трансфертов является необоснованным и противоречит нормам бюджетного законодательства. При этом заявитель указывает, что решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2018 по делу N А75-18618/2017 исполнено в полном объеме.
От Департамента финансов поступили письменные пояснения, в которых заинтересованное лицо просит решение отменить и прекратить производство по делу, указывая, что данные правоотношения следует рассматривать в рамках обязательственного права в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а не в рамках норм БК РФ, поскольку Администрация, по мнению Департамента финансов, является лицом, нарушившим условия соглашения от 09.01.2019 N 10 о предоставлении межбюджетных трансфертов, а не лицом, совершившим бюджетное нарушение.
Ссылаясь на отмену приказа от 26.04.2019 N 13-п "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский", податель жалобы настаивает на прекращении производства по делу в связи с отсутствием предмета спора.
Кроме того, по утверждению подателя жалобы, норма части 2 статьи 306.2 БК РФ, устанавливающая бюджетную меру принуждения в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов, Федеральным законом от 26.07.2019 N 199-ФЗ признана утратившей силу.
Третье лицо, участвующие в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента финансов поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях, просили решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выступил с пояснениями. Представитель заявителя настаивал на рассмотрении спора по существу, полагая, что права и законные интересы Администрации были нарушены действиями заинтересованного лица в момент их совершения, приказ от 26.04.2019 N 13-п не оспаривался, а оспариваемое решение, изложенное в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810, не содержит ссылки на приказ.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, пояснения к жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в адрес Администрации из Департамента финансов района поступило решение, изложенное в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810 "О приостановлении межбюджетных трансфертов", в соответствии с которым к бюджету поселения применены меры бюджетного принуждения в виде приостановления из бюджета района дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности:
- до организации исполнения обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ;
- до устранения выявленных нарушений путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и ёмкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС800 с.п. Нижнесортымский" (том 1 л.д. 16).
В обоснование принятого решения Департамент финансов указал на неисполнение Администрацией вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-18618/2017, в соответствии с которым признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, а также нарушение условий заключенного между Департаментом финансов и муниципальным образованием сельское поселение Нижнесортымский соглашения от 09.01.2019 N 10 "О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета сельского поселения Нижнесортымский", а именно подпункта 7 пункта 2.1.3.
Полагая, что решение о приостановлении межбюджетных трансфертов от 30.04.2019 N 30-01-21-810 и действия Департамента финансов противоречат нормам бюджетного законодательства, Администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
27.12.2019 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что такая мера бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов допускается применением только в случае бюджетного нарушения, в соответствии и в порядке, предусмотренном БК РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами. Поскольку в отношении заявителя бюджетное нарушение установлено не было, мероприятия по проведению финансового контроля не проводились, решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810, ограничивает заявителя в осуществлении им экономической деятельности на своей территории, связанной с решением вопросов местного значения, решение суда по делу N А75-18618/2017 исполнено Администрацией в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применение такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов является необоснованным и противоречит нормам бюджетного законодательства, в связи с чем признал действия Департамента финансов и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810, незаконными.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, Администрация оспаривает действия Департамента по приостановлению предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету сельского поселения Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810, как несоответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые действия и решение затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе, определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов. Следовательно, разработка и утверждение порядка определения величины иных межбюджетных трансфертов, перечисляемых в бюджет муниципального района, является бюджетным полномочием поселения.
Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению трансфертов, и прекращение санкционирования операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов (статья 28 БК РФ).
Согласно статье 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе, право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
Статьей 142.1 БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, при этом экономическую основу местного самоуправления согласно части 1 статьи 49 рассматриваемого Закона составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
На основании изложенного самостоятельное решение вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств местных бюджетов, имущества и имущественных прав муниципальных образований.
Исходя из положений статьи 31 БК РФ, принцип самостоятельности бюджетов также включает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), а также право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
Таким образом, из приведенных выше норм действующего законодательства следует самостоятельность муниципальных образований (районов) по определению случаев, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из средств бюджета района бюджетам сельских поселений.
Между тем, как указано в статье 3 БК РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 142 БК РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением); иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Положения бюджетного законодательства направлены на обеспечение финансовой стабильности и устойчивости экономической деятельности всех субъектов бюджетной системы Российской Федерации.
Решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389, применяемым к спорной ситуации в редакции решения Думы Сургутского района от 26.11.2018 N 562-нпа, утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района (далее - решение Думы Сургутского района N 389, Порядок N 389).
