г. Хабаровск |
|
15 июля 2020 г. |
А04-1930/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива "Регион-Финанс"
на решение от 21.05.2020
по делу N А04-1930/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению кредитного потребительского кооператива "Регион-Финанс" (ОГРН 1102724001148, ИНН 2724138649)
к Дальневосточному главному управлению Центрального Банка Российской Федерации отделение по Амурской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
кредитный потребительский кооператив "Регион-Финанс" (далее - КПК "Регион-Финанс", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение, Банк) от 27.02.2020 N 20-1948/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-10ЮЛ-20-1948, которым Кооператив привлечен к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-1930/2020.
Решением суда от 21.05.2020 в удовлетворении требований КПК "Регион-Финанс" отказано по мотиву доказанности в действиях заявителя состава вмененного правонарушения; соблюдения Банком порядка привлечения к ответственности; отсутствия оснований для применения к заявителю положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным решением, КПК "Регион-Финанс" обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель указал на то, что у КПК "Регион-Финанс" отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, кооператив принял все зависящие от него меры по их соблюдению. Фактически с момента выдачи Банком предписания в КПК "Регион-Финанс" была прекращена вся хозяйственная деятельность, которая приносила прибыль и на основании этого можно было привести в соответствие значения финансовых нормативов ФН2 и ФНЗ, что указывает на тяжелое финансовое положение. Полагает возможным расценивать данное правонарушение как малозначительное.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 16.06.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Банк не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Дальневосточным главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее - Дальневосточное ГУ Банка России) в результате анализа представленных КПК "Регион-Финанс" отчетов по форме ОКУД 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива" по состоянию на 30 июня (полугодие) 2018 года, на 30 сентября (девять месяцев) 2018 года, информации, содержащейся в ответе на запрос, а также документов и информации, представленных Кооперативом письмами от 07.09.2018 N 67, от 07.09.2018 N 68, от 12.09.2018 N 70 и от 20.09.2018 N 74, выявлены нарушения требований:
1. Федерального закона N 190-ФЗ в части: - предоставления займов лицам, не являющимся членами (пайщиками) КПК "Регион-Финанс"; - привлечения денежных средств лиц, не являющихся членами КПК "Регион-Финанс"; - ведения реестра членов Кооператива.
2. Пунктов 2, 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ, пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 Указания Банка России от 28.12.2015 N 3916-У "О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов" в части несоблюдения предельного значения финансовых нормативов".
3. Пункта 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива", установленного Указанием Банка России от 25.07.2016 N 4083-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива".
4. Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части порядка представления сведений в уполномоченный орган.
5. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части порядка: - хранения ФЭС; - формирования ФЭС.
На основании статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", пункта 7 части 2 и пунктов 6, 7 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" Отделением в адрес КПК "Регион-Финанс" было направлено предписание Банка России о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от 31.01.2019 N Т7-44-9/2624 с требованиями незамедлительно с даты получения Предписания прекратить осуществление привлечения денежных средств пайщиков - физических лиц на основании договора передачи личных сбережений, прием новых членов и выдачу займов, не реже одного раза в две недели представлять в Дальневосточное ГУ Банка России информацию о выполнении введенного запрета на осуществление привлечения денежных средств членов (пайщиков) - физических лиц на основании договора передачи личных сбережений, прием новых членов и выдачу займов с приложением: актуального реестра членов (пайщиков); актуального реестра договоров по привлеченным и предоставленным денежным средствам; оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского аналитического учета денежных средств, краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности по состоянию на дату направления ответа на настоящее предписание; Устранить указанные в Предписании нарушения законодательства Российской Федерации в срок не позднее 31.03.2019 и направить в Банк России скорректированные Отчеты по состоянию на 30.06.2018 и 30.09.2018; представить в Дальневосточное ГУ Банка России через Единый личный кабинет участника финансового рынка подробную информацию об исполнении Предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, а также объяснения по факту допущенных нарушений не позднее 31.03.2019.
Указанное предписание направлено в форме электронного документа путем размещения в личном кабинете КПК "Регион-Финанс" 31.01.2019.
Соответственно, согласно Указанию Банка России N 4600-У предписание в электронном виде считается полученным кооперативом 01.02.2019.
Таким образом, ответ на предписание должен был быть представлен кооперативом не позднее 31.03.2019.
Срок исполнения предписания неоднократно продлевался на основании ходатайств кооператива о продлении срока исполнения предписания.
По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за исполнением предписания, Банком установлено, что поступившие от КПК "Регион-Финанс" в установленный предписанием срок информация и документы (исх. N 53 от 28.02.2019, N 231 и N 232 от 30.12.2019) не свидетельствуют об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, указанных в пункте 2 устанавливающей части предписания, а именно: значения финансовых нормативов ФН2 и ФНЗ не приведены в соответствие с требованиями пунктов 2, 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ, пунктов 1.4, 1.6 Указания Банка России от 28.12.2015 N 3916-У "О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов".
Поскольку предписание КПК "Регион-Финанс" не исполнено, Отделение направило в адрес Кооператива уведомление N Т7-44-9/95 о составлении протокола об административном правонарушении.
13.02.2020 уполномоченным лицом Банка в отношении КПК "Регион-Финанс" составлен протокол N ТУ-10-ЮЛ-20-1948/1020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Копия протокола вручена председателю правления КПК "Регион-Финанс" Дзюбе В.В. 13.02.2020.
Постановлением от 27.02.2020 N 20-1948/3110 КПК "Регион-Финанс", в присутствии законного представителя Кооператива - председателя правления КПК "Регион-Финанс" Дзюбы В.В., привлечен к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Несогласие КПК "Регион-Финанс" с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется невыполнением в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять контрольно-надзорные функции.
Учитывая диспозицию части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, суд должен установить факт законности выданного заявителю предписания, за неисполнение которого последний был привлечен к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
На основании пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Некредитными финансовыми организациями в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ признаются кредитные потребительские кооперативы (пункт 12) (статья 76.1 Закона N 86-ФЗ).
Согласно статье 76.5 Федерального закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов (статья 76.9 Федерального закона N 86-ФЗ).
В соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" электронные документы (информация), в том числе требования (предписания) Банка России, направляются Банком России поднадзорным организациям путем размещения в личных кабинетах.
Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
В ходе осуществления Дальневосточным ГУ Банка России мониторинга отчетности за 2018 год и иных документов, установлен факт нарушения КПК "Регион-Финанс" требований Федерального закона N 190-ФЗ, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, Указаний Банка России от 25.07.2016 N 4083-У.
Предписание Банка об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в установленный срок КПК "Регион-Финанс" не исполнено, что не оспаривается самим Кооперативом.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения апелляционный суд признает обоснованным.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения предписания, КПК "Регион-Финанс" не представлено. Вина кооператива в совершении административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все необходимые меры по своевременному исполнению предписания.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях Кооператива состава вменяемого административного правонарушения является доказанным
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
По мнению Кооператива, совершенное правонарушение является малозначительным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение данной нормы является правом суда.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным критерием, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В апелляционной жалобе КПК "Регион-Финанс" не приведено исключительных обстоятельств, указывающих на возможность применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Материалы дела также не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок управления, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера деяния заявителя, апелляционная коллегия считает, что правонарушение, совершенное кооперативом, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Довод заявителя о тяжелом финансовом положении правомерно отклонен судом первой инстанции, в связи с не представлением заявителем указанных доказательств.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение, поскольку часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ исключает возможность замены административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.
Проверив законность назначения административного штрафа, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что он назначен в пределах санкции, установленной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (штраф снижен ниже низшего предела).
Каких либо иных оснований для снижения размера штрафа более чем в два раза, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.05.2020 по делу N А04-1930/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1930/2020
Истец: КПК "Регион-Финанс"
Ответчик: Дальневосточное главное управления Центрального Банка РФ отделение по Амурской области
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (1930/20 2т, 1779/20 а.ж.)