г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А26-9125/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14951/2020) Администрации Кондопожского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2020 по делу N А26-9125/2019, принятое
по иску Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства
к Администрация Кондопожского муниципального района,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - истец, Предприятие, Кондопожское ММП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Кондопожского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 566 806,01 рублей, в том числе: 3 666,50 рублей по договору управления многоквартирным домом N 91 от 01.06.2015 по ул. Комсомольская д. 1а в части взносов на капитальный ремонт за период с декабря 2016 года по февраль 2018 года; 14 054,24 рубля по договору управления многоквартирным домом N 84/1 от 01.06.2015 по ул. Бумажников д. 6 в части взносов на капитальный ремонт за период: ноябрь 2017-февраль 2018, сентябрь 2018 и оплате жилищно-коммунальных услуг за период: ноябрь 2017, январь 2018, сентябрь 2018; 35 318,03 рубля по договорам управления многоквартирным домом N 85 от 01.06.2013 и от 01.01.2016 по ул. Бумажников д. 14 в части взносов на капитальный ремонт за период: август-сентябрь 2016, ноябрь 2016, ноябрь 2017-февраль 2018, сентябрь 2018 и оплате жилищно-коммунальных услуг за период: сентябрь 2018; 98,08 рублей по договору управления многоквартирным домом от 28.12.2011 по ул. Пролетарская д. 3 за сентябрь 2018; 14 399,11 рублей по договору управления многоквартирным домом от 15.10.2015 по ул. Пролетарская д. 4 в части взносов на капитальный ремонт за период: август 2016 по февраль 2018, сентябрь 2018 и оплате жилищно-коммунальных услуг за период: июнь 2018, август-сентябрь 2018; 101 445,33 рублей по договору управления многоквартирным домом от 01.12.2015 по ул. Пролетарская д. 6 в части взносов на капитальный ремонт за период: январь 2017-февраль 2018, август 2018 и оплате жилищно-коммунальных услуг за период: ноябрь 2016, декабрь 2017-февраль 2018, сентябрь 2018; 117 355,26 рублей по договорам управления многоквартирным домом N 67 от 01.01.2013 и от 07.11.2017 по ул. Пролетарская д. 28 в части взносов на капитальный ремонт за период: август 2018-сентябрь 2018 и оплате жилищно-коммунальных услуг за период: декабрь 2016-сентябрь 2018; 1 131,81 рубль по договору на аварийно-диспетчерское и паспортное обслуживание от 01.01.2017 (пр. Калинина, 12) за период: октябрь 2017, ноябрь 2017, июнь 2018; 573,26 рубля по договору на аварийно-диспетчерское и паспортное обслуживание от 01.01.2017 (пер. Октябрьский, 4) за период: октябрь 2017, март 2018, июнь 2018; 432,21 рубля по договору на аварийно-диспетчерское и паспортное обслуживание от 01.01.2017 (ул. Пролетарская, 10а) за период: октябрь 2017; 4 560,33 рубля по договору на аварийно-диспетчерское и паспортное обслуживание от 01.01.2017 (ул. Пролетарская, 34) за период: октябрь 2017, июнь 2018; 15 145,93 рубля по оплате тепловой энергии и горячей воды поставленной в помещения по адресу: г. Кондопога, ул. Новокирпичная, д. 8 за период с февраля по июнь 2018; 133 485,26 рублей по оплате тепловой энергии и горячей воды поставленной в помещения по адресу: г. Кондопога, ул. Пролетарская, д. 10а за период с октябрь 2016 по август 2017; 1 830 рублей по оплате работ по установки заглушек на водоразборных устройствах ХВС и ГВС по ул. М. Горького, 26а за июль 2018; 123 310,66 рублей по договору управления многоквартирным домом от 26.11.2009 по ул. Пролетарская, 16 помещения 1, 5-9 за период: сентябрь 2016-сентябрь 2018.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По его мнению, судом не учтено, что истец в суд в порядке части 1 статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к Администрации Кондопожского городского поселения до утверждения ликвидационного баланса не обращался; 12.10.2018 Кондопожским ММП ЖКХ в адрес ликвидационной комиссии Администрации Кондопожского городского поселения было направлено требование кредитора о включении в промежуточный ликвидационный баланс денежного требования в размере 1 003 651,02 рубля, которое было удовлетворено частично на сумму 415 423,86 рублей; на момент обращения Предприятия в Администрацию Конодопожского муниципального района Администрация Кондопожского городского поселения ликвидирована, о чем 26.02.2019 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц, следовательно факт прекращения Администрацией поселения в связи с ее ликвидацией влечет прекращение обязательств перед кредиторами; отсутствие перехода прав и обязанностей поселения к Администрации Кондопожского муниципального района не влечет за собой универсального правопреемства.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, указывая на правомерность выводов, изложенных в решении, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не опровергнуто ответчиком, Кондопожское ММП ЖКХ является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Кондопога, ул. Комсомольская, 1а, ул. Бумажников, 6, ул. Бумажников, 14, ул. Пролетарская, 3, ул. Пролетарская, 4, ул. Пролетарская, 6, ул. Пролетарская, 28, ул. Пролетарская, 16.