В соответствии с названным Порядком межбюджетные трансферты из бюджета района предоставляются бюджетам городских и сельских поселений в следующих формах: 1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Сургутского района; 2) иные межбюджетные трансферты; 3) субвенции из бюджета района бюджетам городских и сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 БК РФ.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений направляются органами местного самоуправления городских и сельских поселений на исполнение расходных обязательств городских и сельских поселений по осуществлению органами местного самоуправления городских и сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 11 раздела 3 Порядка N 389).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 раздела 4 названного Порядка дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений предоставляются из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района при недостатке доходов местных бюджетов для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств поселений Сургутского района по решению вопросов местного значения.
Право на получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений имеют городские и сельские поселения, заключившие с финансовым органом администрации Сургутского района соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета городского и сельского поселения, объём расчётных доходов которых (с учётом дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и изменения остатка средств на счёте бюджета городского и сельского поселения) ниже расчётных расходов (подпункт 2 пункта 2 раздела 4 Порядка N 389).
Расчет и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществляется в соответствии с методикой расчета и распределения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов городских, сельских поселений Сургутского района согласно приложению 1 к настоящему Порядку (подпункт 3 пункта 2 раздела 4 Порядка N 389).
Объем и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений утверждаются решением Думы Сургутского района о бюджете Сургутского района на очередной финансовый год и плановый период (подпункт 4 пункта 2 раздела 4 Порядка N 389).
Перечисление бюджетам городских и сельских поселений грантов за качество организации и осуществления бюджетного процесса осуществляется финансовым органом администрации Сургутского района единовременно, в пределах доведённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, при условии соблюдения органами местного самоуправления городских и сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений, установленных пунктами 2 и 3 раздела 6 настоящего Порядка (подпункт 5 пункта 2 раздела 4 Порядка N 389).
Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений направляются органами местного самоуправления городских и сельских поселений на исполнение расходных обязательств городских и сельских поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, исполняемых самостоятельно, а также на финансирование расходных обязательств по предоставлению иных межбюджетных трансфертов из бюджета городского и сельского поселения бюджету Сургутского района на выполнение части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями о передаче полномочий (подпункт 6 пункта 2 раздела 4 Порядка N 389).
На основании изложенного следует, что Департаментом финансов доводится до поселений Сургутского района информация о сумме предоставляемой дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений для утверждения ее в бюджете поселения на соответствующий финансовый год, а поселение самостоятельно определяет направление использования выделенных сумм в пределах доведенных объемов.
Плановый характер бюджета должен обеспечивать стабильность развития территорий.
В материалы дела представлена справка начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера Л.С. Павловой (том 1 л.д. 102), из которой следует, что в бюджет сельского поселения Нижнесортымский поступили дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 4 682 307 руб., что подтверждается платежными поручениями от 18.01.2019 N 8 (на сумму 1 560 769 руб.), от 12.02.2019 N 63 (на сумму 1 560 769 руб.), от 05.03.2019 N 97 (на сумму 1 560 769 руб.) (том 1 л.д. 103). Дотации бюджетам сельских поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поступили в сумме 1 772 892 руб., что подтверждается платежными поручениями от 29.01.2019 N 40 (на сумму 886 446 руб.), от 26.02.2019 N 53 (на сумму 886 446 руб.) (том 1 л.д. 103). Все поступления подтверждаются отчетом об исполнении бюджета на 01.08.2019 (том 1 л.д. 1043).
В справке также указано, что дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности приостановлены с 01.04.2019, дотации бюджетам сельских поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов приостановлены с 01.03.2019.
Основанием для приостановления межбюджетных трансфертов послужило несоблюдение Администрацией условий их предоставления, а именно, наличие судебных актов, подтверждающих факт неисполнения органами местного самоуправления сельского поселения Нижнесортымский полномочий по решению вопросов местного значения. Заинтересованное лицо ссылалось на вступившее в законную силу решение суда по арбитражному делу N А75-18618/2017, которым на Администрацию возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и интересов заявителя путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский".
Таким нарушением в соответствии с заключением отдела сводного планирования и межбюджетных отношений муниципального образования Сургутский район Департамента финансов Администрации Сургутского района от 05.04.2019 Департамент финансов признал неосуществление Администрацией предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ полномочия по организации водоотведения (прекращение эксплуатации центральных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем).
Законом N 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 1 Закона N 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Разделом 6 Порядка, утвержденного решением Думы Сургутского района N 389, на который ссылается Департамент финансов, определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района.
Перечисление бюджетам городских и сельских поселений дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществляется финансовым органом администрации Сургутского района в пределах доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств при условии соблюдения органами местного самоуправления городских и сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений, установленных пунктами 2 и 3 раздела 6 настоящего Порядка.
В разделе 6 Порядка определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района.
В частности, подпунктом 7 пункта 2 раздела 6, на который ссылается заинтересованное лицо, предусмотрено, что одним из таких условий является: выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений (отсутствие решений судов, актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения (бездействия) либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления городских и сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений).
В идентичной редакции внесено данное условие предоставления межбюджетных трансфертов в подпункт 7 пункта 2.1.3 Соглашения, подписанного между заявителем и заинтересованным лицом.
Согласно подпункту "и" пункта 5.1 названного Порядка к условиям получения межбюджетных трансфертов отнесено выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значенияи иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений Сургутского района (отсутствие актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов Администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений района).
Таким образом, само по себе включение данного ограничения в условия предоставления межбюджетных трансфертов не противоречит положениям БК РФ и может служить основанием для отказа в предоставлении, либо приостановления предоставления межбюджетных трансфертов.
Однако расширительное толкование приведенной нормы и распространение ее последствий на любое нарушение исполнения сельским поселением возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения ведет к необоснованному контролю со стороны муниципального района за муниципальным образованием - сельским поселением как самостоятельным субъектом местного самоуправления.
В силу положений пункта 2 раздела 7 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, при несоблюдении органами местного самоуправления городских и сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также условий предоставления межбюджетных трансфертов, указанных в пунктах 2 и 3 раздела 6 настоящего порядка, финансовый орган администрации района вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района бюджету соответствующего городского и сельского поселения.
Право Департамента финансов района осуществлять контроль за исполнением Соглашения и приостанавливать предоставление межбюджетных трансфертов предусмотрено также разделом 3, пунктом 4.1 Соглашения.
В обоснование возражений относительно заявленных требований Департамент финансов указал на проведение проверки исполнения поступивших в его распоряжение судебных актов в соответствии с приказом руководителя Департамента финансов от 09.08.2017 N 28-п "О порядке принятия решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района" (том 1 л.д. 65).
По результатам проверки принято оспариваемое решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, которое оформлено приказом руководителя Департамента финансов района от 26.04.2019 N 13-п (том 1 л.д. 63).
О принятом решении администрация поселения уведомлена письмом от 30.04.2019 (том 1 л.д. 16).
Между тем, как следует из текста письма Департамента финансов района от 30.04.2019 N 30-01-21-810, которое оспаривается заявителем в качестве решения о приостановлении межбюджетных трансфертов, сведения о проведении в отношении Администрации проверки соблюдения бюджетного законодательства, контрольных мероприятий по исполнению условий соглашения и Порядка предоставления межбюджетных трансфертов N 389 не приводятся, ссылка на приказ от 26.04.2019 N 13-п также отсутствует.
Из положений Закона N 131-ФЗ и БК РФ следует принцип самостоятельности бюджетов и самостоятельного под свою ответственность решение населением или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Согласно статье 70 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, их должностных лиц регламентированы в главе 10 Закона N 131-ФЗ.
В соответствии со статьей 77 Закона N 131-ФЗ контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.
Органы местного самоуправления муниципальных районов не указаны в числе органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за решением органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения.
В то же время самостоятельность и независимость муниципальных образований по отношению друг к другу не исключает предусмотренного бюджетным законодательством муниципального финансового контроля, который ограничивается нормами БК РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ (в редакции на момент осуществления оспариваемых действий) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Положениями части 2 статьи 267.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Согласно пункту 2 статьи 306.2 БК РФ к участникам бюджетного процесса может быть применена такая бюджетная мера принуждения, как приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии со статьями 306.4 - 306.8 БК РФ за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения: в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета.
В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета.
Из приведенного выше пункта 2 статьи 306.2 БК РФ также следует, что бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение.
По смыслу приведенной нормы субъектом ответственности по бюджетному законодательству является лицо, допустившее бюджетное нарушение. При этом к числу субъектов относятся не только главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и главные администраторы доходов, но и получатели бюджетных средств. Основанием для применения бюджетных мер принуждения является уведомление органа государственного (муниципального) финансового контроля, при этом решение о применении бюджетной меры принуждения принимается финансовым органом по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения (статьи 306.2, 306.3 БК РФ). Таким образом, бюджетная мера принуждения применяется в отношении лица, допустившего нарушение и упомянутого в уведомлении, и лишь в связи с фактическими обстоятельствами, выявленными уполномоченным органом.
Довод подателя жалобы о том, что норма пункта 2 статьи 306.2 БК РФ, устанавливающая бюджетную меру принуждения в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов, Федеральным законом от 26.07.2019 N 199-ФЗ признана утратившей силу, не соответствует действительности, поскольку указанным Федеральным законом признан утратившим силу абзац шестой пункта 2 статьи 306.2 БК РФ (передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), при этом приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) установлена абзацем пятым пункта 2 статьи 306.2 БК РФ. На момент совершения оспариваемых действий и принятия решения, изложенного в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810, указанная бюджетная мера принуждения была предусмотрена законодательством.
БК РФ не ограничивает финансовый орган в свободе выбора конкретной меры. Между тем в любом случае следует обеспечивать достижение цели мер принуждения, то есть возмещения использованных с нарушением средств бюджета с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета.
Постановлением Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2015 N 807-нпа утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок в Сургутском районе.
В соответствии с пунктом 1.2 данного Порядка органом внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок является управление муниципального финансового контроля администрации Сургутского района.
В соответствии с приказом от 27.09.2017 N 32-п Департамента финансов (пункт 6) при проведении проверки соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района, работники структурных подразделений департамента финансов администрации Сургутского района осуществляют рассмотрение документов и материалов, в том числе, проводят анализ информации о выполнении органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения (наличие (отсутствие)) актов привлечения к административной ответственности, актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в рассматриваемом случае приведенные нормы Закона N 131-ФЗ, БК РФ и муниципальных нормативных правовых актов Сургутского района в совокупности свидетельствуют о том, что муниципальный район в лице Департамента финансов не лишен права осуществлять финансовый контроль за Администрацией, в том числе за надлежащим исполнением сельским поселением возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, только в рамках выделенных им в форме межбюджетных трансфертов бюджетных средств района на эти цели и применять в случае выявления нарушения меры, предусмотренные БК РФ, в том числе проводить проверки по соблюдению условий предоставления межбюджетных трансфертов (финансового контроля).
Вопреки доводам заинтересованного лица, такая мера бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов допускается применением только в случае бюджетного нарушения, в соответствии и в порядке, предусмотренном БК РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
В отношении заявителя бюджетное нарушение установлено не было, мероприятия по проведению финансового контроля не проводились, в связи с чем применение такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов является необоснованным и противоречит нормам бюджетного законодательства.
Само по себе наличие неисполненных судебных актов у получателя бюджетных средств не свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих возможность предоставления межбюджетных трансфертов, если эти решения суда не связаны с бюджетным законодательством.
В апелляционной жалобе Департамент финансов указывает, что судом первой инстанции не учтены положения нормы пункта 5 статьи 136 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), а именно, что решение о приостановлении межбюджетных трансферов, источников финансового обеспечения которых являются средства субъекта Российской Федерации, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 5 статьи 136 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) установлено, что при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлений (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Между тем при рассмотрении дела Департаментом финансов не было предоставлено доказательств, что Администрация допустила нарушения бюджетного законодательства Российской Федераций, либо законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, допустила нарушения предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 БК РФ, совершила бюджетное нарушение, предусмотренное главой 30 БК РФ. Неисполнение Администрацией судебного акта к перечисленным выше нарушениям не относится.
Согласно пункту 4 статьи 3 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе приказ Департамента от 14.04.2011 N 11-нп "Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", на который ссылается податель жалобы, должны соответствовать БК РФ.
Из материалов дела следует, что мероприятия по проведению финансового контроля в отношении Администрации в установленном порядке не проводились.
При таких обстоятельствах само по себе установленное арбитражным судом бездействие Администрации сельского поселения Нижнесортымский, выразившееся в неисполнении обязанностей по решению вопросов местного значения поселения по организации водоотведения, на решение которого ссылается Департамент в оспариваемом решении, не свидетельствует о бюджетном правонарушении и, соответственно, о допустимости применения такой меры принуждения, как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов в отношении лица, в деятельности которого не выявлено бюджетных нарушений.
Кроме того, вопреки доводам подателя жалобы, из постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 и постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2019 по делу N А75-18618/2017 следует, что Администрация в полном объеме исполнила решение суда первой инстанции по указанному делу. Ссылка подателя жалобы на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.05.2019 года по делу N 2а-861/2019 отклонена судом апелляционной инстанции на основании изложенного выше.
Заинтересованное лицо ссылается на то, что действовало в соответствии с Приказом Департамента финансов от 09.08.2017 N 28-п, которым утвержден Порядок принятия решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (в редакции от 15.11.2017 N 39-п Приказа "О внесении изменений в приказ от 09.08.2017 N 28-п").
Согласно пункту 5 названного Порядка основанием для приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района является нарушение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам Сургутского района, установленных главой 5 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденного решением Думы Сургутского района N 389.
Решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету городского или сельского поселения Сургутского района принимается на основании заключений работников Департамента финансов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (пункт 8 Порядка о приостановлении). Такое заключение вынесено Департаментом финансов 05.04.2019.
Приведенные положения сами по себе не противоречат нормам бюджетного законодательства, однако неверно трактуются заинтересованным органом как дающие право на осуществление муниципальному району (его органам местного самоуправления) контроля за деятельностью сельского поселения в любой сфере, в том числе не связанной с финансированием из бюджета района.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ненадлежащее решение Администрацией вопросов местного значения поселения по организации водоотведения не свидетельствует о бюджетном правонарушении и, соответственно, о допустимости применения такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов в отношении лица, в деятельности которого не выявлено бюджетных нарушений.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Гражданские правоотношения, в отличие от бюджетных, основаны на признании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Апелляционный суд полагает, что спорные отношения между заявителем и заинтересованным лицом являются бюджетными, поскольку правоотношения по использованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, а также правоотношению по контролю исполнения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов регулируются БК РФ. В рассматриваемом случае Администрация и Департамент финансов являются субъектами бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями и несущими соответствующие обязательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действия Департамента финансов района по приостановлению предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету сельского поселения Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810 являются незаконными, ограничивают заявителя в осуществлении им экономической деятельности на своей территории, связанной с решением вопросов местного значения, в связи с чем судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Довод подателя жалобы о том, что приказ от 26.04.2019 N 13-п "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский" отменён, в связи с чем предмет спора отсутствует, производство по делу подлежит прекращению, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя (пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемом случае нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, связанной с решением вопросов местного значения, было выражено в неправомерном приостановлении Департаментом финансов предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету с.п. Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел по существу заявление Администрации и признал незаконными оспариваемые действия и решение Департамента финансов о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют онеправильном применении судом первой инстанции норм права.
Кроме того, Администрация в отзыве на апелляционную жалобу отметила, что на момент рассмотрения дела дотация на обеспечение сбалансированности бюджета в сумме 13 267 705 руб. 29 коп. так и не поступила в бюджет сельского поселения Нижнесортымский, что, в свою очередь, лишает Администрацию возможности надлежаще исполнять возложенные на неё задачи по решению вопросов местного значения поселения, что не опровергнуто Департаментом финансов.
Довод подателя жалобы о том, что письмо Департамента от 30.04.2019 N 30-01-21-810 не является правовым актом, принятие решений о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района, и оформление их письмом или другим документом Порядком, утвержденным приказом Депфина Югры от 09.08.2017 N 28-п, предусмотрено не было, отклонен судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ с учетом особенностей административного производства.
Административный либо иной публично-правовой характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт - это акт, содержащий властно-распорядительные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц, затрагивающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Департамент финансов принял решение о приостановлении из бюджета района дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которое связано с реализацией уполномоченным органом властных полномочий, следовательно, такое решение может быть оспорено в порядке главы 24 АПК РФ.
При этом ссылка подателя жалобы на то, что таковое решение было принято в виде приказа от 26.04.2019 N 13-п "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский", отклоняется апелляционным судом, поскольку доказательств доведения до сведения заявителя данного ненормативного акта вматериалы дела не предоставлено, в связи с чем единственным распорядительным документом для Администрации является документ от 30.04.2019 N 30-01-21-810.
Таким образом, избранный Администрацией способ защиты нарушенного права не противоречит требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Оснований для распределения судебных расходов в данном случае не имеется, поскольку заинтересованное лицо в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, при обращении с апелляционной жалобой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2019 по делу N А75-14742/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14742/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ
Ответчик: Департамент финансов администрации Сургутского района
Третье лицо: Департамент финансов администрации города Сургута, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1559/20
27.12.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-14742/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-14742/19