г. Красноярск |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А33-28299/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Макарцева А.В., Петровской О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управления капитального строительства": Слободчиков А.В., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управления капитального строительства"
(ИНН 2451000430, ОГРН 1032402946355)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" февраля 2020 года по делу N А33-28299/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройтехникс" (ИНН 2464211990, ОГРН 1082468048618, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" (ИНН 2451000430, ОГРН 1032402946355, далее - ответчик) о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта незаконным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "28" февраля 2020 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, апеллянт полагает, что суд не учел все доводы ответчика, а также с учетом представленных доказательств, пришел к ошибочному выводу об отсутствии вины подрядчика.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей истца.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласился с решением суда первой инстанции и просил решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 февраля 2020 года по делу N А33-28299/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехникс" (подрядчик) и муниципальным казенным учреждением города Красноярска "Управление капитального строительства" (заказчик) 03.07.2019 заключен муниципальный контракт N 2019.64 на выполнение работ по строительству ливневой канализации на объекте "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска".
Срок выполнения работ по контракту: срок начала выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта. Срок завершения работ - 01.10.2019 (пункт 3.1 контракта).
В соответствии со статьей 4.3 контракта заказчик обязан: после подписания настоящего контракта в течение 3 рабочих дней с момента письменного обращения подрядчика передать по акту приема-передачи проектно-сметную (проектную) документацию в полном объеме (пункт 4.3.1 контракта); представить подрядчику стройплощадку (с приложением копии правоустанавливающих документов) по акту приема-передачи, подписанному подрядчиком и заказчиком (пункт 4.3.2 контракта); передать подрядчику по акту приема-передачи копию разрешение на строительство (пункт 4.3.3 контракта).
Согласно графику выполнения работ (приложение N 2 к контракту) сторонами установлены следующие сроки: подписание сторонами акта о соответствии состояния объекта капитального строительства условиям контракта - 01.10.2019, передача подрядчику копии разрешения на строительство - 01.07.2019, передача подрядчику копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости) - не требуется, передача подрядчику копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений - 01.08.2019, передача подрядчику копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства - не требуется, передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ (если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации) - 08.07.2019; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией - 01.10.2019; подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства объекта - 01.10.2019.
Подрядчик в письме от 05.07.2019 N 43/07 просил заказчика предоставить строительную площадку, передать проектно-сметную документацию, разрешение на строительство, документы, подтверждающие согласование производства отдельных работ, а именно действующие технические условия не позднее 08.07.2019, в письме от 05.07.2019 N 44/07 - передать проект организации геодезических работ, знаки геодезических разбивочных основ с каталогами координат знаков и отметки в системе МСК-СРФ (письма вручены заказчику 05.07.2019 (отметки о вручении на письмах)).
Заказчик письмом от 09.07.2019 N 3387 (ответ на письмо подрядчика от 05.07.2019 N 43/07) передал акт приема-передачи строительной площадки от 05.02.2017, акт приема- передачи разрешения на строительство от 05.02.2017, технические условия.
Сторонами 09.07.2019, 10.07.2019 подписаны акты приема-передачи проектно-сметной документации.
Согласно акту приема-передачи от 05.07.2019 подрядчику передана строительная площадка.
Акт содержит отметку подрядчика, датированную 09.07.2019, о том, что:
- на участке СК 2+40 м по СК 6 имеются кустарники, снос и утилизация которых не предусмотрены проектно-сметной документацией,
- на участке СК 10- СК 11 расположено ограждение, демонтаж вышеуказанного ограждения не предусмотрен проектно-сметной документацией,
- на участке СК 12 расположен бетонный забор,
- на участке от СК 21+50 до СК 25 расположены вновь высаженные зеленые насаждения, снос зеленых насаждений не предусмотрен проектно-сметной документацией.
В письме от 11.07.2019 N 3458 заказчик сообщил по результатам рассмотрения обращения об отказе исполнения пунктов 4.1.13 и 4.1.4 муниципального контракта от 03.07.2019, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)" указанный СП 126.13330.2012 "Геодезические работы в строительстве.
Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" не относится к нормативной документации, обязательной к исполнению, потребовал незамедлительно приступить к выполнению работ по строительству объекта.
Письмом от 12.07.2019 N 51/07, врученным заказчику 15.07.2019 (отметка о вручении на письме), выявлена непригодность строительной площадки, заказчик уведомлен о невозможности начала производства до момента исполнения заказчиком встречных обязательств по передаче проектно-сметной документации в виде и составе соответствующим нормам текущего законодательства, геодезической разбивочной основы, а также даче разъяснений по недостаткам стройплощадки:
- на участке СК 2+40 м по СК 6 имеются кустарники, снос и утилизация которых не предусмотрены проектно-сметной документацией,
- на участке СК 10- СК 11 расположено ограждение, демонтаж вышеуказанного ограждения не предусмотрен проектно-сметной документацией, помимо этого отсутствует информация о собственнике вышеуказанного ограждения и согласования о его сносе или переносе,
- на участке СК 12 расположен бетонный забор,
- на участке от СК 21+50 до СК 25 расположены вновь высаженные зеленые насаждения, однако проектно-сметной документацией не предусмотрен, снос и утилизация зеленых насаждений, а также восстановительная стоимость зеленых насаждений либо компенсационное озеленение.