Между Кондопожским ММП ЖКХ и Администрацией Кондопожского городского поселения были заключены договоры управления многоквартирными домами N N 67 от 01.01.2013 и от 07.11.2017, NN 85 от 01.06.2013 и от 01.01.2016, N 84/1 от 01.06.2015, N 91 от 01.06.2015, от 28.12.2011, от 1510.2015, от 01.12.2015. кроме того, заключены дополнительные соглашения о перемене собственника к договору управления МКД от 01.12.2015, к договору управления МКД N 67 от 01.01.2016, к договору управления МКД N 85 от 01.01.2016, к договору управления МКД N 84/1 от 01.06.2015, к договору управления МКД N 91 от 01.06.2015, заключенные 28 сентября 2018 года от лица собственника Администрацией Кондопожского муниципального района; договор управления многоквартирным домом N 16, от 06.02.2019 между Кондопожским ММП ЖКХ и Администрацией Кондопожского муниципального района в отношении нежилых помещений, право собственности которых было зарегистрировано за администрацией Кондопожского городского поселения, что подтверждено представленными истцом свидетельством о регистрации права от 05.02.2016 и выпиской из ЕГРН от 13.10.2016, о чем указано в п. 1.2 договора.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего.ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ на собственника помещения возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, а также вносить плату за коммунальные услуги, платежи за капремонт.
Между Администрацией Кондопожского городского поселения и Кондопожским ММП ЖКХ заключены договоры от 01.01.2017 на аварийно-диспетчерское обслуживание и паспортное обслуживание в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Кондопога, ул. Калинина, 12, пер. Октябрьский, 4, ул. Пролетарская, 10А, ул. Пролетарская, 34, по условиям которых исполнитель организует обслуживание, включающее в себя услуги согласно пункту 1.1 договоров, а заказчик обеспечивает оплату оказанных услуг до 15 числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункт 2.3 договоров).
01.10.2018 между Администрацией Кондопожского городского поселения, Администрацией Кондопожского муниципального района и Кондопожским ММП ЖКХ заключено дополнительное соглашение к указанным договорам (по домам: ул. Калинина, 12, Пролетарская. 34, пер. Октябрьский, 4), в соответствии с которым Администрация Кондопожского городского поселения добровольно и с согласия других сторон соглашения передала свои права и обязанности Администрации Кондопожского муниципального района по исполнению договоров на аварийно-диспетчерское и паспортное обслуживание с момента его подписания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Также истец в спорный период отпустил тепловую энергию в нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Кондопога, ул. Новокирпичная, д. 8, ул. Пролетарская, д. 10а. Истец направил Администрации Кондопожского городского поселения оферту в виде договоров теплоснабжения N 26 от 01.02.2018, N 139 от 01.05.2016. Подписанные экземпляры договоров не был возвращены истцу. При этом в спорный период истец поставлял тепловую энергию, направил для подписания соответствующие акты оказанных услуг и счета-фактуры.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В пункте 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, разъяснено, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Договор N 26 и N 139 Администрация поселения не подписала, но пользовалось услугами теплоснабжения, оказываемыми истцом, таким образом, у сторон возникли взаимные права и обязанности, обусловленные поставкой Администрации поселения тепловой энергии в отсутствие письменного договора.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кроме того, Кондопожское ММП ЖКХ оказало услуги по установке заглушек на водоразборных устройствах ХВС и ГВС по ул. М. Горького, 26а в сумме 1830 руб., в доказательство чего приложены: гарантийное письмо от 20.07.2018 N 2-84-2727 Администрации поселения о возмещении затрат, акт о приемке выполненных работ от 26.07.2018, договор N 414 на возмездное оказание услуг с доказательством его направления.