- в нарушение условий по контракту заказчиком переданы не действующие технические условия:
- ТУ N 8000278497, выданные ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" для присоединения к электрическим сетям сроком действия 5 лет со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заказчиком не предоставлена информации о дате заключения вышеуказанного договора и его копия,
- в письме N 5/3297 от 06.09.2016 "О выдаче технических условий" МКУ "УДИБ" согласовало заказчику подключение самотечной системы ливневой канализации жилого района "Солонцы-2" согласно схеме, прилагаемой к письму, письмом не установлен срок действия технических условий, отсутствует схема подключения,
- ТУ N 730-01-03-43/12763 от 30.05.2016, выданные АО "Транснефть-Западная Сибирь" срок действия до 30.05.2017, письмом NТЗС-04-03-21/10572 от 06.04.2019 ТУ были продлены, но срок продления не указан,
- ТУ N 137, выданные ПАО "Ростелеком" 20.05.2016, продленные в соответствии с изменениями от 26.12.2018 сроком на 6 месяцев, то есть до 26.05.2019,
- заказчиком не переданы знаки геодезических разбивочных основ.
Письмом от 15.07.2019 N 53/07 выявлены следующие недостатки:
- согласно Разделу 5. "Проект организации строительства" ГТП-03/2016-ПОС.1 Том 5.1 предусматривается вертикальное крепление откосов траншеи ливневой канализации при помощи шпунта типа Ларсен IV захватками по 30 метров на глубину до 10-м, при этом принята десятикратная оборачиваемость шпунта. Суммарная длина откоса, подлежащая креплению, составляет 300-м, соответственно, необходимо выполнить 10 захваток. Вес шпунта одной захватки составляет 55,5т, таким образом, необходимо 55,5т шпунта погрузить и извлечь 10 раз, соответственно, работы по погружению/извлечению составят 550т, в то же время ЛС 01-01-01 "Дополнительные работы ПОС по ливневой канализации (1 этап) предусматривает работы по погружению и извлечению шпунта в количестве 166,5т.
- шпунт типа Ларсен IV, заложенный в ПСД, не производится в Российской Федерации; данный вид шпунта производится Днепропетровским металлургическим комбинатом, находящимся на территории Украины, данный тип шпунта не доступен к приобретению, в связи с чем, подрядчик просил согласовать замену марки шпунта Ларсен IV, на шпунт марки Ларсен Л5-УМ завод по производству которого находится в Нижнем Тагиле, приобретение этой марки шпунта сокращает сроки его доставки до строительной площадки, что позволяет ускорить сроки выполнения работ,
- согласно проекту ГТП-03/2016-НК-9 лист 45, обществу "Стройтехникс" необходимо приобрести трубу стальную d 1720x16 мм по ГОСТ 10704-91; в данном нормативном документе отсутствуют трубы данного диаметра; подрядчик просил дать разъяснения по этому вопросу.
Заказчик в письме от 17.07.2019 N 3577 не согласился с доводами подрядчика относительно непригодности строительной площадки для выполнения работ по контракту по следующим основаниям:
- демонтаж бетонного забора на участке СК 12 предусмотрен проектной документацией,
- разрешение на вырубку зеленых и лесных насаждений будет предоставлено в соответствии с приложением N 2 к муниципальному контракту в срок до 01.08.2019,
- в случае обнаружения неучтенных работ, необходимых для исполнения контракта, их стоимость будет компенсирована за счет непредвиденных затрат, предусмотренных сметным расчетом стоимости строительства,
- в соответствии с условиями контракта заказчиком переданы технические условия, необходимые для производства работ.
- технические условия ТУШ000278497, выданные ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", для выполнения работ по строительству ливневой канализации не требуются,
- технические условия МКУ "УДИБ" ТУ Ж 730-01-03-43/12763 от 30.05.2016, выданные АО "Транснефть-Западная Сибирь", являются действующими.
Срок действия технических условий определен пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", согласно которому срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет; по истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены,
- в соответствии с п.4.1 разделе 4 "Подготовка к строительству" Свода правил СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства". Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (далее - СНиП 12-01-2004) застройщик (заказчик) определяет исполнителя работ подрядчика (генподрядчика) на основе договора строительного подряда при подрядном способе строительства, в том числе по результатам тендера,
- пунктом 4.10 СНиП 12-01-2004 определено, что на основании проектной документации исполнителю работ следует подготовить схемы расположения разбиваемых в натуре осей зданий и сооружений, знаков закрепления этих осей и монтажных ориентиров, а также схемы расположения конструкций и их элементов относительно этих осей и ориентиров; схемы разрабатывают исходя из условия, что оси и ориентиры, разрабатываемые в натуре, должны быть технологически доступными для наблюдения при контроле точности положения элементов конструкций на всех этапах строительства; одновременно следует, при необходимости, откорректировать имеющиеся или разработать методику выполнения и контроля точности геодезических разбивочных работ, правила нанесения и закрепления монтажных ориентиров.
- исполнителю работ, при необходимости, следует выполнить обучение персонала, а также заключить с аккредитованными лабораториями договоры на выполнение тех видов испытаний, которые исполнитель работ не может выполнить собственными силами (пункт 4.11 СНиП 12-01-2004),
- согласно п,4.8 СНиП 12-01-2004 застройщик (заказчик) должен обеспечить вынос на площадку геодезической разбивочной основы силами местного органа архитектуры и градостроительства или по его поручению - специализированной организацией, принять ее по акту,
- в соответствии пунктами 4.1, 4.8, 4.10,4.11 СНиПа 12-01-2004 условиями заключенного контракта (пункт 4.1.13) обязанность обеспечить работы по разбивке и закреплению основных осей, зданий и сооружений, закреплению реперов возложена на подрядчика,
- пунктом 4.1.4 контракта предусмотрена обязанность подрядчика в течение 10 дней с момента подписания контракта представить заказчику проект производства работ (ППР и ППГР), разработанного в соответствии с СП 48.13330.2011, СП 78.1330.2012,
- проект производства работ (ППР) разрабатывается на основе проекта организации строительства (ПОС), который передан в составе проектной документации,
- отсутствие в составе проекта организации строительства (ПОС) проекта организации геодезических работ (ПОГР) не является основанием для отказа в разработке методики производства геодезических работ (ППГР),
- в силу пункта 4.9 СНиП 12-01-2004 по получении проектной документации исполнителю работ следует проверить наличие в применяемой им организационно-технологической документации документированных процедур на все виды производственного контроля качества, проверить их полноту и, при необходимости, откорректировать их, а также разработать недостающие.
- проектная документация выдана согласно акту приема-передачи N 1 от 09.07.2019 и акту приема-передачи N 2 от 10.07.2019 в соответствии с пунктом 5.4 СП 48.13330.2011 в двух экземплярах, на электронном носителе и бумажном.
Письмом от 19.07.2019 N 56/07, врученным заказчику 23.07.2019 (штамп о вручении на письме), подрядчик сообщил о выявлении следующих несоответствий проектно-сметной документации:
- согласно проекту ГТП-03/2016-ПОС.5.1-2, срок выполнения работ составляет 7 месяцев, согласно, муниципального контракта срок производства работ сокращен до 3 месяцев,
- при производстве работ по продавливанию стальных труб согласно ППР необходимо устройство упорной стенке плиты фундамента под направляющие рельсы и крепление откосов котлована, что не учтено в составе работ в расценках п. 62,71 Локальным сметным расчетом N 06-01-10 "Водоотвод. Коллектор 1 (1 этап)",
- при разработке грунта для прокладки трубопроводов Локальным сметным расчетом N 02-05 "Перевозка (1 этап)" предусмотрена его транспортировка на 2 км, при этом не указаны площадки складирования;
- при прокладке стальных футляров проектом ГТП -03/2016-НК-9 лист 45 заложены хомуты: на трубу диаметр 1400 мм -11,57 т; на трубу диаметр 925 мм -1,59 т; Локальным сметным расчетом N 06-01-10 "Водоотвод. Коллектор 1 (1 этап)" не учтены,
- согласно техническим условиям производителей стеклопластиковых труб в камерах и колодцах необходимо устройство гильз с уплотнением для компенсации деформации конструкции. Локальным сметным расчетом N 06-01-10 "Водоотвод. Коллектор 1 (1 этап)" не учтены,
- в спецификации проекта ГПТ-03/2016-КЖ.4 на арматуру применен ГОСТ 52544-2006 потерявший свою актуальность (Приказ от 3 1.03.2017. N 232-ст "о введении в действие межгосударственного стандарта". Отменить ГОСТ р52544-2006 с введением в действие межгосударственного Стандарта,
- в локальном сметном расчете N 06-01-10 "Водоотвод. Коллектор 1 (1 этап)", заложена транспортировка железобетонной трубы d 1400 мм на 30 км для 1 зоны Красноярского края, фактически приобретается труба в другом регионе Российской Федерации, что будет подтверждено счет-фактурой на данный материал, в сметной документации необходимо учесть транспортировку этого материала,
- в ходе производства работ необходимо произвести работы по вырубке деревьев и кустарников, что не учтено проектно-сметной документацией;
- после выполнения всех строительно- монтажных работ по данному объекту необходимо будет выполнить восстановление поврежденных газонов, что так же необходимо учесть в проектно-сметной документацией,
- при устройстве приемного котлована и камеры СК12 (ККЗ) ПОС предусмотрено устройство шпунтового ограждения котлована на глубину 10,0-м, длиной стенки L=33m, из которых 17-м попадают под пролетное строение путепровода. На Листе 43 (ГТП-03/2016-НК-7) имеется обозначение отметки низа конструкции Н=214.67-м, натурная отметка земли в данном месте = 207,78, таким образом, вертикальный габарит составляет 6,89-м,в результате выполнение решений ПОС по организации шпунтового ограждения котлована не представляется возможным,
- на Листе 41 "План ливневой канализации" (ГТП-03/2016-НК5) Камера СК13(КК4) располагается в непосредственной близости от опоры путепровода (3 м). Глубина траншеи по продольному профилю (ГТП-03/2016-НК7 Лист 43) составляет 5,39-м, таким образом произойдет оголение опоры путепровода. Отсутствует согласование работ в непосредственной близости от путепровода с балансодержателем сооружения,
- на участке СК16 - СК17 (ГТП-03/2016-НК-5 Лист 41 План ливневой канализации) имеется взаимное наложение верха откоса разрабатываемой траншеи для устройства ливневой канализации и низа откоса насыпи путепровода. Глубина траншеи на участке (ГТП-03/2016-НК-8 Лист 44 продольный профиль) составляет 5,77 - 6,73-м, а высота насыпи путепровода от 2,6 до 6,1-м. Не проработан вопрос крепления основания насыпи путепровода, невозможно исключить сползание насыпи в траншею.
Заказчик с письмом от 26.07.2019 N 3686 направил подрядчику разрешение N 77 на снос зеленых насаждений от 25.07.2019, приказ N 181-азс от 25.07.2019 (вручено подрядчику 26.07.2019 (отметка о вручении на письме)).
Подрядчик в письме от 26.07.2019 N 61/07, врученном заказчику 29.07.2019 (штамп о вручении на письме), сообщил о приостановлении строительно-монтажных работ по следующим причинам:
- участок СК1-СК4 на проведенных технических совещаниях 17.07.2019 и 23.07.2019: заказчик в устной форме уведомил представителей общества "Стройтехникс" о проведении археологических работ на данном участке, подрядчик просим дать письменное разъяснение по данному вопросу,
- участок СК6-СК7 на ПК 3+06 обозначены перспективные сети водопровода и канализации; вышеуказанные сети проложены; в проектной документации отсутствует вертикальная отметка фактического заложения сетей, не установлен собственник сетей,
- согласно проектной документации камера СК7 находится на месте опоры существующего коллектора теплосетей.
Письмом от 30.07.2019 N 67/07 заказчик уведомлен о невозможности производства работ на указанном участке до момента дачи разъяснений:
- участок СК6-СК7 Коллектор N 1 пересекает три линии ВЛ 10 кВт, две опоры которых попадают в зону раскрытия траншеи, в виду чего прокладка коллектора невозможна; в тоже время при переносе ВЛ 10 кВт в подземную кабельную линию проектом не предусмотрены мероприятия по прокладки коллектора под перенесенными кабельными линиями.
В ответ на письмо от 30.07.2018 N 67/07 заказчик в письме от 05.08.2019 N 3837 сообщил подрядчику о том, что проектом ПОС предусмотрено выполнять переустройство трех линий ЛЭП 10 кВ, согласно проекта шифр: ГТП-03/2016-ТКР.3.8-3 ООО "ТеоТехПроект", с последующим строительством коллектора N1; прошу подрядчика выполнять работы в соответствии с проектно-сметной документацией на переустройство трех линий ЛЭП 10 кВ согласно согласованного с владельцами проекта шифр: ГТП-03/2016-ТКР.3.8-3 ООО "ГеоТехПроект" без отклонений.
В качестве приложении к письму подрядчику вручены листN 1 согласованный с владельцем на переустройство ЛЭП ЮкВ на ПК 3+34.91 основной трассы, принадлежавший владельцу-Торговый дом "ВЕГАС"; лист N1 согласованный с владельцем на переустройство ЛЭП 10кВ на ПК 3+94.38 основной трассы принадлежавший владельцу-АО "Транснефть-Западная Сибирь"; лист N1 согласованный с владельцем на переустройство ЛЭП 10кВ на ПК 3+92.61 основной трассы принадлежавший владельцу-ООО "Кока-Кола ЭйчБИСИ Евразия".
Подрядчик письмом от 06.08.2019 N 75/07, направленным заказчику по электронной почте, подрядчик запросил разъяснения по следующим вопросам:
- в связи с необходимостью переустройства теплового коллектора на ПК 20-14, изменить точку врезания в существующий коллектор диаметром 1000 на ПК 20403 (сокращение данной трассы на 36 м) и с включением стального футляра 14 м,
- заменить колодец СК 24 на отвод 8о-10о,
- исключить футляр длиной 51 м под недействующим кольцевым проездом, с применением стеклопластиковой трубы кольцевой жесткостью SN 10000, выполнить прокол под железобетонным коллектором, на ПК 19*43 длинной I м.
- исключить футляры диаметром 1720 мм под сетями ООО "Лента" на ПК 18+23, ПК 18+51 и длинной 15 и 23 м,
- исключить футляр 1720 мм на кольцевом проезде ПК 17+8*5 длинной 38 м с применением стеклопластиковой трубы с кольцевой жесткостью SN 10000,
- исключить колодец СК 21 с заменой на стеклопластиковый отвод 13.5 о,
- заменить железобетонную трубу диаметром 1400 мм на стеклопластиковую диаметром 1400 SN 3000 на участке СК 20 - СК 21 (за счет полученной экономии исключении футляров),
- рассмотреть возможность исключения стального футляра диаметром 1720 мм длинной 35 м на участке СК. 19, СК 20 (Съезд с моста на ул. Авиаторов на замену стеклопластиковой трубы SN 10000); проходка открытым способом с организацией временного проезда через боковой проезд,
- исключить футляр диаметром 1720 мм на ПК 15+13 душной 20 м с проходкой открытым способом,
- осуществить вынос силового кабеля ПАО МРСК "Сибири" и изменением трассировки на участке СК 16, СК 19 при этом исключить устройство шпунтовой стенки на участке СК 16" СК 18,
- изменить плановое положение камеры СК 16 на 20 м по оси трассы ш сторону СК 15, что исключит нарушение насыпи путепровода,
- изменить плановое положение СК 13 на 13.5 м т оси трассы в сторону СК 12, с целью предотвращения оголения опор мостового перешла,
- предусмотреть устройство шпунтового ограждений рабочего котлована на ПК 9+75 длиной 30 м в связи с ограничением ширины полосы предоставленного сервитута.
- изменить плановое положение камеры СК 12 на 8 м на северо-запад, в связи с невозможностью устройство шпунтового ограждений под габариты мостового перехода,
- изменить положение СК 11 на 8 м в северо-восточном направлении, с целью предотвращения оголения опор и нарушения откоса насыпи при раскрытии траншеи,
- рассмотреть возможность исключения футляров диаметром 1720 на участках СК 7 СК 8 (Северное шоссе) с применением стеклопластики трубы SN 10000, работы осуществить открытым способом,
- рассмотреть возможность переноса камеры СК 7 в сторону СК 6 в связи с плановым ее нахождением под коллектором теплосетей,
- при невозможности без футлярного способа прохода под автомобильными дорогами с применением стеклопластиковой трубы SN 10000, рассмотреть устройство футляров из сборного ЖБ,
- уточнить ГОСТ на металлическую трубу диаметром 1720 мм.,
- не учтена доставка железобетонных и металлических труб.
В письме от 07.08.2019 N 77/08 подрядчик сообщил заказчику о том, что на основании проведенного анализа проектно-сметной документации и трассировки коллектора N 1 на местности подрядчик не имеет возможности приступить к производству работ по следующим причинам:
- участок СК1-СК4 должны производиться археологические работы,
- участок СК6-СК7 на ПК 3+06 обозначены перспективные сети водопровода и канализации; вышеуказанные сети проложены; в проектной документации отсутствует вертикальная отметка фактического заложения сетей, не установлен собственник сетей,
- согласно проектной документации камера СК7 находится на месте опоры существующего коллектора теплосетей,
- участок СК6-СК7 Коллектор N 1 пересекает три линии ВЛ 10 кВт, две опоры которых попадают в зону раскрытия траншеи, в виду чего прокладка коллектора невозможна; в тоже время при переносе ВЛ 10 кВт в подземную кабельную линию проектом не предусмотрены мероприятия по прокладки коллектора под перенесенными кабельными линиями.
- для осуществления работ по продавливанию футляров d1720 согласно ППР необходимо устройство упорной стенки плиты фундамента под направляющие рельсы и крепление откосов котлована, что не учтено в составе работ в расценках пунктов 62, 71 Локального сметного расчета N 06-01-10 "Водоотвод. Коллектор 1 (1 этап)", согласно проекту ГТП-03/2016-Налогового кодекса Российской Федерации-9, лист 45, обществу "Стройтехникс" необходимо приобрести трубу стальную d1720х16мм по ГОСТу 10704-91; в данном нормативном документе отсутствуют трубы данного диаметра, в связи с чем приобретение мегалитической трубы данного диаметра невозможно,
- ПК 19+95-ПК20+35 необходимо проведение работ по переустройству коллектора тепловых сетей в связи допущенной ошибкой его местоположения при проектировании,
- ПК 18+00-ПК20+00 необходим перенос вновь высаженных деревьев, которые попадают в зону производства работ,
- при устройстве приемного котлована и камеры СК12 (ККЗ) ПОС предусмотрено устройство шпунтового ограждения котлована на глубину 10,0-м, длиной стенки L=33m, из которых 17-м попадают под пролетное строение путепровода. На Листе 43 (ГТП-03/2016-НК-7) имеется обозначение отметки низа конструкции Н=214.67-м, натурная отметка земли в данном месте = 207,78, таким образом, вертикальный габарит составляет 6,89-м,в результате выполнение решений ПОС по организации шпунтового ограждения котлована не представляется возможным,
- на Листе 41 "План ливневой канализации" (ГТП-03/2016-НК5) Камера СК13(КК4) располагается в непосредственной близости от опоры путепровода (3 м). Глубина траншеи по продольному профилю (ГТП-03/2016-НК7 Лист 43) составляет 5,39-м, таким образом произойдет оголение опоры путепровода. Отсутствует согласование работ в непосредственной близости от путепровода с балансодержателем сооружения,
- на участке СК16 - СК17 (ГТП-03/2016-НК-5 Лист 41 План ливневой канализации) имеется взаимное наложение верха откоса разрабатываемой траншеи для устройства ливневой канализации и низа откоса насыпи путепровода. Глубина траншеи на участке (ГТП-03/2016-НК-8 Лист 44 продольный профиль) составляет 5,77 - 6,73-м, а высота насыпи путепровода от 2,6 до 6,1-м. Не проработан вопрос крепления основания насыпи путепровода, невозможно исключить сползание насыпи в траншею,
- на ПК 9-75-ПК 10+15 предоставлен сервитут на земельный участок шириной 6 м, при этом ширина раскрытия траншеи и по верхней в данном месте составляет 16-м с учетом устройства стартового котлована, для продавливания металлического футляра диаметром 1720 под железнодорожными путями.
Подрядчик письмом от 07.08.2019 N 79/08 сообщил заказчику что невыполнение работ по устройству ливневой канализации на объекте "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска" от СК 24 до СК 23 технически невозможно по причине того что на ПК20+13 находится сеть теплотрассы (ООО "Краском"), глубина заложения которой препятствует производству работ.
В письме от 08.08.2019 подрядчик сообщил заказчику, что в соответствии со Сводом правил СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства". Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 781) при выполнении проекта производства работ (ППР) не допускаются отступления от решений ПОС без согласования с организацией разрабатывающей, утверждающей его, в связи с чем подрядчик не имеет возможности разработать передать заказчику ППР в полном объеме в связи с допущенными в проектной документации существенными ошибками и неточностями, необходима корректировка проектной документации. Письмо вручено заказчику 09.08.2020 (штамп о вручении).
Согласно акту приема-передачи от 25.07.2019 подрядчику передана проектно-сметная документация. Акт подписан подрядчиком 12.08.2019.
Подрядчик письмом от 20.08.2019 N 19/08, врученным 20.08.2019, направил заказчику на проверку локальный сметный расчет N 1 на дополнительные работы по сносу и восстановлению зеленых насаждений, не учтенных проектно-сметной документаций, и необходимые к выполнению для последующего производства работ.
Заказчик в письме от 23.08.2019 N 4200 указал, что по результатам повторного рассмотрения документации на производство геодезических работ по строительству ливневой канализации на объекте "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска" выявлены следующие замечания: отсутствуют образцы исполнительных чертежей, что противоречит требованиям СП 126.13330.2012, приложение Ж.10, не указанно количество инженер-геодезистов для постоянного, непрерывного сопровождения СМР на объекте, что не соответствует утвержденному постановлению Госстроя СССР от 19.01.1987 N 10 "Типовое положение о геодезической службе в строительстве"; в связи с выявленными замечаниями к проекту производства геодезических работ (ППГР), потребовал в письме до 26,08.2019 устранить указанные заказчиком замечания и предоставить откорректированный (ППГР) заказчику; сообщил, что обязанность ведения исполнительной документации возложена на лицо, осуществляющее строительство в соответствии с требованиями, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4.6 СП 48.13330.2011 и пункта 6.13 СП 48.13330.2011, в связи с чем потребовал предоставить приложение N1иN2, РД-11-02-2006 в срок до 26.08.2019; указал, что в соответствии СП 48.13330.2011, пункта 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N468, в связи с чем необходимо предоставить отчет о проверке инженерных изысканий до 26.08.2019.
Подрядчик в ответ на претензию о взыскании неустойки от 23.08.2019 N 4201, поступившую в адрес общества 02.09.2019, сообщил заказчику следующее: подрядчиком в письме от 30.07.2019 N 67/07 сообщено заказчику, что общество "Стройтехникс" не имеет возможности приступить к производству работ, предусмотренных пунктами l.1-1.7 графика производства работ до момента дачи разъяснений, по причине того, что участок СК6-СК7 Коллектор N 1 пересекает три линии ВЛ 10 кВт, две опоры которых попадают в зону раскрытия траншеи, в виду чего прокладка коллектора невозможна. В тоже время при переносе ВЛ 10 кВт в подземную кабельную линию проектом не предусмотрены мероприятия по прокладки коллектора под перенесенными кабельными линиями. письмом от 26.07.2019 61/07 подрядчиком сообщено заказчику о приостановке работ, предусмотренных пунктами 2.-3.5. графика на участке на участке от СК1 до СК7 коллектор N 1 производства работ до момента дачи разъяснений, письмом от 07.08.2019 N 77/08 подрядчик повторно уведомил заказчика о вышеуказанных обстоятельствах, разъяснений от заказчика не получено.
Заказчик 04.09.2019 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ссылаясь на невыполнение подрядчиком работ в соответствии с его условиями, очевидностью того, что подрядчиком не исполнит обязательства в срок, установленный пунктом 3.1 контракта (01.10.2019).
Решение вручено подрядчику 05.09.2019 с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.09.2019 N 4458.
С сопроводительным письмом от 07.10.2019 N 126/10 подрядчик возвратил заказчику комплект проектно-сметной документации (вручено 08.10.2019 (отметка о вручении)).
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехникс", ссылаясь на неправомерность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от муниципального контракта, обратился в суд с настоящим иском.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статьи 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Судом первой инстанции верно установлено, что отношения сторон по данному делу регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ).
В силу статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. В силу статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями статьи 768 Кодекса к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 данного Закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексам Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
В силу пункта 16.2 контракта расторжение допускается по следующим обстоятельствам: по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на условиях, определенных гражданским законодательством (пункт 16.3).
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Из указанной ранее переписки сторон следует, что между истцом и ответчиком возник спор по поводу сроков и качества выполнения работ, а также относительно условий созданных со стороны ответчика, препятствующих выполнению истцом своих обязательств.
Заказчик 04.09.2019 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ссылаясь на невыполнение подрядчиком работ в соответствии с его условиями, очевидностью того, что подрядчиком не исполнит свои обязательства в срок, установленный пунктом 3.1 контракта (01.10.2019). Решение вручено подрядчику 05.09.2019 с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.09.2019 N 4458.
В обоснование законности принятия данного решения ответчик указал, что срок завершения выполнения работ по данному объекту - 01.10.2019 по состоянию на 04.09.2019 на объекте выполнены работы в объеме не более 2% от цены контракта. Таким образом очевидно, что ООО "Стройтехникс" к установленному пунктом 3.1 контракта сроку не исполнит свои обязательства по завершению работ на объекте.
Пунктом 3.1 контракта срок выполнения работ определен с момента заключения контракта до 01.10.2019.
Подрядчику 05.07.2019 по акту переданы строительная площадка и разрешение на строительство, согласно актам от 09.07.2019 и от 10.07.2019 - проектная документация.
Фактически к работам подрядчик приступил только 22.07.2019.
В соответствии с графиком выполнения работ, согласованным сторонами при заключении контракта (приложение N 2 к муниципальному контракту), в июле 2019 года подрядчиком должен был выполнены работы (вынос ЛЭП 10 кВ, устройство коллектора N 1 протяженностью 383,8 м с устройством смотровых колодцев) на общую сумму 19 138 519 рублей 36 копеек.
Фактически выполнены только работы по укладке ливневой канализации диаметром 600 мм на участке протяженностью 99 м с устройством 3-х смотровых колодцев. По состоянию на 30.08.2019 на данном участке не завершены работы по устройству смотровых колодцев (отсутствуют крышки и люки колодцев, стремянки, не выполнены заделка швов железобетонных конструкций и лотки в колодцах), не выполнены работы по обратной засыпке траншеи в полном объеме, планировке участка и уборке снесенных зеленых насаждений.
Обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехникс" 01.08.2019 (вх. N 2836) представлены акты о приемке выполненных работ на сумму 2 903 311 рублей 20 копеек, которые возвращены заказчиком в связи с тем, что объемы выполненных работ не подтверждаются представленной исполнительной документацией. Исполнительная документация с замечаниями возвращена подрядчику на доработку 21.08.2019 (от 21.08.2019 исх. N 4119). Акты выполненных работ по форме КС-2 не подписаны.
В августе 2019 года согласно графику выполнения работ подрядчиком должны быть выполнены работы на сумму 40 089 066 рублей 33 копейки.
Фактически в августе 2019 года подрядчик приступил к выполнению работ по устройству двух железобетонных камер смотровых колодцев СК14 и СК15. По состоянию на 04.09.2019 работы по устройству смотровых колодцев не завершены, исполнительная документация не представлена.
Проект производства работ (ППР) представлен заказчику только 09.08.2019. По результатам проверки ППР выявлены замечания, ППР возвращен подрядчику на доработку.
29.07.2019 инспектором ФБУ "ФЦСИП" Потокиным А.С., осуществляющим строительный контроль по указанному объекту, выдано предписание N 0001 об устранении нарушений при строительстве объекта, 09.08.2019 выдано предписание N 0002. Замечания, указанные в предписаниях, в установленный срок не устранены.
23.08.2019 заказчиком выдано предписание N 1 по организации строительной площадки и качеству работ при устройстве камеры КК5. 28.08.2019 в ходе очередной проверки установлено, что нарушения по организации строительной площадки подрядчиком не устранены.
02.09.2019 выдано предписание N 2 по качеству выполненных работ при устройстве смотровых колодцев СК14 и СК15 и установлен срок устранения нарушений 09.09.2019.
Таким образом, очевидно, что подрядчик не завершил бы работы на объекте к сроку, установленному пунктом 3.1 контракта.
Оценив приведенную ранее переписку сторон, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности истцом наличия препятствий для выполнения работ, которые не зависели от воли подрядчика.
Обжалуя решение суда первой инстанции, апеллянт в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуально кодекса не представил соответствующих доказательств в подтверждение своих доводов.
Апелляционный суд также отмечает, что в акте приема-передачи строительной площадки от 05.07.2019 указано, что при приемки строительной площадки обнаружено нахождение кустарника и деревьев на участке от СК2+40 по СК6, о наличии огороженной забором территории на участке СК-10, СК-11, о наличии бетонного ограждения на участке СК-12, о наличии вновь высаженных кустарников на участке от СК 21+50 до СК 25 (предположительно, высадка указанного кустарника производилась в рамках подготовки к XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске). Отметка подрядчика о выявленных препятствиях проведения работ датирована 09.07.2019.
Передача проектно-сметной документации по муниципальному контракту происходила поэтапно: 09.07.2019, 10.07.2019 сторонами подписаны акты приема-передачи проектно-сметной документации, 09.07.2019 письмом N 3387 подрядчику переданы технические условия, акт приема-передачи проектно-сметной документации от 25.07.2019 подписан подрядчиком 12.08.2019.
Таким образом, передача истцу проектно-сметной документации осуществлялась до 12.08.2019.
В опровержение указанного обстоятельства, ответчиком доказательств не представлено.
Исходя из материалов дела, письмом от 05.07.2019 N 44/07 истцом запрошена передача геодезических разбивочных основ. Акт приема-передачи геодезической разбивочной основы для строительства подписан лишь 18.07.2019.
Письмом от 12.07.2019 ответчик уведомлен о ряде обстоятельств, препятствующих выполнению работ, в том числе об обстоятельствах, выявленных при приемке строительной площадки, а также о недостатках в представленных технических условиях и в проектно-сметной документации.
Ответ на данное письмо истец получил, как указывает ответчик, письмами от 17.07.2019 "N 3577, от 11.07.2019 N 3458, от 23.08.2019 N 4200, при этом истец указал, что указанные письма не содержат исчерпывающей информации о способе выполнения работ по контракту.
Судом первой инстанции указано, что истец пояснил о невозможности выполнения проекта производства работ без геодезической разбивочной основы и проекта организации строительства в полном объеме, в связи с чем довод ответчика о том, что отсутствие в составе ПОС проекта организации геодезических работ не является основанием для отказа в разработке ППГР фактически, верно признан судом первой инстанции не обоснованным, поскольку не подтвержден соответствующими нормами и правилами.
Ранее судом апелляционной инстанции отмечено, что письмом от 15.07.2019 N 53/07 заказчик уведомлен о дополнительных работах по погружению и извлечению шпунта, письмом от 19.07.2019, о ряде неучтенных в проектно-сметной документации работ. Ответы на письма от заказчика не последовали.
Письмом от 26.07.2019 подрядчик, руководствуясь обязанностью, возложенной на него статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, приостановил выполнение работ до получения от заказчика указаний, в связи с обнаружением непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком технической документации.
Также судом первой инстанций установлено, что от заказчика не поступило ответа на ряд вопросов, изложенных в последующих письмах, в том числе, в письме от 07.08.2019 N 79/08 об обнаружении теплотрассы ООО "КрасКом", в письме от 07.08.2019 N 77/08 о наличии водопроводных и канализационных сетей, отмеченных в проекте как перспективных.
Письмом от 08.08.2019 N 84/08 заказчик уведомлен о невозможности разработать ППР, в связи с допущенными в проектной документации существенными ошибками и неточностями, ответа на письмо в адрес подрядчика не направлено.
Не соглашаясь с доводами ответчика, истец в суде первой инстанции пояснил следующее:
- к работам по выносу ЛЭП 10 кВ подрядчик не приступал по вине заказчика, о чем не однократно сообщал в своих письмах от 30.07.2019 N 67/07, от 07.08.2019 N 77/08, от 04.09.2019 N 98/09.
- подрядчиком не выполнены работы предусмотренные ПОС, а именно: по ливневой канализации (п. 4 графика), по защите кабеля связи (п. 5 графика), по укладке стеклопластиковой трубы (п. 6 графика), по разработке котлованов и укладке труб в котлованах на Коллекторе 1 (п. 7 графика), по устройству камеры ливневой канализации КК 10 (п. 8 графика) в результате виновных действий заказчика, о чем указывалось в письмах от 30.07.2019 N 67/07 года, от 07.08.2019 N 77/08, от 04.09.2019 N 98/09.
- на участке СК1-СК4, протяженностью 200 метров, истец не имел возможности выполнять работы, поскольку на данном участке обществом с ограниченной ответственностью "Красноярская Геоархеология" выполнялся комплекс мероприятий по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия "Красноярск. Стоянка Авиаторов", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, в 0,264 км северо-западнее пересечения пр. авиаторов с Северным шоссе, в 0,94 км восточнее ул. Утренней при проектировании и строительстве объекта "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы" в Центральном районе г. Красноярска" на основании муниципального контракта от 08.07.2019 N 2019.57.
Истцом представлен в материалы дела контракт от 08.07.2019 N 2019.57 и акт от 17.10.2019 N 20, согласно которому работы по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия завершены 17.10.2019, то есть после окончания срока выполнения работ по спорному контракту N 2019.64 (01.10.2019).
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о возможности выполнения работ, который основывался на том, что Служба по государственной охране объектов культурного наследия ответом на запрос от 23.11.2016 N 2-5123 указала исполнителю проекта (обществу с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект") на возможность реализации проекта по строительству объекта "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска при условии выполнения мероприятий по сохранению ВОАН "Красноярск" стоянка Авиаторов", определенных НПД (Шифр ГТП-03/2016-ИД.5), поскольку, как верно отмечено судом первой инстанции, в данном запросе указывается только о возможности проведения работ при условии проведения мероприятий по сохранению ВОАН "Красноярск", ничего не говорится о сроках проведения работ.
Поскольку в силу прямо указания Службы по государственной охране объектов культурного наследия выполнение работ возможно исключительно при соблюдении условия о выполнении мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, а работы по сохранению объекта в свою очередь велись с 08.07.2019 по 17.10.2019, вывод суда о том, что данное обстоятельство препятствовало выполнению подрядчиком работ по контракту является верным и обоснованным.
Более того, истец также указал, что в соответствии с актами приема передачи ПСД N 1,2,3, 126/10 ему не передавался том шифр ГТП-03/2016-ИД.5, Подраздел. 5 "Обеспечения сохранности выявленного объекта археологического наследия".
Материалами дела подтверждается, что ответчик обладал информацией о невозможности выполнения работ по ливневой канализации (п. 4 графика), по защите кабеля связи (п. 5 графика), по укладке стеклопластиковой трубы (п. 6 графика), по разработке котлованов и укладке труб в котлованах на Коллекторе 1 (п. 7 графика), по устройству камеры ливневой канализации КК 10 (п. 8 графика) и на участке СК1-СК4, протяженностью 200 метров, по причине неточностей, содержащихся проектно-сметной документации, что подтверждается тем, что ответчик заключил муниципальный контракт на корректировку проектно-сметной документации от 28.05.2019 N Ф.2019.284370 года. При этом работы по контракту выполнены лишь 05.12.2019 в соответствии с актом N 173/10, то есть после окончания срока выполнения работ по спорному контракту N 2019.64 (01.10.2019).
Апелляционный суд соглашается, что наличие предписаний об устранении подрядчиком нарушений об отказе от контракта, не имеет правового значения в данном случае, поскольку предписания относились к вопросам соблюдения подрядчиком норм организации строительства и не имеют отношения к обстоятельствам, послужившим причиной невозможности выполнения работ по контракту. Кроме того, замечания, указанные в предписаниях, устранены подрядчиком, о чем в адрес заказчика направлено письмо от 11.09.2019 N 104/09 (вручено заказчику 16.09.2019 (N 3601)).
При изложенных обстоятельствах, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, вывод суда первой инстанции о том, что контракт не мог быть расторгнут ответчиком в одностороннем порядке как по мотивам того, что подрядчик не приступил в срок к выполнению работ, так и по мотивам того, что окончание работ к сроку становится явно невозможным, является верным.
В суде апелляционной инстанции на вопрос суда о фактической возможности соблюдения сроков выполнения работ подрядчиком при отсутствии возможности приступить к производству работ, представитель ответчика пояснил, что при наличии препятствий на одних участках, подрядчик мог выполнять работы на других участках.
Вместе с тем, материалы дела подтверждают множественность различных факторов, препятствующих выполнению работ из-за недостатков в проектной документации и приостановления работ на разных участках по различным основаниям (археологические работы, необходимость получения разрешения на срубку зеленых насаждений, на изменение способа прокладки труб, невозможность прокладки коллектора из-за попадания в зону раскрытия траншеи опор линии электропередачи, по ливневой канализации из-за попадания сети теплотрассы и т.п.).
Учитывая, что апеллянтом при обжаловании судебного акта не представлено соответствующих доказательств, опровергающих доводы истца и выводы суда первой инстанции, а также отсутствие правовых оснований для признания данного отказа законным, апелляционная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" февраля 2020 года по делу N А33-28299/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28299/2019
Истец: ООО "Стройтехникс"
Ответчик: муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление капитального строительства"