Таким образом, между предприятием и Администрацией поселения в силу положений статей 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли договорные отношения по оказанию услуг по установке заглушек на водоразборных устройствах ХВС и ГВС по ул. М. Горького, 26а.
Ссылаясь на то, что ликвидационной комиссией Администрации Кондопожского городского поселения было частично удовлетворено требование кредитора исх. N 14-03/9281 в сумме 415 423,86 рублей, в остальной части требований решения об отказе во включении в ликвидационный баланс до конца процедуры ликвидации отказано не было, с соблюдением претензионного порядка урегулирования спора, Кондопожское ММП ЖКХ обратилось с настоящим иском в суд к правопреемнику поселения - Администрации Кондопожского муниципального района.
Суд первой инстанции требования удовлетворил в полном объеме.
При проверке законности и обоснованности решения суд апелляционной инстанции связан доводами апелляционной жалобы.
Позиция ответчика, фактически не возражающего по размеру требований, сводится к тому, что истцом не доказано наличие у него права на обращение с иском к Администрации.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
12.10.2018 Кондопожское ММП ЖКХ направило в ликвидационную комиссию Администрации Кондопожского городского поселения требование кредитора исх. N 14-03/9281 на общую сумму 1 003 651 руб. 02 коп.
Ликвидационной комиссией Администрации Кондопожского городского поселения не было отказано Кондопожскому ММП ЖКХ во включении вышеназванной суммы в ликвидационный баланс до конца ликвидации Администрации Кондопожского городского поселения (далее АКГП).
Таким образом, сумма требований Кондопожского ММП ЖКХ, не оспоренная ответчиком и не включенная в ликвидационный баланс составляет 588 227,16 рублей.
Ответчик полагает, что к спорным правоотношениям должны применяться положения статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей последствия ликвидации юридических лиц. вместе с тем, данный довод суд первой инстанции правомерно отклонил, как основанный на неверном толковании норм материального права. В рассматриваемом случае к спорным отношениям, подлежат применению специальные нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 131), регулирующей вопросы правопреемства муниципальных образований.
Так, согласно статье 23 Устава Кондопожского городского поселения в редакции от 25.06.2018 исполнительно-распорядительный орган Кондопожского городского поселения не образуется. Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа поселения в соответствии со статьей 34 ФЗ N 131-ФЗ возлагается на Администрацию Кондопожского муниципального района. Решением Совета Кондопожского муниципального района XXVII созыва от 28.03.2018 N 3 статья 35 Устава Кондопожского муниципального района дополнена частью 1.1, согласно которой на администрацию муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Кондопожского городского поселения.
Указанные обстоятельства подтверждаются дополнительными соглашениями заключенными к действующим договорам на управление многоквартирными домами и договорам на аварийно-диспетчерское обслуживание, заключенным между Кондопожским ММП ЖКХ и АКГП, согласно дополнительным соглашения все обязательства по исполнению указанных договоров на себя берет АКМР. Дополнительные соглашения были приобщены к материалам дела вместе с ходатайством о приобщении дополнительных документов от 03.02.2020.
Доводы ответчика о том, что ему были переданы полномочия только в части властных полномочий по решению вопросов местного значения, кроме обязанностей, не состоятельны в силу следующего.
К вопросам местного значения согласно статьям 14, 15 ФЗ N 131 отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации,39 Жилищного кодекса российской Федерации владение, пользование и распоряжение имуществом (право собственности) порождает не только права, но и обязанности связанные с его содержанием.
Таким образом, расходы, связанные с содержание муниципальной собственности, в том числе с подержанием данного имущества в надлежащем техническом и эксплуатационном состоянии относятся к вопросам местного значения.
Согласно части 3.2. статьи 86 Бюджетного кодекса российской Федерации расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов городских, сельских поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы городских, сельских поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района. Правопреемство производится как в части прав, так и в части обязанностей.
Согласно части 10 статьи 85 Закона N 131 органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
К вопросам местного значения согласно статей 14, 15 Закона N 131 отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, расходы, связанные с содержанием муниципальной собственности, в том числе с подержанием данного имущества в надлежащем техническом и эксплуатационном состоянии относятся к вопросам местного значения.
С учетом изложенного, поскольку наличие и размер расходов подтверждены материалами дела, расчет ответчиком не оспорен, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов, изложенных в решении.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены нормы материального права, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2020 по делу N А26-9125/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9125/2019
Истец: Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно - коммунального хозяйства
Ответчик: Администрация Кондопожского муниципального района
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску